(1)Однажды я написала для газеты статью, которая кончалась такими словами. (2)«Если бы я преподавала в вузе педагогику, я на первой же лекции сказала бы студентам так: «Пока не поздно, берите свои документы и уходите из педагогического вуза. (3)Потому что учительская работа не знает ни выходных дней, ни отпусков. (4)Она поистине одна из труднейших, что существуют на свете, она требует всей жизни без остатка».
(5)Вскоре редакционная почта принесла мне письмо. «(6)Я послала документы в педвуз, но прочитала вашу статью и забрала их. (7)Зачем всю жизнь мучиться? (8)Лучше я буду журналистом: работы мало, а денег много». (9)Я не ответила тогда на это письмо. (10)Я решила: его написал человек пошлый. (11)Разве можно ему объяснить, что всякая работа, если делать её хорошо, требует всех душевных сил? (12)Но в газету приходили новые и новые письма. (13)И я увидела, что мысль, будто есть лёгкие профессии, присуща многим.
(14)...Пятилетний мальчик погибал от болезни сердца. (15)Он был обречён, спасти его могла только операция. (16)Риск, сопряжённый с операцией, был так велик, что ни один врач за неё не брался. (17) Один доктор вызвался сделать эту операцию. (18)Ему говорили: опасно. (19)Не надо. (20)Зачем вам рисковать? (21)А он рискнул. (22)Мальчик жив, и есть надежда, что будет здоров. (23)А если бы неудача? (24)Как держать ответ перед матерью ребёнка? (25)Как самому жить, постоянно встречая укор в глазах окружающих? (26)Так не лучше ли отступить, предоставить всё случаю?
(27)Медицинский - очень интересный институт. (28)Но хорошенько подумайте, прежде чем подавать туда заявление.
(29)Иным школьникам кажется, что профессия юриста - лёгкая профессия. (30)Так ли это?
(31)Иногда дело ясно с первых же слов. (32)Факты говорят, что человек виновен, и сам он тоже признаёт свою вину. (33)Но бывает, что на скамье подсудимых оказывается человек, который ни в чём не виноват. (34) Он оклеветан. (35)И судья, прокурор, защитник обязаны взвесить всё заново, и не один раз: всё гораздо сложнее и запутаннее, чем может показаться на первый взгляд. (36)Они сопоставляют показания подсудимого, свидетелей, они ищут, думают. (37)Они знают, что не имеют права ошибиться. (38)Ошибка может стоить человеку жизни. (39)Или свободы. (40)Судебный работник, как и сапёр, не вправе ошибаться...
(41)Вы хотите пойти в юридический институт? (42)Что ж, идите, это очень интересное дело. (43)Но какое трудное, если делать его по-настоящему!
(44)Все понимают, что труд шахтёра - нелёгкий труд. (45)Но есть люди, которые думают, будто труд журналиста, к примеру, очень лёгок: человек много ездит, многое видит, а потом рассказывает о том, что увидел. (46)Вы хотите стать журналистом? (47)Превосходно! (48)Есть журналисты, которые, если предложить им трудное задание, если надо спасти, вступиться, говорят: а почему я должен этим заниматься? (49)Но они не журналисты. (50)Настоящий журналист не только там, где радостно и легко. (51)Он и там, где трудно, где безвыходно. (52)Трудное дело - журналистика.
(53) Но есть ли на свете лёгкое дело?
(54) Выбрать работу, которая станет твоим жизненным делом, нелегко. (55)На земле разбросаны угольки призваний, говорит легенда. (56)Каждый уголёк может по-настоящему разгореться, только попав к своему хозяину. (57)Если человек подберёт не свой уголёк, огонь будет едва мерцать, а то и совсем потухнет. (58)С давних пор ходят люди по свету, и каждый ищет тот огонь, который ему предназначен. (59)Иные счастливцы сразу его узнают, другие ищут всю жизнь и не находят; и много на свете людей, которые пытаются раздуть чужой огонь, но это не приносит им счастья. (60)Только сам человек может угадать своё призвание. (61)Никто со стороны за него решать не должен. (62)Людям, которые спрашивают, кем быть, вернее всего ответить так: будь человеком. (63)И знай: лёгкой работы на свете нет.
(64)Я навсегда запомнила слова одной ленинградки, пережившей блокаду. (65)Она сказала: «Лёгкого не жду, трудного не боюсь...»
(66)Есть на свете такое слово: долг. (67)Мы говорим: долг совести, долг службы, врачебный долг, долг учительский. (68) Но одного долга мало. (69)Надо любить человека и любить своё дело.
(По Ф. Вигдоровой)
Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) - писатель, журналист, публицист. Работа в школе дала ФА. Вигдоровой большой материал для раздумий и наблюдений, нашедших отражение в книгах «Мой класс», «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка», «Семейное счастье», «Любимая улица».
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите цифры в соответствии с последовательностью букв.
Список терминов:
1) фразеологизм
2) вводные слова
3) парцелляция
4) развёрнутая метафора
5) диалог
6) лексический повтор
7) вопросительные предложения
8) ряды однородных членов предложения
9) цитирование
Верный ответ: 7694
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6745.
(1)Я единственный внук, и дедушка меня любит. (2)Я его тоже очень люблю. (3)Он осенил моё детство добрыми воспоминаниями. (4)Они до сих пор волнуют и трогают меня. (5)Даже сейчас, когда он прикасается ко мне своей широкой, сильной рукой, у меня щемит сердце.
(6)Я приехал в Корюков двадцатого августа, после заключительного экзамена. (7)Опять получил четвёрку. (8)Стало очевидно, что в университет я не поступлю.
(9)Дедушка ожидал меня на перроне. (10)Такой, каким я оставил его пять лет назад, когда в последний раз был в Корюкове. (11)Его короткая густая борода слегка поседела, но широкоскулое лицо было по-прежнему мраморно-белое, и карие глаза были такие же живые, как и раньше. (12)Всё тот же вытертый тёмный костюм с брюками, заправленными в сапоги. (13)В сапогах он ходил и зимой, и летом. (14)Когда-то он учил меня надевать портянки.
