(1)Из дверей школы выходит Людмила Филипповна - директор. (2)Всё затихает, и директор поздравляет всех нас, учеников и учителей, с началом учебного года.
- (3)Это первый послевоенный учебный год, - говорит она. - (4)Мы с вами навсегда запомним, как мы собрались у дверей школы, чтобы начать занятия под чистым, свободным небом. (5)И сегодня, в такой большой праздничный день, я хочу напомнить вам о тех людях, которым мы обязаны своей свободой и счастьем, - о тех, кто храбро, самоотверженно сражался с врагом на фронтах Отечественной войны. (6)В этих боях погибли наши бывшие ученики: Гриша Данилов, Павлик Медведев, Нина Полянская.
(7)Мы слушаем её в глубокой тишине. (8)Она желает нам успеха, надеется, что мы будем упорно и хорошо работать. (9)Потом она поднимает руку: по всему двору разносится весёлый звон колокольчика, и по его зову двери школы широко распахиваются перед нами.
(10)Раз после уроков я увидела, что кое-кто из ребят не уходит: собрались вокруг парты Горюнова. (11)Толя вытащил шахматную доску и расставляет фигуры. - (12)Кто из вас играет? - спросила я, подойдя ближе.
- (13)Я, - ответил Толя. - (14)И вот Саша, - кивнул он на друга, - и Глазков.
- (15)Можно мне попробовать? - спросила я.
(16)Ребята переглянулись, и Толя, по обыкновению краснея, ответил:
- Пожалуйста, Марина Николаевна. (17)Вы с кем будете играть?
- (18)Хочешь, сыграем с тобой?
(19)Мы перенесли доску на мой стол, уселись друг против друга, ребята тесно окружили нас - и сражение началось. (20)Толя оказался серьёзным противником: толковым, расчётливым, осторожным. (21)Я играла немногим лучше его и неожиданно почувствовала, что волнуюсь. (22)Во-первых, мне казалось, что все симпатии на стороне Толи, все желают ему удачи, а это много значит - отношение окружающих! (23)Притом я вдруг поняла, что от исхода этой партии многое зависит, и решила, что мне просто необходимо выиграть. (24)Сдвинув брови, плотно сжав губы, мой противник изучал доску. (25)А рядом стоял его приятель Саша, и на его лице отражалось всё, что происходило на поле боя. (26)Он так переживал каждый Толин ход, словно это его, а не Толю ожидали победа или поражение.
(27)Я не очень-то могла наблюдать за окружающими, но не заметить, как ведёт себя Боря Левин, было невозможно. (28)Он «болел» за того, кому изменяло счастье. (29)Он не столько радовался хорошим ходам, сколько огорчался, если кто-нибудь из нас делал неправильный, по его мнению, ход. (30)Стоило мне или Толе взяться за фигуру, как раздавалось полное отчаяния «Эх!..». (31)В иные минуты он даже отворачивался, не в силах смотреть на наши действительные или воображаемые промахи.
- (32)Ты мешаешь, - сдержанно сказал наконец Толя. - (33)Раз не можешь смотреть спокойно, уходи.
(34)Боря присмирел.
(35)Через некоторое время я, сманеврировав своим чёрным конём, сняла Толиного слона. (36)Положение белых усложнялось. (37)Я посмотрела на серьёзное лицо Толи, на морщинку, залёгшую у него меж бровей. «(38) Зачем я так стараюсь выиграть? (39)Ведь он совсем мальчик. (40)Даю же я иной раз Гале обыграть меня в шашки. (41)Он огорчится, а для меня проигрыш - не велика беда».
(42)Был мой ход - он, по-видимому, решал судьбу партии: вслед за слоном я могла заставить Толю пожертвовать ладьёй, и тогда... (43)Но я стала сосредоточенно разглядывать противоположный угол доски, словно обдумывая какую-то совсем новую комбинацию, и пошла пешкой, давая Толе возможность воспользоваться неожиданным преимуществом. (44)Но он посмотрел на меня с таким откровенным изумлением, что мне стало неловко, а присмиревшие было ребята зашевелились, и кто-то разочарованно прошептал: «Поддаётся...» - (45)Вы ошиблись, Марина Николаевна, - сказал Толя. - (46)Возьмите ход обратно.
- (47)Я сама виновата, впредь буду осторожнее, - возразила я, чувствуя, что тоже краснею.
(48)Но Толя не воспользовался моим великодушием, он не хотел победы, добытой по милости уступок и снисхождений. (49)Он сделал какой-то нейтральный ход, и тогда я пошла так, как собиралась прежде. (50)Белые сделали ещё несколько попыток защититься, но тщетно: через несколько ходов стало ясно, что положение их безнадёжное. - (51)Мат! - хором сказали ребята.
(52)Толя поднял на меня тёмные глаза и вдруг расплылся в широчайшей улыбке. (53)Я взглянула на часы: партия длилась сорок минут. (54)Если бы я разговаривала с Толей сорок минут подряд, узнала бы я о нём больше, чем сейчас? (55)Едва ли.
(По Ф. Вигдоровой)
Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) - писатель, журналист, публицист. Работа в школе дала ФА. Вигдоровой большой материал для раздумий и наблюдений, нашедших отражение в книгах «Мой класс», «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка», «Семейное счастье», «Любимая улица».
Примерный круг проблем:
1) Проблема проявления человеческого характера в совместной деятельности, в игре. (Как может проявится человек в ситуации, менее удачной для него, чем для партнёра?)
Авторская позиция: В ситуации проигрыша, неудачи люди могут вести себя по-разному, однако благородные, достойные люди с уважением относятся к более сильному сопернику, по достоинству оценивая и его мастерство, и силу характера. Так повёл себя и Толя Горюнов - персонаж текста.
2) Проблема «узнавания» другого человека. (В каких ситуациях можно понять истинную сущность человека?)
Авторская позиция: Истинную сущность человека можно понять в необычных ситуациях, когда необходимо совершить поступок, сделать нравственный выбор. Такой выбор сделал и Толя Горюнов, решив играть честно, не принимая снисхождения со стороны более сильного соперника.
3) Проблема взаимоотношений учителя и учеников. (На каких принципах должны строиться взаимоотношения учителя и учеников?)
Авторская позиция: Взаимоотношения учителя и учеников должны строиться на взаимном уважении, доверии, стремлении к взаимопониманию.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6476.
(1)Когда шла Великая Отечественная война, мою родную деревеньку Ивановку не бомбили, не жгли, из пушек не обстреливали. (2)Немцы по ней проходили, но уже пленными, с печально опущенными головами. (3)Я знал, что они наши враги, что они убили моего отца. (4)Но мне всё равно почему-то было их жалко. (5)Может быть, потому, что их вели под конвоем и конвоиры сурово на них покрикивали, прикладами подталкивали отстающих…
(6)Накануне войны в одном из пахнущих свежей смолой домов с недостроенным высоким крыльцом поселилась наша семья. (7)Из этого дома, так и не успев его достроить, ушёл на войну отец. (8)С тех пор минуло много лет. (9)А я как сейчас вижу его, светловолосого, стройного, с печальным скуластым лицом. (10)Ранним июльским утром он усаживает нас с братом на дроги, а сам идет пешком. (11)За деревней по его команде мы спрыгиваем с дрог и с криками «Папа, папа!» бежим за подводой. (12)Он машет нам рукой и велит возвращаться домой. (13)Мы останавливаемся и тоже машем ему. (14)А дроги, на которых, как думаем мы, отец едет на войну, убегают вдаль. (15)На самом деле отец едет пока в райцентр на призывной пункт, а уже оттуда его должны отправить на фронт.
