Вверх

Линия заданий 3, ЕГЭ по русскому языку

Показать текст к заданию 5993

Лёд - поистине удивительное вещество. Шестигранные ветвистые снежинки в воздухе и округлые зёрна в снежной толще, мелкие бесформенные кристаллы в улёгшемся после метели снеге и ледяные «бокалы» и «пули» во внутренних горизонтах снежного покрова, красивые морозные узоры на окнах и массивные клинья льда в холодных горных породах... Прозрачный лёд на озёрах и молочно-мутный в ледниках, белёсый в естественных образованиях и яркий, сверкающий, отливающий всеми цветами радуги под микроскопом. Тающий на поверхности ледниковых языков и взрывающийся, когда его поднимают из глубин ледниковых покровов, хрупкий, как стекло, в отдельных кусках, но обладающий способностью течь, как тесто, в громадных массивах. Дрейфующий по воле волн на полярных морях и активно преобразующий рельеф при движении ледников, сохраняющий жизнь в жестокую зиму под снегом и убивающий <...> при замерзании воды в организмах, создающий красоту высокогорья и вызывающий бедствия от схода снежных лавин и нашествий ледников.

Лёд - самая распространённая горная порода во Вселенной: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран содержат огромные массы льда, а некоторые спутники планет сложены из льда почти целиком. Однако не исключение и наша Земля: более одной десятой земной суши занято «вечными» льдами, а пятая часть всей поверхности планеты ежегодно находится под снегом.

Лёд интересовал людей с незапамятных времён, однако наука занялась им лишь во второй половине XIX столетия. Исследовать свойства льда оказалось трудно, потому что его свойства зависят от многих условий, и прежде всего от внешнего давления и температуры.

(По В.В. Котлякову)

5993. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СОДЕРЖАТ (н.ф. - СОДЕРЖАТЬ)

1) кого-что. Обеспечивать средствами к жизни, для пребывания где-л.; иметь в своём распоряжении, у себя на службе, оплачивая труд кого-л. С. семью, родителей. С. штат сотрудников.
2) что. Быть владельцем, хозяином (предприятия, заведения и т.п.). С. пансион. С. кафе. Завод содержит своё подсобное хозяйство.
3) кого-что. Поддерживать в каком-л. виде, состоянии. С. хозяйство, вещи в порядке. Нельзя с. инструменты в таком беспорядке. С. квартиру в идеальной чистоте.
4) что. Иметь, заключать в себе. Чёрная смородина содержит большое количество витамина. Словарь содержит сто тысяч слов. Справочник содержит много интересного.
5) кого (что). Держать где-л., помещать куда-л. С. лошадей на зимних пастбищах. С. кроликов в клетках. С. под арестом. С. на гауптвахте.

Верный ответ: 4

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 5993.

Показать текст к заданию 6020

Тысячи различных цветов наполняли воздух оранжереи своими ароматами: пёстрые с терпким запахом гвоздики, яркие хризантемы, задумчивые нарциссы, опускающие перед ночью вниз свои тонкие белые лепестки, гиацинты и левкои, серебристые колокольчики девственных ландышей, лиловые и красные шапки гортензий, скромные ароматные фиалки, душистый горошек и великолепные сорта роз всевозможных оттенков: пурпурного, ярко-красного, пунцового, коричневого, розового, нежно-жёлтого, палевого и ослепительно-белого.

Но было в оранжерее одно странное растение, которое, по-видимому, ничем не могло бы обратить на себя внимание, кроме своей уродливости. Прямо из корня выходили у него длинные листья, узкие, мясистые и покрытые острыми колючками. Листья эти, числом около десяти, не поднимались кверху, а опускались к земле. Днём они были холодными, а ночью становились тёплыми. Цветы никогда не показывались между ними, но зато торчал вверх длинный прямой зелёный стержень. Это растение называлось столетником.

Цветы в оранжерее жили своей особенной жизнью. Конечно, у них не было языка для того, чтобы разговаривать, но <...> цветы друг друга понимали. Может быть, им для этого служил их аромат, ветер, который переносил цветочную пыль из одной чашечки в другую, или тёплые солнечные лучи, заливавшие всю оранжерею сквозь её стеклянные стены и стеклянный потолок. Если так изумительно понимают друг друга пчёлы и муравьи, почему не предположить, что, хоть в малой степени, это возможно и для цветов?