(15)Ловким движением закручивал портянку, любовался своей работой. (16)Потом натягивал сапог, морщась не оттого, что сапог жал, а от удовольствия, что он так ладно сидит на ноге. (17)С ощущением, будто я исполняю комический цирковой номер, я взобрался на старую бричку. (18)Но никто на привокзальной площади не обратил на нас внимания. (19)Дедушка перебрал в руках вожжи. (20)Лошадка, мотнув головой, побежала с места бодрой рысцой.
(21)Мы поехали вдоль новой автомагистрали. (22)При въезде в Корюков асфальт перешёл в знакомую мне выбитую булыжную мостовую. (23)По словам дедушки, улицу должен заасфальтировать сам город, а у города нет средств.
(24)Какие наши доходы? (25)Раньше тракт проходил, торговали, река была судоходной - обмелела. (26)Остался один конезавод. (27)Есть лошади! (28)Мировые знаменитости есть. (29)Но город от этого мало что имеет.
(30)К моему провалу при поступлении в университет дедушка отнесся философски:
Поступишь в следующем году, не поступишь в следующем - поступишь после армии. (31)И все дела.
(32)А я был огорчён неудачей. (33)Не повезло! (34)Мне досталась тема «Роль лирического пейзажа в произведениях Салтыкова-Щедрина».
(35)Тема! (36)Выслушав мой ответ, экзаменатор уставился на меня, ждал продолжения. (37)Продолжать мне было нечего. (38)Я стал развивать собственные мысли о Салтыкове- Щедрине. (39)Экзаменатору они были неинтересны.
(40)Мы сдали на конезавод бричку и лошадь и пошли обратно берегом Корюковки. (41)На тропинке, ещё по-летнему твёрдой, местами потрескавшейся от жары, шуршали под ногами первые опавшие листья. (42)Раньше в это время я уезжал от дедушки, и грусть расставания смешивалась тогда с радостным ожиданием Москвы. (43)Но сейчас я только приехал, и мне не хотелось возвращаться.
(44)Я люблю отца и мать, уважаю их. (45)Но что-то сломалось привычное, изменилось в доме, стало раздражать, даже мелочи.
(46)Мне стали неинтересны разговоры о папиной и маминой работе. (47)0 людях, про которых я слышал много лет, но ни разу не видел. (48)Конфликты на работе неизбежны, глупо всё время говорить о них. (49)Я вставал из-за стола и уходил. (50)Это обижало стариков. (51)Но я ничего не мог поделать с собой.
(52)Всё это было тем более удивительно, что мы были, как говорится, дружной семьёй. (53)Ссоры, разлады, скандалы, разводы, суды и тяжбы - ничего этого у нас не было и быть не могло. (54)Я никогда не обманывал родителей и знал, что они не обманывают меня. (55)То, что они скрывали от меня, считая меня маленьким, я воспринимал снисходительно. (56)Это наивное родительское заблуждение лучше снобистской откровенности, которую кое-кто считает современным методом воспитания. (57)Я не ханжа, но в некоторых вещах между детьми и родителями существует дистанция, есть сфера, в которой следует соблюдать сдержанность; это не мешает ни дружбе, ни доверию. (58)Так всегда и было в нашей семье. (59)И вдруг мне захотелось уйти из дома, забиться в какую-нибудь дыру.
(60)Может быть, я устал от экзаменов? (61)Тяжело переживаю неудачу? (62) Старики надеялись на мой успех, хотя ни в чём меня не упрекали, а я подвёл, обманул их ожидание. (63) Восемнадцать лет, а всё сижу на их шее. (64) Раньше была перспектива - университет. (65)Но я не смог добиться того, чего добиваются десятки тысяч других ребят, ежегодно поступающих в высшие учебные заведения. (66)А дедушка считал, что меня воспитывают слишком домашним, тепличным и мне надо попробовать жизни. (67)Мне казалось даже, что он доволен тем, что я не поступил в университет. (68)Может быть, он против высшего образования? (69)Последователь Руссо? (70)Считает, что цивилизация ничего хорошего людям не принесла?(71)Но дал же он образование своей дочери - моей маме.(72)Просто дедушка хочет, чтобы я попробовал жизни.
(По А. Рыбакову)
Анатолий Наумович Рыбаков (1911-1998 гг.) - русский писатель. Автор романов и повестей «Кортик», «Бронзовая птица», «Водители», «Тяжёлый песок», романа-тетралогии «Дети Арбата».
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите цифры в соответствии с последовательностью букв.
Список терминов:
1) вопросительные предложения
2) ряд однородных членов
3) риторическое обращение
4) сравнение
5) противопоставление
6) фразеологизм
7) развёрнутая метафора
8) восклицательные предложения
9) антонимы
Верный ответ: 8175
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6718.
(1)Когда вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. (2)В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжёлом взмахе еловых лап. (3)И я ищу Егора. (4)Я нахожу его в июньском краснолесье - неутомимого и неунывающего. (5)Я встречаю его в осенней мокряди - серьёзного и взъерошенного. (6)Я жду его в морозной тишине - задумчивого и светлого. (7)Я вижу его в весеннем цветении - терпеливого и нетерпеливого одновременно. (8)И всегда поражаюсь, каким же он может быть разным - разным для людей и разным для себя. (9)И разной была его жизнь - жизнь для себя и жизнь для людей. (10)А может быть, все жизни разные? (11)Разные для себя и разные для людей? (12)Только всегда ли есть сумма в этих разностях? (13)Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своём существе?
(14)Егор был единым, потому что всегда был самим собой. (15)Он не умел и не пытался казаться иным - ни лучше, ни хуже. (16)И поступал не по соображениям ума, не с дальним прицелом, не для одобрения свыше, а по совести, так, как велела совесть.
(17)Вот не задалась у Егора Полушкина на новом месте привычная работа. (18)Правда, первых два месяца, когда топориком для Фёдора Ипатовича от солнышка до солнышка позванивал, всё вроде нормально шло. (19)Фёдор Ипатович хоть и руководил им, однако взашей не подталкивал, свою выгоду соблюдая. (20)Мастера торопить нельзя, мастер - сам себе голова: это всякий хозяин сообразит. (21)И хоть и бегал вокруг, и кипятил кровь, а особо подгонять не решался. (22)И Егор работал, как сердце велело: где поднажать, где передохнуть, а где и отойти, присесть на брёвнышко, на работу со стороны глянуть. (23)Да не торопливо, не в задыхе - спокойно, вглядчиво, на три цигарки. (24)3а эту работу кормили его с семейством ежедень, штаны старые дали и домишко. (25)В общем, Егор не сетовал, не обижался: по закону, по сговору всё было сделано. (26)Полмесяца он в новом жилье устраивался, неделю радовался, а потом пошёл работу искать. (27)Не за ради дома да удобства родственника- за ради хлебушка.