(16)На другой день после проводов отца в райцентр напротив нашего дома посреди дороги остановился грузовик, в кузове которого, сгрудившись, стояли молодые парни. (17)Из кузова спешно выпрыгнул отец и устремился к нам. (18)Навстречу ему с плачем рванулась мама, а за ней и мы с братом. (19)Парни сначала что-то кричали, смеялись, давая советы отцу, но, увидев нас, притихли. (20)Шофёр, высунувшись из кабины, торопил отца. (21)Но на улицу высыпали все жители нашей деревеньки, и каждый хотел с ним попрощаться, кто-то наказывал передать поклон родному человеку, будто отец обязательно должен был встретить его.
(22)Когда машина тронулась, заголосили бабы, мама зарыдала, брат Генка заплакал. (23)А я, предупрежденный отцом, что мужику реветь не положено, молча сглатывал слезы…
(24)Как бы я хотел перечитать сейчас отцовские письма, которые он посылал нам с фронта! (25)Они были без конвертов, написаны на листочках и сложены треугольником. (26)Не до конвертов было на фронте. (27)Нет отцовских писем. (28)Пропали при переездах. (29)Горько и обидно. (30)Ах, если бы поаккуратнее да позаботливее отнестись к ним! (31)Узнал бы, о чём он тогда думал, о чём мечтал…
(32)Я не помню, о чём писал отец, хотя мать и читала нам вслух его письма. (33)Но точно знаю, что о нас с братом он заботился. (34)Однажды в одном из писем-треугольников он прислал нам с Генкой два малюсеньких серебристых танка. (35)Вероятно, это были отличительные знаки, которые солдаты носили на петлицах. (36)А отец был командиром танка, сержантом в армии генерала Катукова. (37)В деревне никаких игрушек тогда не водилось, а тут такие невиданные значки! (38)Мы с братом гордились ими, хвастались перед ребятишками, но и давали поиграть.
…(39)В жаркий июльский полдень, ровно через год после того как отец ушёл на фронт, почтальонша вручила маме необычное с виду письмо. (40)В конверте! (41)Мама насторожилась, в глазах её заблестели слёзы. (42)Я был слишком мал, чтобы понять, что в конверте находилось похоронное извещение, или попросту «похоронка», и стал просить маму, чтобы она поскорее прочитала отцово письмо. (43)Но когда она, пробежав его глазами, заголосила и хлестнулась на землю, а зарёванные бабы, подруги матери, велели мне сбегать в поле за дедушкой и бабушкой, родителями отца, до меня дошло, что папу я уже никогда не увижу и не услышу его голоса. (44)И вот тогда на меня накатила такая безысходная тоска, что я всю дорогу бежал и рыдал…
(45)Тоска по отцу не отпускала долго, пока не стали приходить похоронки и в другие дома и моё горе не слилось с горем других деревенских ребятишек. (46)Слившись, оно не уменьшилось, но как бы перемешалось и предстало уже в ином качестве - всеобщего людского горя. (47)Страдать сообща всё-таки было легче. (48)Постепенно тоска по отцу приутихла, но рана в душе так никогда и не зарубцевалась… (По В. Кологриву)
* Виктор Федорович Смирнов (Кологрив) (род. в 1936 г.) — российский писатель, автор книг для детей и взрослых, лауреат Международной литературной премии им. С. В. Михалкова.
Примерный круг проблем:
1) Проблема бесчеловечности войны. (В чём проявляется бесчеловечность войны?)
Авторская позиция: Война бесчеловечна, она грубо разрушает все мирные планы людей, забирает отцов у детей, мужей у женщин, несёт гибель, наносит людям незаживающие душевные раны.
2) Проблема всенародного горя в годы Великой Отечественной войны. (Какие испытания выпали на долю родных и близких фронтовиков? Как люди в тылу справлялись со страшным горем, которое несла война, потерей самых дорогих людей?)
Авторская позиция: На долю родных и близких многих фронтовиков выпали страшные испытания - получение похоронок и извещений о пропавших без вести. Трагедии семей, потерявших защитника, сливались в одну, представая как всеобщее людское горе, и страдать сообща было всё-таки легче.
3) Проблема проявления милосердия по отношению к побежденному врагу. (Какое чувство возникало у людей, даже потерявших близких, по отношению к побеждённому врагу?)
Авторская позиция: По отношению к пленным врагам люди подчас испытывали жалость, видя жестокость по отношению к ним конвоя.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6449.
(1) - Семнадцать, восемнадцать, девятнадцать... (2)Двадцать семь... (3)Откуда их столько взялось!
(4) - Не меньше полусотни, - сказал я.
(5) Мы стали на край узкой щели, готовые спрыгнуть туда, когда придёт момент. (б)Она была узкая и глубокая, как могила, и очень неуютная, а после вчерашнего дождя в неё натекла вода, но всё же было очень благоразумно заранее выкопать хоть такую щель.
(7)Мерный рокот авиационных моторов рос и ширился, заполнял пространство, десятки тысяч лошадиных сил несли по воздуху сотни тонн бомб, чтобы в сознании собственного превосходства и безнаказанности сбросить их на наши головы.
(8)В тяжкий гул вмешались одиночные винтовочные выстрелы, несколько раз бухнули противотанковые ружья, и где-то нервно и коротко прострочили из бесполезного автомата. (9)Гул моторов перекрывал все остальные звуки: «юнкерсы» шли чётким строем, тройками, одно звено за другим, всё небо было полно самолётов, маленькие, тонкие «мессеры» вились между тяжело нагруженными машинами. (10)Рокот нарастал, и в этом рокоте стало различимо заунывное подвывание - верный признак немцев. (11)Самолёты всё шли, их было и в самом деле не менее пятидесяти, и было удивительно: неужели такая громада вся против нас, таких маленьких и беззащитных, у которых нет ничего для спасения, кроме этой ненадёжной щели.
(12) - Сюда летят, - сказал Артёменко.
(13) Доктор зачем-то застегнул шинель на все пуговицы, потом опять распахнул её. (14)Он заметно побледнел.
(15)Первая партия развернулась от ярко сияющего солнца, выстроилась и стала медленно кружить, как будто высматривая что-то на земле. (16)Спокойное ясное небо голубело в самой вышине. (17)А земля загудела и забилась дрожью, отзываясь на неумолчный глухой вой и рокот. (18)Вот первая тройка, клюнув носом, стремительно пошла в пике. (19)Самолёты падали чуть ли не до самой земли, а затем взмывали кверху, показывая нам своё бронированное брюхо и жёлтые концы крыльев, и от них оторвался и понёсся вниз нарастающий пронзительный визг, и донеслись тупые удары, и за ближними хатами встали развесистые синие с чёрным дымы, шурша прилетел издалека и упал около нас обессилевший осколок, и следующая тройка вышла в пике - прямо на нас.