(По А.И. Куприну)

6020. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТЁПЛЫЕ (н.ф. - ТЕПЛЫЙ)

1) (о климате местности) Не знающий морозов, южный. Тёплые страны. Т. климат.
2) Хорошо защищающий тело от холода. Тёплая одежда.
3) Имеющий отопление. Тёплая дача. Тёплая половина избы.
4) Ласковый, приветливый. Тёплое чувство. Т. приём. Тёплые слова утешения.
5) Нагретый, дающий или содержащий тепло. Т. луч солнца. Тёплая комната. Тёплое молоко.

Верный ответ: 5

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6020.

Показать текст к заданию 6047

Природа скупится, скупится, <...> вдруг расщедрится и так одарит человека, что все вокруг только диву даются. А он сам будто этого и не замечает: идёт лёгкой походкой по земле, озорно посмеивается, и любая ноша ему по плечу. Серьёзное дело в его руках выглядит игрой, а игра оборачивается серьёзным делом. Неодолимо притягивает он людей - полмира у него в товарищах.

Он неистощим на выдумки, ему скучно жить без них, и при его вмешательстве заурядный случай становится приключением. Он беззаботно щедр, и судьба, опасаясь за последствия такой тороватости, предусмотрительно награждает его дырявыми карманами. У него острый язык, но он щадит в людях главное - их достоинство, и они легко спускают ему то, что не прощают другим. Каждый, кто повстречается ему на пути, возбуждает в нём несказанное любопытство: он уверен, что любой человек по-своему талантлив и в каждом таятся скрытые возможности. И люди, чувствуя эту заинтересованность, раскрываются перед ним с неожиданной для самих себя стороны.

Он снисходителен к людям, и хорошие качества в его глазах имеют больший вес, чем дурные. Товарищ он великолепный, не любит подчинять, так же как подчиняться.

Это очень национальный характер: на столбовой дороге истории российской виделся‘ он встречным в разных одеждах и разных воплощениях, но всегда воспринимался как светлое чудо.

(По С.С. Наровчатову)

6047. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОСТРЫЙ (н.ф. - ОСТРЫЙ)
1) Сильно действующий на вкус или обоняние. О. запах. О. соус. Острая пища.
2) Проницательный, хорошо воспринимающий. О. ум. О. глаз.
3) Отточенный, хорошо режущий, колющий. О. нож. Острое копьё.
4) Сильно, ясно выраженный; напряжённый. Острая боль. Острая ситуация. О. сюжет.
5) Остроумный, язвительный. Острое словцо. Острая шутка.

Верный ответ: 5

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6047.

Показать текст к заданию 6074

Как кому-то могло прийти в голову, что под землёй скрываются нефтяные озёра? Сначала люди удостоверились в том, что под землёй есть водные источники. Затем были замечены места, где из земли проступает сырая нефть. В 1859 г. в одном из таких мест впервые была предпринята попытка добычи нефти.

Сегодня нефтедобыча ведётся под жёстким инженерным и юридическим контролем. Бурение скважины производят <...> буровой установки, состоящей из буровой вышки, блоков бурения и спуско-подъёмных работ. К, верхней части буровой вышки крепят подъёмное устройство для бурильных труб, образующих бурильную колонну. В нижней части бурильной колонны крепят долото, совершающее вращательные движения и дробящее твёрдую породу.

Буровой раствор подают по трубе вниз, охлаждая буровую установку и выталкивая из скважины разрушенную породу. Когда бур уходит на определённую глубину, в скважину вставляют стальную обсадную трубу, по ней под давлением подают цементный раствор, который доходит до конца трубы, выходит из неё и поднимается вверх. Цемент закрепляет обсадную трубу и защищает подземные воды от нефти. Затем в ход идёт буровой наконечник меньшего диаметра, который должен добраться непосредственно до нефти. Обсадную трубу продлевают, и снова в неё подают цемент. Потом бурильное оборудование извлекают, устанавливают оборудование устья скважины и только тогда начинают выкачивание нефти.