(28)Плотник есть плотник: за ним всегда работа бегает - не он за работой. (29)Тем более что весь посёлок труд Егоров видел, да и петух, его топором сработанный, с конька на весь белый свет кукарекал. (30)Так что взяли Егора, можно сказать, с поясным поклоном в плотницкую бригаду местной строительной конторы. (31)Взять-то взяли, а через полмесяца...
(32)- Полушкин! (33)Ты сколько дён стенку лизать будешь?
(34)- Дык ведь это... (35)Доска с доской не сходится.
(36)- Тебе, что ль, тут жить? (37)У нас план горит, премиальные...
(38) - Дык ведь для людей же...
(39) - Слазь с лесов! (40)Давай на новый объект!
(41) - Дык ведь щели.
(42) - Слазь, тебе говорят!..
(43) Слезал Егор. (44)Слезал, шёл на новый объект, стыдясь оглянуться на собственную работу. (45)И с нового объекта тоже слезал под сочную ругань бригадира, и снова куда-то шёл, на какой-то самоновейший объект, снова делал что-то где-то, топором тюкал, и снова волокли его, не давая возможности сделать так, чтобы не маялась совесть. (46)А через месяц вдруг швырнул Егор казённые рукавицы, взял личный топор и притопал домой за пять часов до конца работы.
(47)- Не могу я там, Тинушка, ты уж не серчай. (48)Не дело у них - понарошка какая-то.
(49) - Ах горе ты моё, бедоносец юродивый!..
(50) - Да уж что уж. (51)Стало быть, так, раз оно не этак.
(52)Откочевал он в другую бригаду, потом в другую контору, потом ещё куда-то. (53)Мыкался, маялся, ругань терпел, но этой поскаковской работы терпеть никак не мог научиться. (54)И мотало его по объектам да бригадам, пока не перебрал он их все, что были в посёлке. (55)А как перебрал, так и отступился: в разнорабочие пошёл. (56)Это, стало быть, куда пошлют да что велят.
(57)И здесь, однако, не всё у него гладко сходилось. (58)Но в мае - только земля вздохнула - определили его траншею копать. (59)Прораб лично по верёвке трассу ему отбил, колышков натыкал, чтоб линия была, по лопате глубину отметил:
- Вот до сих, Полушкин. (60)И чтоб по ниточке.
(61) - Ну, понимаем.
(62) - Грунт в одну сторону кидай, не разбрасывай.
(63) - Ну, дык...
(64) - Нормы не задаю: мужик ты совестливый. (65)Но чтоб...
(66) - Нет тут вашего беспокойства.
(67) - Ну, добро, Полушкин. (68)Приступай.
(69)Поплевал Егор на руки, приступил. (70)Землица сочная была, пахучая, лопату принимала легко и к полотну не липла. (71)И тянуло от неё таким родным, таким ласковым, таким добрым теплом, что Егору стало вдруг радостно и на душе уютно. (72)И копал он с таким старанием, усердием да удовольствием, с каким работал когда-то в родимой деревеньке. (73)А тут майское солнышко, воробьи озоруют, синь небесная да воздух звонкий! (74)И потому Егор, про перекуры забыв, и дно выглаживал, и стеночки обрезал, и траншея за ним еле поспевала.
(75)- Молоток ты, Полушкин! - бодро сказал прораб, заглянувший через три часа ради успокоения. - (76)Не роешь, а пишешь, понимаешь!
(По Б.Л. Васильеву*)
*Борис Львович Васильев (1924-2013 гг.) - русский писатель.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите цифры в соответствии с последовательностью букв.
Список терминов:
1) метафора
2) риторическое восклицание
3) литота
4) эпитет
5) сравнение
6) вопросительные предложения
7) синтаксический параллелизм
8) олицетворение
9) лексический повтор
Верный ответ: 7946
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6691.
(1)И опять наступила весна, своя в своём нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название. (2)Опять с грохотом и страстью пронесло лёд, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобождённо открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. (3)Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по стрелке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и с любовью к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. (4)Всё это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперёд каждого дня. (5)Вот и теперь посадили огороды - да не все: три семьи снялись ещё с осени, разъехались по разным городам, а ещё три семьи вышли из деревни и того раньше, в первые же годы, когда стало ясно, что слухи верные. (6)Как всегда, посеяли хлеба - да не на всех полях: за рекой пашню не трогали, а только здесь, на острове, где поближе. (7)И картошку, моркошку в огородах тыкали нынче не в одни сроки, а как пришлось, кто когда смог: многие жили теперь на два дома, между которыми добрых пятнадцать километров водой и горой, и разрывались пополам.
(8)Та Матёра и не та: постройки стоят на месте, только одну избёнку да баню разобрали на дрова, всё пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. (9)Во многих избах было не белено, не прибрано и ополовинено, что-то уже хозяева увезли в новое жильё, обнажив угрюмые пошарпанные углы, и что-то оставлено для нужды, потому что и сюда ещё наезжать, и здесь колупаться. (10)А постоянно оставались теперь в Матёре только старики и старухи, смотрели за огородом и домом, ходили за скотиной, возились с ребятишками, сохраняя во всём жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения. (11)По вечерам они сходились вместе, негромко разговаривали - и всё об одном, о том, что будет, часто и тяжело вздыхали, опасливо поглядывая в сторону правого берега за Ангару, где строился большой новый посёлок. (12)Слухи оттуда доходили разные.