(20)Артёменко дёрнул меня за руку, и мы оба свалились в щель, где уже лежал доктор, и закрыли головы руками, и бомбы с визгом пролетели над нами одновременно с ревущим «юнкерсом» и взорвались где-то совсем недалеко, ослепительно блеснуло, и посыпались грязь и осколки, и щель заволокло синим дымом.
(21) - Перелёт, - приподнялся было я, но поскорее опять уткнулся в сапоги доктора, потому что «юнкере» - тот же самый или другой - страшно низко прошёл над нами, стреляя, и видно было, как из втулок пропеллеров вырываются короткие язычки огня, и опять провизжало над нами и пробарабанило по земле.
(22)А потом пошло светопреставление: грохот близких и далёких взрывов, вспышки пулемётных очередей, лай автоматических пушек, рокот и вой пикирующих самолётов, и прилетали на край щели тихие осколки и комья земли, и дым закрыл небо, и в голову не приходило ничего, кроме того, что прямое попадание в щель не такая уж невозможная штука. (23)Мы лежали на самом дне, сжавшись в комок, и старались не думать и не дышать.
(24)Грязные подошвы докторских сапог оказались у меня как раз под щекой и пачкали всё лицо, но отодвинуться от них было некуда, да и незачем. (25)Какое это имело значение, когда каждую секунду от нас могло ничего не остаться? (26)Человечество исчезло. (27)Человечество и мир ограничивались четырьмя могильными стенками, покрытыми полужидкой слизью, лужей воды под животом, тремя скрюченными телами, в которых пока ещё теплилась жизнь, и этими сапогами у самых глаз. (28)Подошвы сапог придвигались всё ближе и ближе и разрастались до гигантских размеров. (29)Они поглощали всё остальное.
(3О)Былые детские мечты о счастливом будущем, искания правды в служении прекрасному, высокомерные юношеские планы покорения вселенной путём создания прекрасных произведений искусства - всё, чем когда-то была заполнена моя недолгая жизнь, сплющивалось, сжималось до степени конспектов и полностью умещалось на поверхности этих подошв, подбитых железными подковками и облепленных жёлтой глиной. (31)Да и не были ли они последним, что мне суждено видеть на этом свете, - торчащие перед глазами подкованные подошвы?..
(32)Холодная земля, спасающая от бомб, и пара сапог - больше ничего. (33)Остальное осталось там. (34)Снаружи. (35)Но там сейчас грохот и вой и тоже больше ничего.
(36)Близость смерти вдруг замкнула наше существование в узкую, как мышеловка, рамку, по обеим сторонам которой больше ничего не было. (37)Исчезло прошлое, и под сомнением оказалось будущее. (38)Только грохот и вой - больше ничего... (39)И земля ходит ходуном, трясётся и вот-вот сойдётся вверху над нами, окончательно похоронив, (40)Мне показалось, что я задыхаюсь.
(По Б.Д. Сурису*)
*Борис Давыдович Сурис (1923-1991) - историк искусства и коллекционер графики, автор научных исследований о русских художниках XX века. Участник Великой Отечественной войны, автор книги «Фронтовой дневник».
Примерный круг проблем:
1) Проблема осознания войны как преступления против человека. (Что есть война по отношению к человеку?)
Авторская позиция: Война враждебна всему человеческому и поэтому является чем-то противоестественным, разрушающим правильный и разумный порядок жизни, нарушающим жизненные планы людей и уничтожающим их миры.
2) Проблема человека на войне. (Что ощущает человек на войне?)
Авторская позиция: Человек на войне ощущает свою беззащитность перед бездушным металлом, несущим гибель и разрушение, осознаёт всю жестокость, противоестественность и в то же время неотвратимость происходящих столкновений с врагом и бессмысленность перед лицом возможной гибели всех тех планов, надежд, которые окрыляли в мирной жизни.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6422.
(1)Однажды Солженицын написал Ростроповичу письмо. (2)Он вспомнил, как жил на даче любимого всеми виолончелиста, который приютил его, опального писателя. (З)Ростропович считал, что каждый человек должен заниматься своим делом, и на этом основании не вникал в конспиративные дела своего квартиранта, боровшегося за правду не только явно, но и тайно. (4)В скрытый зеленью флигелёк, предоставленный Солженицыну в полное распоряжение, через заднюю калитку приходили люди. (5)Но если в той части дачи творились таинственные дела, то через ворота к хозяину шли и ехали его друзья, далёкие от тюрем и ссылок.
(6)И вот Солженицын написал: «Я восхищаюсь твоим музыкальным гением, солнечностью твоей натуры, искренностью твоего мышления. (7)Но одновременно и тревожусь, каким ты останешься в русской истории и в памяти потомков. (8)Искусство для искусства вообще существовать может, да только не в русской это традиции. (9)На Руси такое искусство не оставляет благодарной памяти. (10)Уж так у нас повелось, что мы от своих гениев требуем участия в народном горе*.
(II) Значит, в народном горе не участвовал Ростропович... (12)У него, правда, собственного горя было вот по сих пор. (13)Но можно ли считать участием в общенародном горе беды подростка, который в военные и послевоенные годы содержал семью, голодавшую после смерти отца? (14)Можно ли считать горем запрет на поездки за границу? (15)Получив этот запрет, он тут же отправился на гастроли на Чукотку и 8 марта послал телеграмму Фурцевой: « Поздравляю Вас, благодарю за доброту. (16)Ростропович из Магадана*. (17)Он острил, а ведь это был период, когда он испытывал невыносимые муки, поскольку был уже предельно близок к запрету и на любимую профессию.
(18)И при этом - да, в счастливые моменты жизни он играл с одинаковым удовольствием всем. (19)Он любил рассказывать, как однажды, приехав на Кубу, путешествовал по плантациям сахарного тростника, исполняя рубщикам в часы заката любимые ими мелодии испанских композиторов, пока однажды не заехал в горы и не попал в странное здание, где слушать его собрались военные со знаками различий и без. (20)Причём севшие друг от друга отдельно. (21)Оказалось, это была тюрьма, где содержали военнопленных. (22)Так вот, в конце концерта он увидел, что плачут и те, и другие.
(23)И Ростропович поверил, что музыка соединяет души. (24)И поэтому в такие моменты люди способны договориться. (25)А что может быть лучше? (26)Потому всех людей без разбора он равно оделял музыкой.
(27)Ещё он считал, что следует встречаться с народом не только в Колонном зале Дома Союзов, но и там, где народ живёт. (28)Он разъезжал по стране, по самым заброшенным и глухим её углам, навевая своим волшебным смычком сладкие классические грёзы людям самых разных профессий, аккомпаниатор Юра Казаков при этом за неимением рояля подыгрывал ему на баяне.
(29)Вот как жил Ростропович. (ЗО)Он не был борцом. (31)Но именно за то, что он приютил опального борца, его и выгнали из родной страны. (32)А ведь он просто поступал естественным для себя образом. (33)С Солженицыным поступили непорядочно, и этого для Ростроповича было вполне достаточно, чтобы начать ему помогать.
(34)Не помню, требовал ли кто-нибудь от наших гениев «личного участия в народном горе», когда в августе 91-го года все мы собрались вокруг Белого дома, не будучи уверены, что вернёмся домой. (Зб)По-моему, нет. (Зб)Никто из них и не явился. (37)И вдруг откуда-то образовался Ростропович. (38)Один за всех. (39)Гений, не умеющий правильно себя вести, поступающий по толчку сердца. (40)С хозяйственной сумкой он вышел на улицу в своём Париже, сунув в ящик стола записку: «Уезжаю умирать в Россию*. (41)Он сразу направился в аэропорт. (42)Без визы, без предварительных переговоров с кем-либо. (43)И, как таран, прошёл и таможню, и оцепление и явился.
(44)Я помню, как цепи людей перед Белым домом, под сумасшедшим ливнем этой нескончаемой ночью пришедших на площадь, вдруг заходили ходуном и кто-то крикнул: «Ростропович!» (45)И все увидели, как он перелезает баррикаду - к нам! (46)И мы поверили, что в эту ночь не умрём.
(47)Потом он привёз в Россию свои деньги, начал строить здесь госпиталь для детей. (48)Потом привёз свой оркестр и дирижировал им на Красной площади. (49)И вот он уже принялся концертировать, и разъезжать по стране, и обживать свою старую, давно заброшенную квартиру.
(50)Его никто не звал. (51)Он - сам. (52)Гениев звали долго, они обещали, потом собирались, потом годы прошли, наконец они явились совсем не в ту, что оставили, страну. (53)В чужую, которая вовсе в них уже не нуждалась. (54)И исчезли, как камень в воду, одни круги по воде.
(55)Ростропович никогда не был среди Великих Разрушителей. (56)Но он сразу же присоединился к строителям, едва забрезжило в России хоть какое-то строительство.
(57)Таков подход Ростроповича. (58)Так он и останется в истории России человеком, который среди битв и разрушений, мучеников и мучителей, правых и неправых творил своё божественное дело по соединению душ.
(По В.Б. Чернову *)
*Владимир Борисович Чернов (1939-2013) - российский журналист, редактор.
Примерный круг проблем:
1) Проблема определения масштаба личности Мстислава Ростроповича. (Каков масштаб личности Мстислава Ростроповича?)
Авторская позиция: Мстислав Ростропович был выдающейся личностью, вклад его в созидательную деятельность на благо Отечества необыкновенно велик. Преодолев невероятные трудности, он получил мировое признание как виртуозный виолончелист, с гордостью называя свою страну и стремясь быть рядом со своими соотечественниками в самые трудные дни и быть полезным, действуя всегда «по толчку сердца».
2) Проблема осознания музыкантом своего предназначения. (В чём заключается предназначение музыканта?)
Авторская позиция: Предназначение музыканта - быть не разрушителем, а созидателем, творя «божественное дело по соединению душ», пробуждая в душах людей доброе начало.
3) Проблема противостояния тоталитарному режиму. (В чём проявляется противостояние тоталитарному режиму? Кто оказывался среди тех, кто такому режиму противостоит?)
Авторская позиция: Противостояние тоталитарному режиму может проявляться в свободе выражения своих мыслей, своих оценок происходящего в государстве, в выборе своего пути реализации способностей и следовании по этому пути без оглядки на существующую идеологию. Среди тех, кто противостоит такому режиму, оказывались не только открыто выступавшие против ведущей идеологии, но и свободно мыслящие люди, в своих действиях руководствовавшиеся своей совестью, а не линией правящей партии.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6395.
(1)Отец имел привычку пробовать заточенный карандаш или новое перо. (2)Появлялась строчка из двух слов: «Природа и люди». (3)Так было до войны. (4)Так было и после войны, после четырёх сокрушительных лет, которые, казалось бы, должны были выветрить все наши довоенные привычки.
(5)А вот не выветрили. (6)До одного случая я не догадывался о том, что любовь к природе и людям стала у него после войны обнажённее и острее.
(7) Однажды отправились я, моя маленькая дочка Маша и отец на прогулку.
(8) Мы подходили к молодой дубовой рощице, которая покрывала пологий склон.
(9)Стройные, невысокие дубки рядами поднимались по склону холма и пропадали за его вершиной. (10)Их высаживали ещё до войны. (11)Дубки задорно зеленели, крепко держась за склон своими тонкими стволами, отливавшими лёгким фиолетовым цветом.
(12)Вдруг спокойный шаг отца сбился, ускорился. (13)Он выпустил руку внучки, лицо его сделалось жёстким - таким я его раньше не видел.
(14) - Что там? - спросил я и тоже увидел какую-то фигуру возле дубков.
(15) Человек, стоявший на краю рощи, видимо, почуял угрозу со стороны военного в кителе, который так стремительно свернул к нему с дороги.
(16) Я всё ещё не мог понять, в чём дело. (17)Я лишь видел, что надвигается что-то неотвратимое: отец с побледневшим лицом и этот человек, в руке которого блеснул нож.
(18)- Ты что же делаешь? - негромко, но с внятной угрозой спросил отец, шагнув к незнакомцу вплотную. - (19)Брось нож!
(20) И столько бешенства было в его голосе, что незнакомец бросил нож.
(21) Отец поднял его и, держа двумя руками, резким ударом о колено переломил.
(22)Обломки полетели в стороны.
(23) Маша прижалась ко мне и с испугом смотрела на то, что происходит.
(24) - Вы чего? - озлился незнакомец. (25)- Ножи денег стоят!
(26)Он был не старше отца. (27)Белёсые, цепкие глаза перебегали от отца ко мне. (28)На нём были кепка, серый пиджак, брюки, заправленные в кирзовые сапоги. (29)Такой, в общем, ничем не примечательный мужичок, точнее, горожанин. (30)Он, скорее, был из тех, кто и в городе имеет своё хозяйство, держит в сарайчике свинью, кроликов, уток и тому подобное. (31)Я таких мужичков знал неплохо, ещё с военного времени, когда наши семейные заботы заставляли идти на барахолку, прикупать или выменивать какие-то продукты. (32)У меня, мальчишки, бывали с ними свои счёты, ибо эти прижимистые обладатели сала, крупы, кроличьих тушек и прочего норовили заполучить побольше за свой съедобный товар. (33)Бывало, и обжуливали.
(34)Но почему вдруг отец так вскипел на него? (35)Это был обыкновенный кородёр, мимо которого я бы раньше прошёл, не повернув в его сторону головы.
(36)А сейчас у меня словно открылись глаза. (37)Я увидел плоды его рук: несколько дубков матово желтели голыми стволами. (38)Под ними в траве лежали ремни свежей коры. (39)Они кровоточили резким, странным для меня запахом, который вдруг вытеснил все остальные на этой благоухающей опушке.
(40) - Чтобы я вас больше здесь не видел! - перешёл на вы отец, но голос его по-прежнему не предвещал ничего хорошего.
(41) - Это почему? - вскинулся кородёр.
(42) - Потому что вы - грабитель.
(43) - Что я граблю, что? - закричал тот.
(44) - Природу, - сказал отец, но это было словно на чужом языке, я видел: этот добытчик дубового лыка не понимает отца.
(45) - Ваши они, что ли, дубки? - опять выкрикнул он.
(46) - Мои, - спокойно сказал отец, - и вот его и её, - он кивнул в нашу сторону - и других, которые растут и сюда приходить будут.
(47) - Я все, что ли, обдираю? (48)Вон их сколько тут.
(49)- Я вижу, - осадил его ледяным тоном отец. (50)- Обдираете с расчётом: на будущий год опять потребуется.
(51)- А как же! (52)Неужто я без понятия?
(53)- Без совести! (54)Погубили молодые деревья! (55)Эти вот погибнут. (56)Им бы расти и расти. (57)Войну выстояли! (58)Идите, - отец надвинулся на него.
(59)- Ладно, ладно, - подчинился тот с неохотой, отступая к дороге. (60)Вдруг он забеспокоился:
- А это кто заберёт? (61)Всё равно уж. (62)Не валяться же.
(63)В голосе его и в жестах замельтешила тоска. (64)Отец махнул рукой. (бб)Мужичок быстренько вернулся, стал запихивать гибкое, выскользавшее из его рук корьё в мешок.
(бб)Вскинул его на плечо и так же быстренько, спотыкаясь, поковылял вниз к дороге.
(67) - Деда, ты что? - приникла к отцу Маша.
(68) Он обнял её, привлёк к себе. (69)Не отпуская внучку, сел на траву. (70)Снял фуражку, достал платок, вытер лоб.
(71) Всё гладил и гладил ладонью матово-жёлтый, обнажённый ствол, который лишён был живой шероховатости и над которым, как и над другими, неизуродованными стволами, продолжала трепетать листва.
(72) - Ты вот спрашиваешь, - сказал он через несколько минут нашего молчания, - как там было, на фронте? (73)Всякое было. (74)Не только люди гибли. (75)Бывало, и природа гибла, и такие вот рощи. (76)Но то - война.
(77) Я чувствовал, что в нём трепещет всё то, что осталось там, на войне, и что вот сейчас, в этот момент, соединилось коротким замыканием с этой нашей, майски шелестящей рощицей.
(78) Он, кажется, хотел сказать ещё что-то, но махнул рукой и отвернулся, скрывая блеснувшие в глазах слёзы.
(79) А я-то думал, что моему лихому фронтовику-отцу всё нипочём.
(По И.Ф. Смольникову*)
*Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.) - русский писатель, автор более двадцати книг, а также разнообразных очерков и статей, посвящённых преимущественно литературе и изобразительному искусству.
Примерный круг проблем:
1) Проблема взаимоотношений человека и природы. (Как человек должен относиться к природе?)
Авторская позиция: Человек должен быть благодарен природе за те богатства, которыми она одаривает людей, за счастье общения с ней, он должен бережно относиться к природе, так используя её богатства, чтобы не наносить ей вред.
2) Проблема охраны природы. (Почему необходимо охранять природу?)
Авторская позиция: Человек должен помнить, что природа принадлежит всем людям, и не наносить ей вреда, сохраняя её для счастья будущих поколений.
3) Проблема взаимосвязи любви к природе и любви к людям. (Какова связь любви к природе и любви к людям?)
Авторская позиция: Любовь к природе и любовь к людям находятся в прямой зависимости: общение с природой обогащает человека, делает его счастливее, и важно любить природу, чтобы её оберегать. Именно любовь к людям помогает понять, что природа необходима им для счастья, и сохранять её для будущих поколений.
4) Проблема сохранения человеком жизненных принципов, основных жизненных установок. (Что происходит с жизненными принципами человека, прошедшего войну?)
Авторская позиция: Суровые испытания войны не могут поколебать твёрдые жизненные принципы людей, подчас даже заставляя человека ещё более обострённо воспринимать то, что нарушает его основополагающие жизненные установки.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6368.
(1)Положение у нас было неплохое - для того страшного лета сорок первого года. (2)Нас вывезли из Витебска и переправили в Смоленск, там погрузили на открытые платформы и с тысячами других беженцев повезли на восток.
(3)Через две недели наше семейство высадилось в Куйбышеве. (4)По пыльным улицам, булыжнику и раскалённому асфальту мы еле дотащились до зелёного дворика, внутри которого притаился двухэтажный дом. (5)Хотелось пить, хотелось в тень. (6)Мы устали, и за две недели нас и пропылило, и пропесочило, и проуглило, ведь всю гарь и несгоревший уголь от паровоза валило на нас. (7)А в глубине двора под деревьями и кустами таилась прекрасная, прохладная чащоба для игр. (8)Две мои сестры смотрели туда же, их одолевали те же чувства. (9)А брат был слишком мал, чтобы присоединиться к нам. (10)Он беспокойно таращился на дверь дома, за которой исчезла его мать, моя тётка.
(11)И вот наконец показалась тётушка. (12)Она медленно прошла к лавочке, которую заняла наша изнурённая команда, и опустилась рядом с моей матерью. (13)Слишком растерянным, каким-то перевёрнутым было её лицо.
(14)- Не пускают? - упавшим голосом спросила мама. (15) - Ты скажи, мы только на одну ночь, мы подыщем жильё...
(16)- Я говорила.
(17)- У нас ведь дети.
(18)- Я говорила, - сказала тётушка и заплакала.
(19)Она была ошеломлена. (20)Это она уговорила сестру не ехать далеко на Урал, а высадиться поближе: как-никак в Куйбышеве родные, брат мужа с семьёй, уж на первое-то время приютят, да и вообще лучше остановиться в городе, где есть родственники.
(21)За то время, что мы топали пешком и ехали на восток, я как-то ни разу не тревожился о ночлеге. (22)Где-нибудь и как-нибудь переночуем! (23)Мы ночевали даже на кафельном полу какой-то железнодорожной станции. (24)Я заснул тогда мгновенно, а проснулся оттого, что из- под меня рванули этот кафель: немцы на заре бомбили станцию.
(25)Там, под Витебском и Смоленском, мы уходили от этих взрывов, от чёрных стервятников с крестами на крыльях, уходили в толпах таких же беженцев, что и мы. (26)Уходили от воя самолётов и выстрелов, от смрада горящих цистерн, от разбитых домов и срезанных осколками деревьев. (27)А здесь была тишина, мирные улицы и дома, такие же, как мы оставили там, в своём родном городе, за чертой смерти. (28)Но всё это спасение, вся эта благодать оказались для нас недоступны.
(29)Брат на руках тётушки жалобно заплакал, он хотел пить. (30)И в этот отчаянный момент из дверей дома вышел человек. (31)У человека были карие глаза и застенчивая улыбка.
(32)- Может быть, вы согласитесь пойти ко мне? - спросил он не очень уверенно.-(33)Это недалеко, мы через дворы пройдём. (34)Комнатка, правда, у меня не ахти, да я живу один, не помешаю. (35)Помоетесь, отдохнёте с дороги. (36)Ну, как? (37)Пойдёмте?
(38)Всеволод Михайлович - так звали человека - привёл нас в свою комнату, показал, где что, и быстренько ушёл, сославшись на дела, а мы остались в доме, где суждено было нам провести четыре военных года.
(39)Дядя Сева сразу решил главные наши проблемы. (40)Свою комнату он предоставил нам в полное наше распоряжение. (41)Уходил рано утром, приходил поздно, осторожно стучал и пристраивался с книгой на стуле возле двери. (42)А размещались мы в его восьмиметровой комнате на ночь так: четверо на диване - поперёк, с поставленными для ног стульями, двое у окна - на диванных подушках, половиках и одеяле, и хозяин - на матрасе у дверей.
(43)С дядей Севой мы прожили до лета 1942 года. (44)Всё это время он ходил на работу в свою газету - он был журналистом, а свободные часы проводил на военной подготовке. (45)Он был сугубо штатским, мирным человеком, уже не очень молодым, с какой-то застарелой хворью. (46)Военная подготовка давалась ему нелегко, и он с юмором рассказывал вечером у кухонного стола, как нынче швырял гранату (да не дошвырнул) или как полз по-пластунски под колючей проволокой (и порвал пальто)... (47)Это было не очень смешно, потому что приходил он с этих занятий до предела вымотанный, съедал свой ужин и сразу засыпал.
(48)То ли из-за своего здоровья, то ли из-за работы дядя Сева имел бронь. (49)И вот эта бронь, ради которой некоторые шли на всё, была самой главной отравой его жизни. (50)Он рвался на фронт, а его не пускали. (51)Он писал заявления и в военкомат, и своему начальству, а ему отказывали. (52)Но, несмотря ни на что, дядя Сева всю осень, зиму и весну ходил на военную подготовку, чтобы иметь, как он говорил, главный козырь.
(53)- Ничего, - посмеивался дядя Сева, - скоро я буду настоящим пехотинцем. (54)Тяжело в ученье - легко в бою. (55)Верно? (56)Кто это сказал?
(57)Он всегда обращался ко мне, а я с удовольствием ему отвечал, если, разумеется, знал ответ. (58)И я знал, что, когда бы он ни пришёл, для меня непременно будет интересный разговор: о самолётах, партизанах или, чаще всего, о военных действиях на фронте. (59)Уж дядя-то Сева разбирался в этом лучше всех наших знакомых. (60)И сведения у него были самые горячие, из редакции, те, что только наутро появлялись в газетах.
(61)Я читал ему письма отца. (62)Каждый раз, приходя с работы, дядя Сева спрашивал, нет ли писем от отца. (63)Свежее письмо мы ещё раз читали вслух. (64)Это совместное чтение сближало нас ещё больше. (65)Ближе дяди Севы не было для меня человека в Куйбышеве. (66)Кроме, разумеется, мамы и родной сестры.
(67)Это было в 1942 году. (68)И в этом же году, летом, дядя Сева пришёл однажды домой днём, в неурочное время, возбуждённый и широко улыбающийся.
(69)- Ну вот, дорогие мои, - громко сказал он, - можете меня поздравить. (70)Я ухожу на фронт.
(71)Он посмотрел на меня, и у меня задрожали губы. (72)Дядя Сева, перестав улыбаться, сказал другим, усталым голосом:
- Не могу я сидеть в редакции, когда немец лезет к Волге.
(73)Я запомнил и этот глухой, усталый голос, и эти слова, и его лицо, с крупными, мягкими и добрыми чертами, которые в этот момент стали чужими, неласковыми.
(74)Через два месяца на мамино имя прислали извещение. (75)В нём было написано, что её родственник Всеволод Михайлович Муравьёв, проявив мужество и героизм, верный военной присяге, пал смертью храбрых в борьбе за Советскую Родину.
(76)Его убило в первой же атаке, на подступах к Сталинграду, куда был брошен его пехотный полк. (По И.Ф. Смольникову*)
*Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.) - писатель, автор более двадцати книг, а также очерков и статей, посвящённых преимущественно литературе и изобразительному искусству.
Примерный круг проблем:
1) Проблема проявления человечности. (В чём проявляется человечность?)
Авторская позиция: Человечность проявляется в способности поддержать в трудную минуту людей, даже незнакомых, не только словом, но и поступком, даже жертвуя своим спокойствием и благополучием.
2) Проблема человеческого подвига. (В чём состоит человеческий подвиг?)
Авторская позиция: Человеческий подвиг состоит в способности пожертвовать всем, чем располагает человек, даже своей жизнью, ради счастья других людей.
3) Проблема понимания человеческого долга. (Как герой текста понимал свой долг?)
Авторская позиция: Герой текста понимал свой долг как обязанность предоставить всё то, чем он располагал, людям, нуждающимся в поддержке и крове, как обязанность защищать Родину, несмотря на недомогания и потребность в нём в тылу. Он предпринял все усилия, чтобы оказаться в рядах защитников Отечества.
4) Проблема преодоления тягот войны, (Что помогало людям преодолевать тяготы войны?)
Авторская позиция: Тяготы войны людям помогала преодолевать сплочённость, поддержка близких, взаимовыручка, бескорыстная помощь соотечественников.
5) Проблема проявления любви к Родине. (В чём проявляется любовь к Родине?)
Авторская позиция: Любовь к Родине проявляется в готовности защищать её от врагов, в неспособности сидеть сложа руки, когда Отечество в опасности.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6341.
(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (3)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (6)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.
(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе - как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой.
(11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с флейтой...
(14)Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза...
(18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. (20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. (21)Развитие человечества в Новое время - и это имело свой исторический смысл - было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако, имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. (24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому человеку было представлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.
(26)Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха.
(27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. (30)При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. (31)«Вы этого достойны», - подбадривает реклама.
(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудачливость неудачливых обеспечивает успех успешных. (33)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно «всегда не хватает на всех». (По Е.Г. Водолазкину*)
*Евгений Германович Водолазкин (род. в 1964 г.) - российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.
Примерный круг проблем:
1) Проблема влияния нравственной сферы на происходящие в языке процессы. (Что является причиной изменений, происходящих в языке?)
Авторская позиция: На происходящие в языке процессы влияет нравственная сфера. Влияние нравственного состояния общества на язык проявляется, например, в исчезновении у слов тех значений, которые были актуальны в другие периоды, когда нравственное состояние общества было другим.
2) Проблема изменений, происходящих в языке. (Остаётся ли язык неизменным на протяжении своего существования и почему?)
Авторская позиция: На протяжении своего существования язык не остаётся неизменным: слово, как и человек, имеет свою историю, оно не всегда было таким, каким мы его сейчас знаем.
3) Проблема нравственного состояния современного общества. (Каково нравственное состояние современного общества?)
Авторская позиция: В современном обществе нравственная проблематика уже не является центральной.
4) Проблема существования в обществе культа по-современному понятого успеха. (Что представляет собой по-современному понятый успех?)
Авторская позиция: По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства, - определённых материальных ценностей.
5) Проблема разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных». (Каково основание для разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных»? Почему для «успешных» важно существование «неуспешных»?)
Авторская позиция: В основе разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных» лежит владение материальными ценностями, недоступными большинству. Для «успешных» важно существование «неуспешных», потому что успех удачливых обнаруживается только на фоне неуспеха неудачливых.
6) Проблема преодоления по-современному понимаемой неуспешности. (Можно ли преодолеть по-современному понимаемую неуспешность?)
Авторская позиция: Чтобы преодолеть по-современному понимаемую неуспешность, необходимо сменить систему ценностей, основанную на идее материального благополучия, на систему ценностей, основанную на идеях нравственности и пользы, потому что духовных ценностей всегда хватает на всех.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6314.
(1)В деревне, где я рос, была необыкновенная трава. (2)Вроде клевера, но листочки махонькие и узкие. (3)И стебель весь мохнат ими. (4)И так густо росли стебли, и так высоко поднимались они, что мы, ребятня, играя в прятки, никуда, бывалоча, и не бежали, а так, отойдёшь от места шагов десять, нырь в траву, и лежи хоть до завтра, не найдут, пока не откликнешься. (5)А откликаться не хотелось, так пружинила под спиной эта трава, так благоухало в ней жаркое лето. (6)Трава заливала улицу от одних завалинок до других, лишь кое-где пробивали её натоптанные вкрутую белые тропки. (7)Тропки и в дождь только чуть темнели, но ни упругости своей, ни чистоты не теряли. (8)Шли к колодцам. (9)Замшелые стояли колодцы, а вода в них была слаще молока.
(10)Деревня наша Михайловка пошла из выселков. (11)Женились, выходили из отцовских хозяйств молодые всё мужики да бабы, селились на свежей чистой земле, рубили избы, ставили себе новую деревню. (12)Лежала она в излучине светленькой речки Рпени, за речкой заливные луга, а в другом конце, на взгорке, построило общество школу, обсадило берёзками. (13)Высоченные, до земли завесив дремучими космами дебелую наготу, стояли они вокруг тесовой с выскобленным крыльцом школы, безмятежно взирая вокруг, и место это было над местностью главным.
(14)Да и вся деревня была в берёзках, и мы, малыши, в тёплые майские вечера ловили жуков, жужжащих в тёмной путанице берёзовых подзоров. (15)Ловили обтёрханными ватниками, в которых гуляли до ночи, подвернув рукава, а полы - до пяток. (16)Взмахнув ватником, сшибали толстых янтарных жуков. (17)В траве мы исхитрялись прочищать пятачки для городков, но чуть изменяли игре - не могли уже отыскать пятачков, зарастали наглухо.
(18)Как всё ушло? (19)Куда? (20)Когда? (21)Тогда ли, когда выстроились возле граммофонный завод и похожие на заброшенные конюшни бараки? (22)Кораблями выставил город два багровых четырёхэтажных дома. (23)Захваченное ими место называлось Фубра.
(24)В школу, где было всего два класса, пришли худые, горластые ребятишки. (25)Они начали бить нас, деревенских увальней, сразу же. (26)Было их раз в десять больше, и нападали они ватагой. (27)И как ни здоровы были мы, выросшие на молоке и немереном хлебе, количество всегда одолевало качество. (28)Мы, десяток деревенских, привыкшие объединяться лишь для игр, научились сбиваться для драк.
(29)Распадались хозяйства, парни уходили в город. (30)В домах селились приезжие. (31)Однажды начали ломать несколько домов на нашем конце, и прямо поперёк улицы улеглась высоченная, выше домов насыпь, поверху проложили рельсы. (32)Насыпь опоясала деревню, отгородила её от речки, через деревню поехали самосвалы с глиной. (33)Глина завалила улицу от ворот до ворот, она мокла и к осени стала топью. (34)Колодцы снесли, потом построили новые, из досок. (35)Вода в них стала тухлой, в ней плавали консервные банки. (36)Сады позади домов прорезал забор, поднялись на углах его вышки, в них засели вооружённые люди: за забором заключённые строили завод.
(37)Над деревней по насыпи засвистали паровозы. (38)Завод подымался, из-за забора глядел на деревню новорождёнными бессмысленными глазами, и в речку уже текли первые его отходы. (39)Купаться в ней стало нельзя, речка стала болотом. (40)Рыба куда-то ушла.
(41)И совсем исчезла трава. (42)Пропала под глиной, будто её и не было.
(43)Отсутствия её за другими бедами не заметили. (44)Ну пропала и пропала. (45)Иногда только вспоминали, хвастая перед захожими: а ведь и у нас тут трава была, вот здесь вот, везде, ей-богу, была трава, вот трава так трава, нигде такой не было травы. (46)Но захожие были всё люди торопливые, было им не до травы, да и в самом деле, мало ли трав на свете.
(47)Через несколько лет, как улежалась, стала глина прорастать кой-где осочкой. (48)Жёсткая, бурая росла осочка, откуда только взялась. (49)А уже пилили деревья. (50)Всё было кончено.
(51)Когда я уехал, возвращаться не собирался, но совсем недавно попал на старое место, так уж вышло. (52)И увидел в самом центре гудящего, всё ещё ползущего вширь завода облачко зелени. (53)Там стояли дома, которые не тронули за ненадобностью. (54)Уцелело несколько берёз. (55)Они согнулись, были черны и голы. (56)Густое облако зелени шло от новеньких тополей. (57)Модные деревья, жирненькие коротышки, втыкали в небо опиленные культи и зеленели жадно, стараясь захватить побольше пространства. (58)Как плесень, устилал всё вокруг бесплодный их пух.
(59)Стоял и дедовский дом. (60)Стоял полуразваленный, накренившийся. (61)И резная труба на крыше проржавела насквозь. (62)И медный петух на ней свалился набок. (63)Ремонт тут был ни к чему. (64)А у забора я увидел несколько кустиков травы. (65)Трава редка была, низка. (66)И это была та самая трава. (По В.Б. Чернову*)
* Владимир Борисович Чернов (1939-2013) - российский журналист, редактор.
Примерный круг проблем:
1) Проблема поглощения деревни городом. (Почему происходит поглощение городом деревни? Каковы последствия этого процесса?)
Авторская позиция: Растёт производство, требуя новых рабочих рук, увеличивается число жителей городов, прокладываются новые пути сообщения - все эти процессы приводят к поглощению деревни городом. В результате разрушается многовековой уклад деревенской жизни, меняется характер взаимоотношений людей.
2) Проблема разрушения многовекового деревенского уклада. (Что является причиной разрушения многовекового деревенского уклада? В чём проявляется это разрушение?)
Авторская позиция: Многовековой деревенский уклад разрушается в результате расширения городов и поглощения ими деревень. Это разрушение проявляется не только в изменении характера деятельности и образа жизни людей, но и в изменении характера их взаимоотношений.
3) Проблема влияния расширения городов на природу. (Как расширение городов влияет на природу?)
Авторская позиция: Расширение городов губительно влияет на природу. Загрязняется вода в реках, уходит из них рыба; уничтожаются леса и исчезает трава.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6287.
(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество - это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефило- софов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
(6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Неболыпую - избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
(10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно. «(12)Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны - и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)0днажды я подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я радуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
(21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно с полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек - творчество - жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность - то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость. (30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт её особенно бережно, - творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, - творец, несомненно! (33)Людей бездарных - без дара - не бывает.
- (34)Не бывает?! - сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. - (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, есть люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка - ноль. (46)По сегодняшней терминологии - обыватель.
- (47)Мне кажется, - возразил я ему, - что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь? (49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два, ноль или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни. (50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и выступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий. (По Е.М. Богату*)
*Евгений Михайлович Богат (1923-1985 гг.) - советский журналист, писатель.
Примерный круг проблем:
1) Проблема творчества. (Какую деятельность можно считать творчеством?)
Авторская позиция: Многие люди считают, что творчество - это «рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир». Однако, по мнению автора, творчество может проявляться в обыденной жизни «в самой скромной, самой будничной форме: это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость».
2) Проблема определения творца. (Кого можно считать творцом?)
Авторская позиция: Любого человека можно назвать творцом, если он выполняет свою работу неравнодушно, «с готовностью передать лучшее, что у него есть», людям.
3) Проблема возникновения радости творчества. (Когда возникает радость творчества?)
Авторская позиция: Радость творчества рождается в процессе творческой деятельности, в которую оказывается вовлечённым человек.
4) Проблема одарённости. (Все ли люди одарены талантами?)
Авторская позиция: Бездарных людей нет, каждый человек одарён по-своему.
5) Проблема формирования личности. (При каких условиях формируется и проявляется личность?)
Авторская позиция: Личность формируется и проявляется в деятельности, направленной на добро.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6260.
(1) Мне давно уже, сколько лет, хотелось найти такой уголок, где бы всё было под рукой: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды. (2)И чтобы непременно была заповедная тишина - без этих принудительных уличных радиодинамиков, которые в редкой деревне сейчас не гремят с раннего утра до поздней ночи, без этого железного грохота машин, который мне осточертел и в городе. (3)Деревушечка в семь домов, на большой реке, и кругом леса - глухие ельники с боровой дичью, весёлые грибные сосняки. (4)Ходи - не ленись. (5)Правда, с погодой мне не повезло - редкий день не выпадали дожди. (6)Но я не унывал. (7)У меня нашлось ещё одно занятие - хозяйский дом. (8)Ах, какой это был дом! (9)Одних только жилых помещений в нём было четыре: изба-зимовка, изба-лестница, вышка с резным балкончиком, горница боковая. (10)А кроме них были ещё сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь саженей семь в длину - на неё, бывало, заезжали на паре, да внизу, под поветью, двор с разными станками и хлевами.
(11) И вот, когда не было дома хозяев (а днём они всегда на работе), для меня не было большей радости, чем бродить по этому удивительному дому - бродить босиком, не спеша. (12)Вразвалку. (13)Чтобы не только сердцем и разумом, а и подошвами ног почувствовать прошлые времена. (14)Теперь, с приездом старой хозяйки, на этих разгулах по дому надо поставить крест - это было мне ясно. (15)И на моих музейных занятиях - так я называл собирание старой крестьянской утвари и посуды, разбросанной по всему дому, - тоже придётся поставить крест.
(16)Вечером я долго сидел в лодке, приткнутой к берегу. (17)Уже туман наглухо заткал реку, так что огонь, зажжённый на той стороне, в доме хозяев, был похож на мутное жёлтое пятно, уже звёзды высыпали на небе (да, всё вдруг - и туман, и звёзды), а я всё сидел и сидел и распалял себя. (18)Меня звали. (19)3вал Максим, звала Евгения, а я закусил удила и - ни слова. (20)И вот я сидел, как сыч, в лодке и ждал. (21)Ждал, когда на той стороне погаснет огонь. (22)С тем, чтобы хоть ненадолго, до завтра, до утра, отложить встречу со старухой.
(23)Не знаю, сколько продолжалось моё сиденье в лодке. (24)Мне хотелось есть, я продрог - от сырости, от ночного холода, и в конце концов я взялся за весло.
(25)Огонь на той стороне сослужил мне неоценимую службу. (26)Ориентируясь на него, я довольно легко, не блуждая в тумане, переехал за реку, затем так же легко по тропинке, мимо старой бани, огородом поднялся к дому. (27) В доме, к моему немалому удивлению, было тихо, и, если бы не яркий огонь в окошке, можно было бы подумать, что там уже все спят. (28)Я постоял-постоял под окошками, прислушиваясь, и решил, не заходя в избу, подняться к себе. (29)Но зайти в избу всё-таки пришлось. (30)Потому что, отворяя ворота, я так брякнул железным кольцом, что весь дом задрожал от звона.
- (31)Сыскался? - услышал я голос с печи. - (32)Ну, слава богу. (33)А я лежу и всё думаю, хоть бы ладно-то всё было.
(34) Кажется, никогда в жизни мне не было так стыдно за себя, за свою безрассудную вспыльчивость, и я, так и не посмев поднять глаза кверху, туда, где на печи лежала старуха, вышел из избы.
(35) Утром я просыпался рано, как только внизу начинали ходить хозяева. (36)Но сегодня, несмотря на то, что старый деревянный дом гудел и вздрагивал каждым своим бревном и каждой своей потолочиной, я заставил себя лежать до восьми часов: пусть хоть сегодня не будет моей вины перед старым человеком, который, естественно, хочет отдохнуть с дороги. (37)Но каково же было моё удивление, когда, спустившись с вышки, я увидел в избе только одну Евгению - молодую хозяйку!
- (38)А где же Милентьевна?
- (39)Мама, известно, за губами ушла.
- (40)За губами! (41)Милентьевна за грибами ушла?
- (42)А чего? (43)Ещё пяти не было, как ушла. (44)Как только начало светать.
- (45)Одна?
(46)Я представил себе, как где-то там, за рекой, в этом сыром и холодном тумане, бродит сейчас с коробкой старая Милентьевна, и побежал в сарай колоть дрова. (47)На тот случай, если придётся затоплять баню для иззябшей старухи. (48)Я раза три в то утро выбегал к реке, да столько же раз, наверно, выбегала Евгения, и всё-таки мы не укараулили Милентьевну. (49)Явилась она внезапно. (50)Не знаю, то ли оттого, что ворота на крыльце не были заперты, то ли мы с Евгенией слишком заговорились, но только вдруг дверь подалась назад, и я увидел её - высокую, намокшую, с подоткнутым по-крестьянски подолом, с двумя большими берестяными коробками в руках, полнёхонькими грибов.
(51)Мы с Евгенией выскочили из-за стола, чтобы принять эти коробки. (52)А сама Милентьевна, не очень твёрдо ступая, прошла к прилавку у печи и села. (53)Она устала, конечно. (54)Это видно было и по её худому тонкому лицу, до бледности промытому нынешними обильными туманами, и по заметно вздрагивающей голове. (55)Но в то же время сколько благостного удовлетворения и тихого счастья было в её голубых, слегка прикрытых глазах... (56)Счастья старого человека, хорошо, всласть потрудившегося и снова и снова доказавшего и себе, и людям, что он не зря на этом свете живёт.
(По ФЛ. Абрамову)
Фёдор Александрович Абрамов (1920-1983 гг.) - русский советский писатель, литературовед, публицист.
Примерный круг проблем:
1) Проблема семейных отношений в деревне. (Как строятся семейные отношения в деревне?)
Авторская позиция: Семейные отношения в деревне строятся на внимании к близким, на заботе о них.
2) Проблема отношения к пожилым людям. (Как следует относиться к пожилым людям?)
Авторская позиция: К пожилым людям следует относиться уважительно, испытывая признательность за их доброту и заботу, за ежедневный малозаметный труд, без которого они не мыслят жизни, как Василиса Милентьевна.
3) Проблема отношения деревенских жителей к труду. (Каково отношение деревенских жителей к труду?)
Авторская позиция: Труд - основа жизни в деревне. Даже пожилые люди, например Милентьевна, не мыслят себя без ежедневного труда, приносящего людям пользу, и чувствуют себя счастливыми, когда выполнят свою привычную работу.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6233.