(По О.С. Лобачёвой)

6074. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТВЁРДУЮ (н.ф. - ТВЁРДЫЙ)

1) Не поддающийся при надавливании, жёсткий, крепкий. Т. картон. Твёрдые сплавы (сплавы высокой прочности ).
2) Не подверженный изменениям, непоколебимый, устойчивый, прочный. Твёрдые цены. Т. срок. Твёрдое решение. Твёрдые знания. Т. шаг. Твёрдая уверенность.
3) Сильный и решительный. Твёрдая воля. Т. характер. Твёрд духом кто-н. Т. тон. Твёрдая рука.
4) Сохраняющий свою форму и размер в отличие от жидкого и газообразного. Твёрдые тела.
5) О согласных звуках: произносимый без приближения средней части языка к передней части нёба. Твёрдый согласный.

Верный ответ: 1

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6074.

Показать текст к заданию 6101

С детства нам говорили о том, что существуют «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста»), и мы свято верили в их магическую силу. <...> проходили годы, и мы всё чаще убеждались, что другие практически не обращают на них внимания. Вера в волшебство этих слов уходила вместе с детством. А как всё-таки хочется знать какое-нибудь слово, которое было бы универсальным ключом к сердцам людей. И такие слова есть! Давайте вспомним один из советов американского психолога Д. Карнеги. В своей книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» он пишет: «Внушайте собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне».

(По С.Д. Дерябо, В.Я. Ясвину)

6101. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИЛА, -ы, ж.

1) Способность живых существ напряжением мышц производить физические движения, действия; физическая энергия человека, животного. Огромная физическая с. сибиряка.
2) обычно чего или какая. Способность человека к духовной деятельности, к проявлению своих умственных или душевных свойств. С. воли.
3) Степень проявления чего-л.; интенсивность, напряжённость. С. звука. С. ветра.
4) Способность производить какую-л. работу; энергия, мощность. Подъемная с. машины.
5) Источник какой-л. деятельности, могущества, влияния. Какая-то неестественная с. оттолкнула его от товарищей.
6) Правовая действенность; правомочность. Закон утратил силу.
7) обычно мн. ч. Часть общества, отличающаяся какими-л. характерными признаками или направленностью в своей деятельности. Движущие силы революции.

Верный ответ: 5

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6101.

Показать текст к заданию 6128

Вслед за коротким, лёгким, как детское дыхание, дневным потеплением на обращённых к солнцу горных склонах погода вскоре неуловимо изменилась: заветрило с ледников. И уже закрадывались по ущельям всюду проникающие резкие ранние сумерки, несущие за собой холодную сизость предстоящей снежной ночи.

Снега было много вокруг. На всём протяжении Прииссыккульского кряжа горы были завалены метельным свеем, прокатившимся по этим местам ‘пару дней тому назад, как полыхнувший вдруг по прихоти своевольной стихии пожар. Жутко, какая разбушевалась тут метель: в метельной кромешности исчезли горы, исчезло небо, исчез весь прежний видимый мир.

<...> всё стихло, и погода прояснилась. С тех пор с умиротворением снежного шторма, скованные великими заносами горы замерли в цепенеющей и отстранившейся ото всего на свете стылой тишине. И только всё настойчивей возрастающий и всё прибывающий гул крупнотоннажного вертолёта, пробирающегося в тот предвечерний час по каньону Узун-Чат к ледяному перевалу Ала-Монгю, задымлённому в ветреной выси кручёными облаками, всё нарастал, всё приближался, усиливаясь с каждой минутой, и наконец восторжествовал - полностью завладел пространством и поплыл всеподавляющим, гремучим рокотом над недоступными ни для чего, кроме звука и света, хребтами, вершинами, высотными льдами. Умножаемый среди скал и распадков многократным эхом, грохот над головой надвигался с такой неотвратимой и грозной силой, что казалось, ещё немного - и случится нечто страшное, как тогда - при землетрясении...

(По Ч. Айтматову)

6128. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЕЗКИЕ (н.ф. - РЕЗКИЙ)

1) Действующий, проявляющийся с большой силой, остротой. Р. ветер. Р. холод. Резкая боль. Резкие противоречия.
2) Слишком сильный, неприятно действующий на органы чувств. Р. свет. Р. запах. Р. голос. Резкие духи. Резкие тона, краски в картине.
3) Чётко обозначенный, отчётливый. Резкие очертания гор. Резкие черты лица.
4) Внезапный, неожиданный. Резкое похолодание.
5) Порывистый, быстрый (о движениях и человеке с такими движениями). Резкие движения, жесты.

Верный ответ: 4

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6128.