(13)Деревня на своём веку повидала всякое. (14)Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и другую стороны, разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы. (15)Знала деревня наводнения, когда пол-острова уходило под воду, а над Подмогой - она была положе и ровней - и вовсе крутило жуткие воронки. (16)Была в деревне своя церковь, как и положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и другой протоки. (17)Была мельница на верхней носовой проточке, специально будто для неё и прорытой, с помолом хоть и некорыстным, да незаёмным, на свой хлебушко хватало. (18)В последние годы дважды на неделе садился самолёт, и в город ли, в район ли народ приучился летать по воздуху. (19)Вот так худо-бедно и жила деревня, держась своего места на яру у левого берега, встречая и провожая годы, как воду, по которой сносились с другими поселениями и возле которой извечно кормились. (20)И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне: уходили на погост одни, нарождались другие, заваливались старые постройки, рубились новые. (21)Так и жила деревня, перемогая любые времена и напасти, триста с лишним годов, пока не грянул однажды слух, что дальше деревне не живать, не бывать.
(22)Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции, вода по реке и речкам поднимется и разольётся, затопит многие земли и в первую очередь, конечно, Матёру. (23)Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, всё равно затопит с макушкой, и места потом не показать, где там селились люди. (24)Придётся переезжать. (25)Непросто было поверить, что так оно и будет на самом деле, что край света, которым пугали народ, теперь для деревни действительно близок. (26)Через год после первых слухов приехала на катере оценочная комиссия, стала определять износ построек и назначать за них деньги. (27)Сомневаться больше в судьбе Матёры не приходилось: она дотягивала последние годы. (28)Где-то на правом берегу строился уже новый посёлок, а старые деревенские дома решено было, чтобы не возиться с хламьём, пустить под огонь - и дело с концом. (29)Теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода.
(По В.Г. Распутину*)
*Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) - русский писатель, публицист.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите цифры в соответствии с последовательностью букв.
Список терминов:
1) сравнение
2) антонимы
3) метафора
4) неологизмы
5) диалектизмы
6) парцелляция
7) анафора
8) фразеологизм
9) противопоставление
Верный ответ: 7318
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6664.
(1)Меня давно интересовали люди - их душевный строй, духовная устремлённость, - люди, занятые какой-то однообразной работой. (2)Однообразная работа бывает интересной, то есть такой, которая становится неинтересной только потому, что она повторяется изо дня в день. (3)А бывает и изначально неинтересная, однообразная работа, в которой органично заложена какая-то большая монотонность. (4)Начну с людей «интересной однообразной» работы. (5)Помню медсестру в больнице, которая рассказывала мне, что поначалу её увлекало желание активно помогать людям, облегчать их страдания, а потом изо дня в день одно и то же, одни и те же жалобы, нездоровые лица, разговоры. (6)И стало её охватывать уныние, и она уже думала уйти из больницы. (7)Ей помог «Дон Кихот» Сервантеса.
(8)Вообще надо отметить, что помощь человеку в повседневности со стороны искусства обычно бывает очень неожиданной. (9)Вот что мне рассказала медсестра (10)То, что Дон Кихот вмешивался часто в какие-то фантастические ситуации, старался облегчить наряду с существующими страданиями и несуществующие, его огромная тоска по справедливости и желание поразить любое зло, желание настолько обострённое, что он был готов кидаться на ветряные мельницы, показало ей: она была, мягко выражаясь, не права, когда, находясь один на один с совершенно реальными, невымышленными страданиями, постепенно стала утрачивать острое восприятие их, разучилась видеть людей, которые ждут от неё помощи. (11)Я застал её однажды ночью в больничном коридоре сидящей над романом Сервантеса. (12)Она его перечитывала. (13)И я понял: если через минуту кто-то её позовёт, она без раздражения, без мысли, что ей помешали, будет делать всё для человека, которому нужна. (14)Думаю, что влияние искусства заключается в том, что оно учит нас быть человечными.
(15)Однажды я беседовал с девушкой, которая управляла на стройке башенным краном.
(16) Это, вообще, работа интересная, сопряжённая даже с известным риском, всё-таки высота...
(17) Но постепенно однообразие стало девушку угнетать. (18)Каждое утро подниматься по этой лестнице, выполнять одни и те же манёвры... (19)Ей помогло тоже нечто совершенно неожиданное, не имеющее никакого отношения ни к крану, ни к её работе и даже не имеющее отношения к нашей жизни. (20)Ей помогла новелла Флобера «Простая душа» - о малограмотной простой женщине, которая работает на ферме, изо дня в день видит и делает одно и то же и тем не менее глубоко радуется жизни и умеет найти в однообразии дней какое-то удовлетворение, потому что служит любимым людям. (21)И вот девушка-крановщица подумала: «Если та женщина, которая в жизни не видела ничего, кроме хлева, коров, одной и той же дороги, умеет так радоваться жизни, то как же смею не радоваться жизни я, если каждый день открывает мне что-то новое! (22)Вот достроили дом, въехали новосёлы, изменился ландшафт, открылись какие-то новые дали...» (23)Она стала воспринимать жизнь разнообразно и остро.
(24)«Зерно искусства» упало в чернозём повседневности. (25)Такие зёрна могут давать всходы только тогда, когда они падают в более или менее вспаханную почву. (26)А вспахивает её вся наша жизнь, её этические законы. (27)И надо помнить о том, что бывают «залежные земли» в человеческой душе, но целинных земель не бывает, потому что тысячелетия культуры, тысячелетия работы человеческой мысли и человеческой души отразились на каждом из нас.
(28)Я говорил сейчас о людях «интересной однообразной» работы, но бывают, повторяю, работы и неинтересные, как бы отупляюще-однообразные. (29)Помню рассказ одной стенографистки, которая жаловалась на то, что она уже стала как автомат. (30)«Я совершенно не вникаю в то, что стенографирую, я словно машина». (31)Интересно, что и к ней освобождение пришло от искусства, и пришло оно тоже совершенно неожиданно. (32)От Шекспира. (33)Она стенографировала речи на одной конференции, посвящённой очередному шекспировскому юбилею, и, в отличие от обычного состояния, когда работала совершенно автоматически, вдруг в какую-то минуту вникла в то, о чём говорили люди на трибуне. (34)А говорили они про то, что женщин волнует особенно. (35)Про любовь в трагедиях и комедиях великого писателя. (36)Дома она открыла Шекспира, и после этого в её работе многое изменилось. (37)Она ощутила одну великую особенность Шекспира: что бы люди ни делали в его произведениях, о чём бы ни говорили, чем бы ни занимались, - это имеет отношение к каким-то большим событиям, к жизни мира, к судьбе человечества. (38)И ей открылось, что её скромный труд тоже имеет отношение к жизни мира, к судьбе человечества, потому что на совещаниях, когда она стенографирует, говорят, в сущности, о больших вещах: о спасении морей и океанов, о сохранении лесов, о воспитании детей... (39)Работа её приобрела какой-то высший смысл.
(40)Вот что я думаю по поводу вопроса о взаимоотношении искусства и повседневности... (По Е.М. Богату *)
*Евгений Михайлович Богат (1923-1985 гг.) - советский журналист, писатель.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите цифры в соответствии с последовательностью букв.
Список терминов:
1) градация
2) риторическое обращение
3) разговорная лексика
4) развёрнутая метафора
5) фразеологизмы
6) ряд однородных членов
7) синонимы
8) парцелляция
9) антонимы
Верный ответ: 4781
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6637.
(1)...Привет, старик!
(2)Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбёшку в непыльном уголке. (3)Правда, комары проклятые донимают, но жизнь всё едино райская! (4)Давай, старик, цыгань отпуск и рви к нам. (5)Тут полное безмашинье и безлюдье. (6)Раз в неделю шлёпает к нам моторка с хлебушком, а так хоть телешом весь день гуляй. (7)К услугам туристов два шикарных озера с окунями и речка с хариусами. (8)А уж грибов!..
(9)Впрочем, сегодня моторкой приехал какой-то старикан: седой, коренастый, без руки, и с ним капитан-ракетчик.(10)Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно - тятей. (11)Что-то они тут стали разыскивать - я не вникал...
…(12)Вчера не успел дописать: кончаю утром. (13)Здесь, оказывается, тоже воевали.
(14)Воевали, когда нас с тобой ещё не было на свете. (15)Альберт Федотыч и его отец привезли мраморную плиту.(16)Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу. (17)Отец капитана нашёл её по каким-то своим приметам. (18)Я хотел помочь им донести плиту и -не решился. (19)А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел.
…(20)За соснячком лежал мшистый, весь в валунах пологий берег Легонтова озера. (21)Бор начинался на взгорбке, и к нему вёл корявый березняк да редкие хороводы приземистых ёлок. (22)Он впереди шёл, Четвертак с Комельковой - основным ядром, а Осянина замыкала.
(23)Сторожко шли, без шума, да опять, видно, к себе больше прислушивались, потому что чудом на немцев не нарвались. (24)Чудом, как в сказке.
(25)Счастье, что старшина первым их увидел. (26)Как из-за валуна сунулся, так и увидел: двое в упор на него, а следом остальные. (27)И опоздай Федот Евграфыч ровно на семь - шагов кончилась бы на этом вся их служба. (28)В две бы хороших очереди кончилась.
(29)Но семь этих шагов были с его стороны сделаны, и потому всё наоборот получилось.
(30) И отпрянуть успел, и девчатам махнуть, чтоб рассыпались, и гранату из кармана выхватить. (31)Хорошо, с запалом граната была: шарахнул ею из-за валуна, а когда рвануло, ударил из автомата.
(32)В уставе бой такой встречным называется. (33)А характерно для него то, что противник сил твоих не знает: разведка ты или головной дозор - им это непонятно. (34)И поэтому главное тут - не дать ему опомниться.
(35)Федот Евграфыч, понятное дело, об этом не думал. (36)Это врублено в него было, на всю жизнь врублено, и думал он только, что надо стрелять. (37)А ещё думал, где бойцы его: прятались, залегли или разбежались?
(38)Треск стоял оглушительный, потому что били фрицы в его валун из всех активных автоматов. (39)Лицо ему крошкой каменной иссекло, глаза пылью запорошило, и он почти не видел ничего: слёзы ручьём текли. (40)И утереться времени не было.
(41)Лязгнул затвор его автомата, назад отскочив: патроны кончились. (42)Боялся Васков этого мгновения: на перезарядку секунды шли, а сейчас секунды эти жизнью измерялись.
(43)Рванутся немцы на замолчавший автомат, проскочат десяток метров, что разделяли их, и - всё тогда.
(44)Но не сунулись диверсанты. (45)Голов даже не подняли, потому что прижал их второй автомат - Осяниной. (46)Коротко била, прицельно, в упор и дала секундочку старшине. (47) Ту секундочку, за которую потом до гробовой доски положено благодарить.
(48)Сколько тот бой продолжался, никто не помнил. (49)Если обычным временем считать - скоротечный был бой, как и положено встречному бою по уставу. (50)А если прожитым мерить - силой затраченной, напряжением, - на добрый пласт жизни тянуло, а кому и на всю жизнь.
…(51)Рита Осянина знала, что рана её смертельна и что умирать она будет долго и трудно.
(52)Хотелось пить. (53)Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам. (54)Она не жалела себя. (55)Сын её, Альберт, оставался сиротой, оставался совсем один на руках у болезненной матери, и Рита гадала сейчас, как переживёт он войну и как потом сложится его жизнь. (56)Вскоре вернулся Васков. (57)Разбросал ветки, молча сел рядом, обхватив раненую
руку и покачиваясь.
-(58)Они ушли. (59)За взрывчаткой, видно... -(60)Он поймал её тусклый, всё понимающий взгляд, выкрикнул вдруг:
- Не победили они нас, понимаешь? (61)Я ещё живой, меня ещё повалить надо!.. (62)Он замолчал, закачался, баюкая руку.
-(63) Болит?
-(64)Здесь у меня болит. -(65) Он ткнул в грудь. -(66) Здесь свербит, Рита, так свербит!.. (67)Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? (68)3а десяток фрицев?
- (69) Ну зачем так... (70)Всё же понятно, война...
- (71)Пока война, понятно. (72)А потом, когда мир будет? (73)Будет понятно, почему умирать приходилось? (74)Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? (75)Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли! (76)Что ж это вы со смертью их оженили, а сами целенькие? (77)Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? (78)Да там ведь тоже, поди, охрана, - там ведь людей больше, чем пять девчат да старшина с наганом!
- (79)Не надо, - тихо сказала она. -(80) Родина ведь не с каналов начинается.
(81)Совсем не оттуда. (82)А мы её защищали. (83)Сначала её, а уж потом канал.
(По Б.Л. Васильеву*)
*Борис Львович Васильев (1924-2013) - русский писатель
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите цифры в соответствии с последовательностью букв.
Список терминов:
1) лексический повтор
2) противопоставление
3) сравнение
4) метафора
5) вопросно-ответная форма изложения
6) фразеологизм
7) литота
8) диалог
9) эпитет
Верный ответ: 1264
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6610.
(1)Однажды я получил письмо от Елены Константиновой. (2)Вот оно.
«(3)Когда сносили наш старый дом в Сокольниках, предлагали нам три отдельные квартиры, но ни дочери, ни зятья не согласились отделиться от бабушки. (4)Так мы и въехали в одну большую квартиру все вместе, зато душа семьи, её глава и хранительница - бабушка Серафима Ивановна - осталась с нами. (5)Да и как мы могли без неё? (6)Она так легко и весело решала все наши проблемы и жизненные неурядицы... (7)Когда её младшая дочь провалилась на экзаменах в институт, дед гневался, а бабушка сказала, что она даже рада, так как учёность ума не прибавляет. «(8)Бери, Маша, иголку в руки и покажи своё искусство», - прибавила она. (9)И действительно, моя тётя всю жизнь замечательно шьёт и хорошо зарабатывает, и все вокруг неё ходят нарядные. (10)А ещё до моего рождения в доме, где жила бабушка, был пожар, и все вещи сгорели, семья плакала, а бабушка смеялась: «Вот и прекрасно, начнём сначала, а то заросли вещами». (11)Разбивалась чашка в доме, бабушка всегда говорила: «Слава богу! (12)Давно она мне надоела».
(13)Жизнь у неё была нелёгкая, но радости почему-то не отняла. (14)В войну она проводила на фронт сына, дочь и зятя (дед был инвалидом). (15)На сына получила бумагу: «Пропал без вести». (16)Нас, всех остальных, бабушка увезла в эвакуацию. (17)И среди первых моих детских впечатлений есть такое: самолёты бомбят поезд. (18)Мы лежим в яме, на земле. (19)И я из своего укрытия пристально слежу за бабушкой, которая выносит из горящего вагона маленьких детей - в соседнем вагоне везли детский дом - и одного за другим, а то и по двое, по трое на руках бегом относит в заросли кустарника. (20)Самолёты летают низко и поливают беженцев из пулемётов. (21)А она как будто не видит этого.
(22)Разместили нас потом в деревне под Кировом. (23)И помню, как бабушка приходила с полевых работ уставшая и приносила овощи, но никогда не давала нам одним всё съесть.
«(24)Сначала спросим, чем сегодня сирот кормили», - говорила она, и мы шли в соседнюю избу, где поселили детский дом, и бабушка разворачивала из телогрейки чугунок с картошкой.
(25)А дети кричали: «Добавка пришла!» (26)И там, в эвакуации, и позже, в Москве, бабушка на каждый Новый год наряжалась Дедом Морозом и придумывала разные игры для взрослых и детей. (27)Вообще всеми праздниками распоряжалась она, и чей-нибудь день рождения обсуждался заранее сообща: подарки, шутки, розыгрыши. (28)Но когда в дом приходило горе, бабушка плакала и горевала открыто и очень сильно. (29)Помню, как неистово она просила прощения, стоя у гроба своего мужа. (30)Хотя она любила и берегла деда и всегда делала вид, что его слово решающее в семье. (31)Она добавила ему несколько лет жизни своей заботой о нём, когда он уже не мог вставать.
(32)Сейчас моей бабушки уже нет в живых. (33)Но она всегда у меня перед глазами как живая. (34)Как бы бабушка поступила? (35)Что бы сказала? (36)Так я часто думаю, оказываясь в безвыходной ситуации. (37)Такая правда от неё исходила. (38)Правда чувств и поступков, ума и сердца, правда души.
(39)Однажды я спросила бабушку, какие годы ей запомнились больше всего, в какой возраст она хотела бы вернуться. (40)Я надеялась, что бабушка скажет: «В твой». (41)А она задумалась, глаза её затуманились. (42)И она ответила: «Хотела бы, чтобы лет тридцать шесть тридцать восемь мне опять стало...» (43)Я ужаснулась: «Бабушка, разве тебе молодой не хочется стать?» (44)Она смеётся: «Это ты про шестнадцать лет, что ли, думаешь? (45)Это пустой возраст. (46) Ещё ничего человек не понимает. (47)А вот сорок - это да!» (48)Кажется, мимолётный разговор, а как скрасил он мне жизнь!
(49)Жизнь у меня, как всех, течёт. (50)Бывают минуты, когда кажется, что сил не хватает. (51)И, как спасение, вспоминаю бабушку и думаю: нет, ещё не всё потеряно. (52)Она умела радоваться жизни до своего последнего дня».
(Го Е.М. Богату*)
*Евгений Михайлович Богат (1923-1985) - советский журналист, писатель.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите цифры в соответствии с последовательностью букв.
Список терминов:
1) эпитет
2) риторический вопрос
3) сравнение
4) литота
5) вводные слова
6) противопоставление
7) гипербола
8) метафора
9) цитирование
Верный ответ: 2683
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6583.
(1)Между экзаменами в школе и жизненным экзаменом существует огромная разница. (2)В школе ученики сдают экзамен, в случае неудачи иногда пересдают. (3)Жизненные экзамены - это поступки, их не сдают, а совершают и в случае неудачи иногда серьёзно расплачиваются. (4)«Перепоступить» невозможно - возможно только решиться на новый поступок в уже изменившейся ситуации.
(5)На школьном экзамене в интонации ответа ученика, а иногда и в самой формулировке ответа звучит оттенок неуверенности: «скорее всего», «мне кажется», «я думаю». (6)При оценке ученика традиционно учитывается лишь совпадение его ответа с правильным, степень уверенности ученика в правильности его ответа учитывается очень мало. (7)В жизни же надо не просто высказаться о возможных действиях - нужно решиться на их выполнение, на поступок.
(8)Если прогноз последствий однозначен, то выбор действий не представляет трудностей, а просто требует точного расчёта. (9)Но в жизни прогноз будущего, включающего и результаты собственных действий, чаще всего носит вероятностный характер. (10)И вот, имея лишь вероятностный прогноз будущего, человек должен решиться на вполне определённое действие. (11)И чем неопределённее прогноз результата, тем труднее становится решиться на определённые действия, на определённый поступок.
(12)Каждый человек на всём протяжении своей жизни стоит перед необходимостью принимать решения, порой очень важные и нелёгкие, чреватые серьёзными последствиями. (13)Мать решает, как разумнее распорядиться делами ребёнка в сложной ситуации, и от её решения зависит будущее ребёнка. (14)Учитель решает вопрос о воспитании своих учеников, и от этого зависит, каким будет следующее поколение. (15)От решения, которое принимает врач, зависит здоровье, а порой и жизнь человека. (16)И каждый раз, принимая решение, человек берёт на себя ответственность за его последствия.
(17)Принимая решение, человек берёт на себя ответственность перед законом, перед людьми, перед совестью. (18)Нередко возникает желание уклониться от принятия решения, снизить свою ответственность. (19)Стремление уйти от принятия решения (и от ответственности!) довольно широко распространено, хотя и не всегда осознаётся. (20) Однако попытки переложить на кого-то принятие решения - это иллюзия, самообман. (21)Ведь это не чьё-то, а моё решение поступить так, как кто-то мне посоветовал (или даже приказал). (22) Значит, я (или в том числе и я) несу ответственность за последствия своих действий. (23)Это, впрочем, не значит, что не нужно следовать чужим советам. (24)Надо только помнить, что ты сам принял решение, чьему совету следовать, и сам отвечаешь за это решение.
(25)Так как же быть в ситуации, когда необходимо принять ответственное решение? (26)Нужно собрать друзей или коллег и принять решение коллективно?
(27)Но опыт показывает, что коллективно принятое решение (принятое по голосованию большинством) может оказаться хуже, чем решение любого участника этого голосования, если бы он был один и чувствовал на себе полную ответственность. (28)Такая попытка принятия «коллективного решения» ведёт к коллективной безответственности: любой участник голосования может разрешить себе не чувствовать на своих плечах полный груз ответственности.
(29)Но возможен другой тип совещания, когда задача его участников - изложить свои соображения и аргументацию, а задача руководителя - принять решение. (30)Такой совет, безусловно, полезен.
(31)Именно таким был знаменитый военный Совет в Филях в 1812 году. (32)После Бородинской битвы пытаться остановить французов значило для русской армии понести новые большие потери. (33)Кутузов склоняется к решению без боя сдать противнику Москву. (34)Война же, полагал он, всё равно будет выиграна.
(35)Однако вряд ли Кутузов считал, что при такой тактике победа обеспечена стопроцентно; ведь если бы это было так, то и Наполеон осознал бы это и не полез в ловушку. (36)Принимая решение, Кутузов брал на себя колоссальную ответственность перед историей, перед народом, перед Богом.
(37)И фельдмаршал собирает генералов на военный совет. (38)Он выслушивает мнения и, взвесив их, принимает решение - знаменитое «Приказываю отступать!». (39)Ответственность за это решение он целиком взял на себя.
(40)И в науке, и в экономике, и в политике наилучшие решения далеко не сразу получают всеобщее понимание и одобрение и легко могут быть отвергнуты большинством голосов. (41)Иногда разумно большинством голосов не решение принимать, а выбирать того, кому можно доверить и поручить поиск и принятие наилучшего решения.
(По И. М. Фейгенбергу*)
Иосиф Моисеевич Фейгенберг (род. в 1922 г.) - психофизиолог, профессор, автор научных статей и книг.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите цифры в соответствии с последовательностью букв.
Список терминов:
1) антонимы
2) разговорная лексика
3) парцелляция
4) эпитет
5) синонимы
6) вводные слова
7) восклицательные предложения
8) ряды однородных членов
9) вопросно-ответная форма изложения
Верный ответ: 8619
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6556.
(1)Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики. (2)Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. (3)Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт даёт и сами формулы мыслей и чувств.
(4) Богатые результаты совершеннейшей умственной лаборатории делаются общим достоянием.
(5) Высшая творческая натура влечёт и подравнивает к себе всех. (6)Поэт ведёт за собой читателя в незнакомую ему страну, в тонкой и благоуханной атмосфере которой возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства.
(7)Отчего с таким нетерпением ожидается каждое новое произведение великого поэта? (8)Оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждёт, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне; но он скажет, и это сейчас же сделается моим. (9)Вот отчего и любовь, и преклонение перед великим поэтом, вот отчего и великая скорбь при его утрате. (10)Без него образуется пустота, умственное сиротство: не с кем думать, не с кем чувствовать.
(11)Легко ощутить удовольствие и восторг от изящного произведения, а подметить и проследить своё умственное обогащение от того же произведения довольно трудно. (12)Всякий говорит, что ему то или другое произведение нравится, но редкий осознает и признается, что он поумнел от этого произведения. (13)Многие полагают, что поэты и художники не дают ничего нового, что всё, ими созданное, было и прежде где-то, у кого-то, но оставалось под спудом, потому что не находило выражения. (14)Это неправда.
(15)Ошибка происходит оттого, что все вообще великие научные, художественные и нравственные истины очень просты и легко усваиваются. (16)Но как они ни просты, всё-таки предлагаются только творческими умами, а обыкновенными умами только усваиваются, и то не вдруг и не во всей полноте, а по мере сил каждого.
(17)Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. (18)Наша литература обязана ему своим умственным ростом. (19)И этот рост был так велик, так быстр, что историческая последовательность в развитии литературы и общественного вкуса была как будто разрушена и связь с прошедшим разорвана. (20)Русская литература в одном человеке выросла на целое столетие.
(21)Пушкин застал русскую литературу в период её молодости, когда она ещё жила чужими образцами и по ним вырабатывала формы, лишённые живого, реального содержания, - и что же? (22)Он оставил сам образцы, равные образцам литератур зрелых, образцы, совершенные по форме и по самобытному, чисто народному содержанию.
(23)До Пушкина у нас литература была подражательная, вместе с формами она принимала от Европы и разные исторически сложившиеся там направления, которые в нашей жизни корней не имели. (24)Отношение писателей к действительности не было непосредственным, искренним; писатели должны были избирать какой-нибудь условный угол зрения. (25)Высвобождение мысли из-под гнёта условных приёмов - дело нелегкое, оно требует громадных сил. (26)Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным: он первый стал относиться к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и стал таким - стал самим собой.
(27)Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последователей. (28)Что это за школа, что он дал своим последователям? (29)Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, он дал смелость русскому писателю быть русским. (30)Ведь это только легко сказать! (31)Ведь это значит, что он, Пушкин, раскрыл русскую душу. (32)Теперь нам остаётся только желать, чтобы Россия производила поболее талантов, пожелать русскому уму поболее развития и простора; а путь, по которому идти талантам, указан нашим великим поэтом.
(По А.Н. Островскому)
Александр Николаевич Островский (1823-1886) - русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите цифры в соответствии с последовательностью букв.
Список терминов:
1) антонимы
2) литота
3) парцелляция
4) метафора
5) лексический повтор
6) ряд однородных членов предложения
7) синонимы
8) фразеологизм
9) вопросно-ответная форма изложения
Верный ответ: 4569
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6529.
(1)Ясное морозное зимнее утро. (2)По узкой деревенской тропке шагаю с ведром на родник. (3)Лет мне пока не так много, чтобы за один раз принести два ведра воды. (4)Это потом уже будут и две объёмистые оцинкованные посудины, и даже коромысло. (5)По примеру бабушки отправлюсь к источнику хорошо вооружённым деревенским вспомогательным устройством, но не смогу балансировать вёдрами - стану ходить по-прежнему.
(6)Вот, значит, невеликим мужичком иду к оврагу, глубокому и заснеженному, где струится чистый, никогда не замерзающий ручей. (7)Вижу наверху, за белым провалом, за небесно синеющими сугробами, зелёные ёлочки. (8)И почему-то радостно на душе становится и хочется вприпрыжку бежать в овраг, чтобы потом, уже на выходе из него, обернуться и снова приметить зелёные живые деревца.
(9)Вместе с ними и я доволен прозрачностью небесной, белизной снегов и бодрым, не очень сильным морозцем.
(10)Потом, уже летом, не раз ходил мимо тех ёлочек за три километра в соседнее село. (11)И всегда встречал их на дороге - пообочь тропки - с такой восторженной радостью, словно ничего не видел на земле более прекрасного! (12)А может, и вправду не видел такого, чтоб вровень с их густой изумрудной прелестью: в нашей деревушке, затерянной по февралю в снегах, а по июлю в черёмуховых овражистых дебрях, не было ни картинных галерей, ни даже клуба.
(13)Сейчас мне уже под семьдесят, но всегда с замиранием сердца вспоминаю те ёлочки. (14)Не могу объяснить, что со мной, - иногда аж слеза прошибает: дорогие вы мои, ненаглядные!
(15)Дни меж тем продолжались чередой годов; многие события, встречи становились привычными, потихоньку стирались воспоминания. (16)Но никуда не ушли те дни, когда водили ноги досужего зрителя по заповедной целине Приокско-террасных ельников, по дивному тамошнему заповеднику. (17)Ели тут были особенными. (18)Сам заповедник, со всеми его растениями и животными, необычайно интересен. (19)Одни зубры чего стоят! (20)Где ещё увидишь могучих великанов, существовавших в пору древнеславянских народов? (21)Но что касается заповедного елового подроста... (22)Тут держишь ухо востро!
(23)По ту сторону Оки, на лесостепном или степном юге, трудновато уже встретить ёлочку, произрастающую вполне естественно. (24)В Средней полосе России для подобных деревьев природой положен предел, проведена невидимая черта, объясняемая особенностями российского климата. (25)Взять хоть влагу, до которой ели весьма охочи, - маловато её в степях, разве не так? (26)В климате более сухом и жарком выстоять маленькой ёлочке, быстро подрасти, чтобы поглубже в землю пустить корни и набрать силу, не так-то легко. (27)Даже искусственные лесонасаждения, где подросту обеспечен заботливый уход, получаются, говоря языком лесоводов, нерентабельными, и сосны имеют предпочтение среди хвойных пород. (28)Аккуратные зелёные строчки молодых сосен я встречал даже на степном Дону. (29)А вот еловых посадок не видел.
(31)Высоко ценится ель в деревообработке, в бумажном производстве, в изготовлении певучих музыкальных инструментов... (31)Но как оценить красоту её чудесного зелёного убранства посреди русских снегов?
(32)Природа наша столь удивительна, что возникает желание быть с ней заодно в стремлении жить, побеждать трудности и быть полезным людям. (33)Бывали у меня радостные, счастливые дни. (34)Бывали и такие, когда деловой настрой заставлял понимать, что важно в повседневном, полном всяческих хлопот, быту людей. (35)Кому книжку подавай, кому скрипку, кому дрова для печки, кому плахи какие-нибудь для строительства дома.. (36)Кто-кто, а лесоводы знают, для чего пестуют искусственные посадки.
(37)Но болит и болит сердце за еловый лес... (38)За те ельни, как называли в старину влажные лесные места с преобладанием этой породы хвойных, за те посадки в заказниках, где молодые ёлочки подвергаются беспощадному наступу. (39)Кто на них, бедных, наступает в наши времена? (40)Зачастую дикие заготовители стремятся срубить дерево крупное и сильное, чтобы взять от него пышную верхушку. (41)Кроме того, в больших посадках, где способную охрану не поставишь, полным ходом идёт заготовка дров. (42)Может, найдутся такие, что станут мне возражать, но откуда тогда в молодых лесах столько безобразных пней, а?
(43)Берегите чудо природы, берегите красавиц, особенно в предновогодние дни. (44)Молодые ёлочки - они ведь для всего и для всех. (45)Молодёжь для страны - золотой фонд. (46)Зелёные красавицы заказников - благо для русского леса. (47)Нежные эти ёлочки - молодёжь вполне достойная.
(По Б. Колесову)
Борис Колесов - российский писатель, журналист, сценарист.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите цифры в соответствии с последовательностью букв.
Список терминов:
1) антонимы
2) литота
3) эпитет
4) метафора
5) лексический повтор
6) ряд однородных членов предложения
7) синонимы
8) фразеологизм
9) вопросно-ответная форма изложения
Верный ответ: 3895
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6502.