Показать текст к заданию 6155

Цунами на японском означает «волна в гавани». Цунами - это опасное природное явление, представляющее собой морские волны, возникающие главным образом в результате сдвига вверх или вниз протяжённых участков морского дна при подводных и прибрежных землетрясениях. Заметим, что волны цунами являются разновидностью поверхностных волн - наиболее распространённого типа волн в природе, что среди прочих поверхностных волн цунами - самые «длинноволновые» (в открытом океане они доходят до сотен километров) и что их скорость (опять же в открытом океане) может достигать 700-800 км/час.

Как известно, цунами нередко приводит к разрушениям и человеческим жертвам. Инициировать <...> волны - с высотой, нередко превышающей десятиметровую отметку - могут землетрясения (с эпицентром в океане), извержения вулкана, а также и оползни. Необычайно возросшие в ХХ в. разрушительные возможности человека также могут стать непосредственной причиной цунами.

Проблемой цунами занимаются представители самых разных наук. Сегодня уделяется большое внимание междисциплинарным исследованиям и, кроме того, развитию систем по распространению информации о цунами и связанных с ним опасностях. Исследователи выполняют работу по моделированию волн цунами и оценке рисков их возникновения в различных водных бассейнах, включая и российские моря - Каспийское и Чёрное. Построенные математические модели соотносятся с информацией о параметрах реальных цунами, в том числе и катастрофических, последовавших за извержением вулкана Кракатау в 1883 г. и землетрясением в Индонезии в 2004 г.

(Б.С. Булюбаш)

6155. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗАНИМАЮТСЯ (н.ф. - ЗАНИМАТЬСЯ)

1) Учиться, обучаться. З. в университете. Хорошо з. З. по ночам.
2) кем-чем. Направить своё внимание на кого-, что-л.; проявить интерес к кому-, чему-л. З. собой. З. больным. З. газетой.
3) с кем-чем. Разг. Помочь кому-л. в учении, занятиях и т.п. З. с ребятами. З. с отстающими учениками.
4) чем. Работать в какой-л. области науки, искусства, техники и т.п.; изучать, исследовать что-л. З. ядерной физикой. 3. архитектурой. З. проблемами экологии.
5) чем. Начать что-л. делать, приступить к какому-л. занятию. З. спортом. З. игрой в шахматы. З. ремонтом.

Верный ответ: 4

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6155.

Показать текст к заданию 6182

Численность населения Земли продолжает расти, а с нею растёт и дефицит воды особенно в некоторых местностях. Атмосферных осадков недостаточно, чтобы обеспечивать водой стремительно растущее население планеты.

<...> со временем удалось придумать множество способов промышленного опреснения воды. Один из них - дистилляция. Когда вода из соляного раствора испаряется, пар поднимается вверх, оставляя соль внизу. В процессе конденсации пара образуется питьевая вода. Процесс очень прост, но в результате него в атмосферу выбрасывается значительное количество парниковых газов. Другой метод - ядерные реакторы. Они не оказывают такого пагубного влияния на атмосферу, при этом возможна теплофикация - получение двух видов энергии из одного источника, то есть при опреснении генерируется электроэнергия. Чем больше соли содержит вода, тем больше требуется энергии для её опреснения.

Этот факт привёл к созданию технологии опреснения - многоступенчатого процесса мгновенного выпаривания. Ещё одна технология - технология обратного осмоса, появившаяся в 1959 г. Вода под большим давлением проходит через фильтр обратного осмоса - мембрану, сквозь-которую просачивается только чистая вода. Для работы насосов высокого давления требуется примерно столько же энергии, сколько на процесс дистилляции, но используется электричество, а не тепло. Большая электростанция (обычная или атомная) может фильтровать воду по ночам, когда потребление электричества снижено, а днём генерировать электричество.

(По О.С. Лобачёвой)

6182. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СОЛЬ (н.ф. - СОЛЬ)

1) Приправа к пище. Столовая с. Поваренная с. Пуд соли съесть с кем-н. (перен.: тесно и долго общаясь, хорошо узнать кого-н.; разг. ).
2) В химии: соединение, в котором водород кислоты замещён металлом. Почвенные соли.
3) Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Природная с. Морская с. Добыча соли.
4) О лучших представителях какого-нибудь общества, общественной группы. Эти моряки - с. нашего флота. С. земли (о лучших представителях общества; книжн.).
5) То, что придаёт особенный интерес, остроту чему-нибудь. В этом и состоит вся с.
рассказа.

Верный ответ: 3

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6182.

Показать текст к заданию 6209

Где чаще идут дожди, точнее, связана ли как-то вероятность дождей с влажностью почвы? Во-первых, начнём с того, что дожди бывают разные и образуются по разным причинам. Они могут приходить с горизонтально движущимися атмосферными фронтами, захватывающими большие территории. Но, во-вторых, есть и другой вариант их образования: жарким летним днем тёплый воздух поднимается вверх и там конденсируется в облака, которые и проливаются дождём, обычно ливневым. <...> явление называется конвективными осадками, так как возникает в результате конвекции - перемешивания воздушных масс разной плотности. Так как конвективные осадки обычно ограничены в территории, их обилие имеет смысл связывать с разницей во влажности почвы в схожем пространственном масштабе - от 50 до 100 км.

Учёные использовали спутниковые данные по влажности почвы и. количеству осадков на всех континентах, кроме Антарктиды, за период с 2002 по 2011 год. Из анализа были исключены горные и прибрежные районы, так как формирование осадков в них «осложнено» локальными особенностями, а также тропические леса, поскольку получить данные о влажности почвы в них с помощью спутников проблематично.

Оказалось, что на всех континентах, во всех исследованных климатических зонах конвективные ливни чаще всего случаются на участках с более сухой почвой по сравнению с окружающими территориями, и наиболее сильно эта зависимость проявилась в засушливых районах - Северной и Южной Африке, Восточной Австралии и Центральной Азии.

(По С.С. Лысенкову)

6209. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИДУТ (н.ф. - ИДТИ)

1) Двигаться, передвигаться, ступая ногами. И. пешком. И. домой. Конь шёл вслед за хозяином.
2) Двигаться, перемещаться в пространстве. Поезд идёт. Баржа идёт по реке. И. под парусом. Груз идёт морем (доставляется по морю).
3) Следовать, двигаться в каком-л. направлении для достижения чего-л. И. к намеченной цели. Всегда и. вперёд. И. по пути технического прогресса. Всё идёт к лучшему.
4) Выделяться, исходить откуда-л., распространяться. Из трубы идёт дым. От печки идёт тепло.
5) Об осадках: падать. Идёт снег.

Верный ответ: 5

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6209.

Показать текст к заданию 6236

Сегодня бетон в весовом соотношении является самым распространённым строительным материалом, его значение трудно переоценить. Этот материал широко используется в гражданском строительстве, для прокладки дорог, каналов и взлётно-посадочных полос, возведения мостов, плотин, небоскрёбов и многого другого. Популярность бетона вполне объяснима: в жидком виде его можно залить в форму, и он, застыв, станет подобен скале и прослужит много столетий. Если добавить к бетону стальную арматуру, он станет ещё более прочным, из него можно будет делать балки длиной более 30 метров.

Современный бетон состоит из трёх ингредиентов: одной части портландцемента, двух частей песка и трёх частей щебня, к которым добавляется достаточное количество воды с целью получения пастообразной смеси. То, что бетон состоит в основном из песка и щебня, делает его самым дешёвым материалом из всех возможных аналогов. А портландцемент - это гидравлическое вяжущее вещество, изобретённое в 1824 г. При соединении с водой цемент действует как клей и надежно скрепляет песок и щебень. <...> это не тот клей, который высыхает, скорее, он похож на эпоксидную смолу, которая затвердевает в результате химической реакции.

Реакция застывания бетона протекает медленно, для полного отвердения бетону требуется несколько недель. Когда дорожное покрытие или фундамент залиты, инженеры часто проводят тестирование, чтобы проверить прочность материала на сжатие.

(По О.С. Лобачёвой)

6236. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОЛОС (и.ф. - ПОЛОСА)

1) Длинный ровный след (на какой-нибудь поверхности, в рисунке, в чертеже), длинная узкая часть какого-либо пространства. П. спектра. Бледная п. света.
2) В старой русской деревне: небольшой узкий участок пахотной земли крестьянского надела. П. ржи.
3) Промежуток времени, пора, период. Светлая, счастливая п. жизни.
4) Страница в наборе, в печатном издании. Объявления на последней полосе газеты.
5) Отдельный протяжённый участок чего-нибудь, пояс. Песчаная п. берега. П. обороны. Чернозёмная п.

Верный ответ: 5

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 6236.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще