Вверх

Линия заданий 3, ЕГЭ по русскому языку

Показать текст к заданию 20945

В русском языке гречишный и гречневый - паронимы, то есть слова, сходные по звучанию, но различающиеся по морфемному составу и лексическому значению. Слово гречневый во всех словарях русского языка означает «приготовленный из зёрен гречихи» (гречневая крупа, гречневые хлопья, гречневый хлеб, гречневый чай). Слово гречишный - «свойственный гречихе, характерный для неё» (гречишное поле, гречишный мёд). Поэтому <...> чай, хлопья и хлеб правильно называть гречневыми, то есть ведущими своё начало от зёрен гречихи, а напиток, изготовленный из листьев, цветков, травы гречихи, называют гречитным.

Безусловно, новым напитком в нашей стране стал гречневый чай. Для приготовления такого чая используют зёрна гречихи татарской - однолетнего травянистого растения, встречающегося на всей территории Евразии как сорняк в посевах гречихи посевной и других зерновых культур. Правда, в Китае это растение возделывают наравне с гречихой посевной в качестве крупяной культуры и используют для приготовления еды и оздоровительного чая.

Продукт под названием «Гречневый чай», как правило, поступает в торговлю после обжарки зёрен и бывает развесным, упакованным в фильтр-пакеты для одноразового использования, прессованным и гранулированным. Он может быть натуральным или ароматизированным. Гречневые хлопья появились в наших магазинах гораздо раньше гречневого чая в качестве продукта питания с высокими потребительскими свойствами. Гречневые хлопья относятся к той категории продуктов, которая даёт возможность быстрого приготовления еды, облегчая жизнь спешащему человеку.

(По И. Сокольскому)

20945. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины и терминологические сочетания (паронимы, морфемному составу, лексическому значению, гречихи татарской, гречихи посевной, однолетнего травянистого растения); имена прилагательные и глаголы используются в информативной функции (прессованным, гранулированным, натуральным, ароматизированным; означает, называть, возделывают, используют).
2) Образность, эмоциональность текста создаёт использование эпитетов (зерновых культур, спешащему человеку, гречишное поле, гречишный мёд, гречневые хлопья, потребительскими свойствами), фразеологизмов (сходные по звучанию, оздоровительного чая, быстрого приготовления).
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи:
конструкции с производными предлогами (появились в качестве продукта питания, возделывают наравне с гречихой), с обособленными распространёнными определениями, выраженными причастными оборотами.
4) С целью. предъявления толкования понятий и характеристики их свойств в тексте использованы двусоставные полные и неполные предложения с составным именным сказуемым, конструкции с обособленным распространённым приложением и пояснительными членами предложения.
5) Текст относится к разговорной речи, для которой характерна спонтанность, неподготовленность высказывания, так как основной целью автора является непринуждённое общение с читателем, обмен мнениями на бытовые темы.

Верный ответ: 134

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20945.

Показать текст к заданию 20942

С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, как он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота - это глубоко человеческое, это радость нашей жизни.

Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Но красота - это не только совершенство тела, не только здоровье. Подлинная красота - это внутренняя одухотворённость: богатый мир мыслей и чувств, нравственное достоинство, уважение к людям и к себе, скромность. Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. Внутренняя красота отражается во внешнем облике.

Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым. Но, мне кажется, надо иметь моральное право на это желание. Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности. При этом его внешний облик словно озарён внутренним вдохновением. <...> хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворённость великим человеческим счастьем - счастьем творчества.

(По В.А. Сухомлинскому)

20942. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте широко используются отвлечённые имена существительные, обозначающие понятия духовной сферы (красота, радость, идеал, одухотворённость, мысли, чувства, достоинство, уважение, культура, вдохновение, творчество).
2) Эмоциональность, экспрессивность, призывность текста создаётся различными языковыми средствами, в том числе неоднократным использованием антонимических пар (внутренний - внешних, внутренняя - внешнем, внешний - внутренними), лексическим повтором глагола в повелительном наклонении (трудись) и слов других частей речи: имени существительного (красота), имени прилагательного (красивым), указательной частицы (это).
3) Грамматическими особенностями текста является использование в качестве средств связи предложений и обеспечения цельности текста лексического повтора (красота), форм слова красота (красоту - красота - красоте - красота), однокоренных слов (красота - красивым).
4) В тексте использованы такие синтаксические конструкции, как предложения с главными членами - именами существительными в именительном падеже, ряды однородных членов, что даёт возможность раскрыть содержание понятия, обеспечить его детальное рассмотрение.
5) Текст относится к разговорной речи, так как основные цели автора - непринуждённое общение с читателем, обмен мнениями на бытовые темы.

Верный ответ: 1234

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20942.

Показать текст к заданию 20939

Методы генной инженерии применяются <...> получения генетически модифицированных организмов, генотип которых был искусственно изменён. Такие технологии используются для селекции животных и растений и передачи между нескрещивающимися видами полезных свойств. Сторонники внедрения генетически модифицированных организмов считают, что только за счёт внедрения таких организмов можно повысить урожайность полезных растений и плодовитость домашних животных.

Применение технологий генной инженерии к человеку пока находится в первоначальной стадии. Ожидается, что данные методы могут быть использованы для лечения наследственных болезней. В этом случае нужно изменить геном огромного количества клеток живого человека. Для такого воздействия нужно сконструировать специальные вирусы, которые должны внедриться в клетки. Однако эта методика вызывает опасения, поскольку вирус может представлять угрозу для других людей.

Одним из самых противоречивых направлений развития генной инженерии стало клонирование - создание генетически идентичных копий молекул, отдельных органов и организмов. В растительном мире клонирование применяется очень давно при вегетативном размножении растений черенками. Методы клонирования клеток животных появились лишь в середине XX века, когда были разработаны приёмы пересадки ядер в лишённые ядра яйцеклетки. В 1997 году в Шотландии в результате использования донорского ядра клетки взрослой овцы родилась овца по кличке Долли. После этого даже неспециалисты поняли, что в перспективе возможно клонирование человека.

(По А. Латкину)

20939. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Точность и объективность изложения создаётся за счёт использования слов в прямом значении, отглагольных имён существительных со значением процесса (получения, внедрения, применение, клонирование, создание, использования), терминов и терминологических сочетаний (генной инженерии, генотип, генетически модифицированных организмов, генетически идентичных копий молекул, при вегетативном размножении), используемых для обозначения научных понятий.
2) В тексте использованы эпитеты (нескрешивающимися видами, полезных растений, в первоначальной стадии, специальные вирусы, самых противоречивых направлений, донорского ядра), метафоры (селекции животных, внедрения организмов, создание копий молекул), способствующие эмоциональности, выразительности изложения, передающие авторскую оценку описываемых явлений.
3) Грамматическими особенностями текста является использование в качестве средства связи абзацев лексического повтора терминологического сочетания генной инженерии (в первом предложении каждого из абзацев), в качестве средства связи предложений - сочетаний имён существительных с указательными местоимениями (такие технологии, в этом случае, для такого воздействия, эта методика).
4) Синтаксические средства: обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, обособленные определения, выраженные причастными оборотами, - выполняют в тексте изобразительную функцию.
5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как основные цели автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

Верный ответ: 13

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20939.

Показать текст к заданию 20936

Кто не бывал в просторных степях низовий реки во время перелёта, тот не может себе представить, что там происходит. Тысячи тысяч птиц большими и малыми стаями тянулись к югу. Вереницы их то поднимались кверху, то опускались вниз, и все разом, ближние и дальние, проектировались на фоне неба, в особенности внизу, около горизонта, который казался от этого затянутым паутиной. Я смотрел, как очарованный.

Выше всех были орлы. Распластав могучие крылья, они парили в хрустальном воздухе. Что для них расстояния? Некоторые из них кружили так высоко, что едва были заметны. Ниже их, но всё же высоко над землёй, летели гуси. Эти осторожные птицы шли правильными косяками, оглашая воздух своими сильными криками. Рядом с ними летели казарки и лебеди. Внизу, близко к земле, с шумом неслись торопливые утки. Совсем над водой тысячами летели чирки и другие мелкие птицы. Канюки и пустельга там и тут описывали красивые круги, подолгу останавливались на одном месте и, трепеща крыльями, зорко высматривали на земле добычу. Порой они отлетали в сторону, опять описывали круги и вдруг, сложив крылья, стремглав бросались книзу, <...> снова быстро взмывали вверх, едва коснувшись травы.

Грациозные чайки и изящные проворные крачки своей снежной белизной мелькали в лазурном небе, а кроншнепы летели легко, плавно, выполняя удивительно красивые повороты. И вся масса птиц неслась к югу. Величественная картина!

(По В.К. Арсеньеву)

20936. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. 3апишите номера этих ответов.

1) Объективность, бесстрастность изложения обеспечивается путём использования книжной лексики (перелёта, вереницы, очарованный, расстояния, зорко), географических терминов (в просторных степях, низовий реки, на фоне неба, воздух, в лазурном небе).
2) Эмоциональности, экспрессивности текста, выражению авторского отношения способствует использование эпитетов (в хрустальном воздухе, грациозные чайки, изящные проворные крачки, величественная картина), сравнения (смотрел, как очарованный), антонимических пар (большими - малыми, поднимались - опускались, ближние - дальние).
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для устной речи: частое использование междометий, экспрессивных частиц, преобладание ситуативно неполных предложений.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых используемые в изобразительной функции ряды однородных членов предложения, предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом; риторический вопрос, риторическое восклицание.
5) Текст относится к публицистическому стилю, так как основные цели автора - воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации, формирование у читателя отношения к определённой проблеме, выражение собственной активной жизненной позиции, убеждение читателя путём приведения доводов, аргументов.

Верный ответ: 24

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20936.

Показать текст к заданию 20933

Судя по всему, в ближайшие годы наиболее интересные открытия будут сделаны в биологии и медицине, <...> в странах, обладающих средствами на финансирование научных разработок, наблюдается высокий спрос на обеспечение долгой и полноценной жизни населения. И лазеры могут внести свой вклад в эти исследования. Дальнейшее развитие лазерной медицинской техники, связанной с тонкими бескровными операциями, вполне очевидно. Но совсем неожиданных результатов стоит ожидать от лазерной химии: с помощью точечных воздействий можно будет запускать химические реакции для создания принципиально новых препаратов. Врачи смогут инициировать некоторые виды реакций непосредственно в организме для точной доставки лекарства в требуемое место.

Скорее всего, развитие лазерных технологий приведёт к созданию новых принципов связи и передачи информации, что будет очень важно в условиях стремительного роста информационного обмена. Одной из перспективных технологий, в которых лазер играет принципиальную роль, стала голография. По прогнозам специалистов, в ближайшем будущем должны появиться голографические интерфейсы компьютерных систем, стремительная миниатюризация которых позволит размещать их в часах, очках и других вещах: такие интерфейсы будут возникать непосредственно перед пользователем в воздухе, словно мираж.

Физики сейчас осторожно предполагают, что именно. лазеры всё-таки позволят осуществить одну из главных надежд XX века - управляемый термоядерный синтез: такие реакторы должны обеспечить человечество дешёвой энергией, производство которой не будет наносить вред окружающей среде.

(По А. Латкину)

20933. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. 3апишите номера этих ответов.

1) Имена прилагательные, глаголы, имена существительные используются в тексте в информативной функции (в развитых странах, научных разработок, бескровными операциями, точечных воздействий; наблюдаются, предполагают).
2) В тексте использованы слова и обороты книжных стилей (инициировать, финансировать, внести свой вклад, информационный обмен), специальная лексика: профессионализмы, термины и терминологические сочетания (тонкими бескровными операциями, лазерных технологий, голография, голографические интерфейсы, термоядерный синтез).
3) Грамматическими особенностями текста является использование составных глагольных сказуемых (могут внести свой вклад, стоит ожидать, можно будет запускать, смогут инициировать, позволит размещать, позволят осуществить, должны обеспечить), обеспечивающих точность и объективность изложения; вводные конструкции, заключающие в себе указание на источник сообщения (судя по всему, по прогнозам специалистов).
4) Такие синтаксические средства выразительности, как распространённые обособленные определения (обладающих средствами на финансирование научных разработок, связанной с тонкими бескровными операциями) и придаточные определительные части сложноподчинённых предложений использованы в тексте с целью создания яркого выразительного образа предмета описания и эмоционального воздействия на читателя.
5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как основная цель автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение.

Верный ответ: 123

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20933.

Показать текст к заданию 20930

С конфликтными ситуациями нам приходится сталкиваться очень часто; на работе, дома, с родными и близкими, с незнакомыми людьми. Большинство людей признают, что не умеют правильно вести себя в конфликтных ситуациях, и многие хотели бы научиться навыкам поведения в таких случаях.

Попробуем определить, что такое конфликт и какова его природа. В словарях и энциклопедиях конфликтом называют столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, а также серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. Но разве острый спор или столкновение противоположных интересов уже конфликт? Конфликт вырастает из серьёзного разногласия, когда в той или иной степени ущемляется достоинство собеседников и проявляется неуважение к кому-либо из участников разговора. Ведь противоречия во мнениях и позициях между людьми объективно существуют всегда, но от участников аргументированного спора зависит, превратится ли дискуссия в неуправляемый конфликт.

<...> утверждениям известных специалистов в области переговоров, чем более разнообразным становится мир, тем с большим числом противоречий в интересах приходится сталкиваться. И эти противоречия важно уметь устранять, приводя интересы разных людей в равновесие. Любой конфликт, решённый мирным путём, помогает предотвратить более серьёзные столкновения. Поэтому основная рекомендация будет следующей: не воспринимайте конфликт фатально, ведь из любой, даже на первый взгляд критической ситуации всегда есть выход. И если конфликты создаём мы сами, ведь стихийно они не появляются, то в наших силах найти способы их разрешения.

(По Н.Ю. Непряхину)

20930. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. 3апишите номера этих ответов.

1) В тексте широко используются терминологические сочетания (столкновение интересов, серьёзное разногласие, острый спор, противоречия во мнениях, критической ситуации), исключающие возможность неоднозначного понимания обозначенных ими научных понятий.
2) В тексте используются сложные предложения, в одной из частей которых в роли сказуемого или его части используется глагол во 2-м лице множественном числе для обозначения совместности действия (попробуем определить, создаём) и глагол в повелительном наклонении, обозначающий призыв к действию (воспринимайте).
3) Грамматическими особенностями текста является использование в качестве средств связи предложений и обеспечения цельности текста синтаксического параллелизма; широкое использование односоставных назывных предложений в изобразительной функции.
4) Убедительность утверждений автора, возможность включения читателя в процесс размышления над поставленной проблемой обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения (на работе, дома, с родными и близкими, с незнакомыми людьми; столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, а также серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе), а также использованная во втором абзаце текста вопросно-ответная форма изложения.
5) Текст относится к публицистическому стилю, так как основные цели автора - формирование у читателя определённой позиции по отношению к предмету рассуждения, убеждение читателя путём приведения доводов в пользу своего видения проблемы и возможностей её решения.

Верный ответ: 245

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20930.

Показать текст к заданию 20927

Луга были тихи и спокойны. Из неглубоких лощин выглядывал ивняк с багряной и золотистой листвой. Дальше угадывалась извилистая река, за ней снова тянулись луга, лес на взгорье, дорога и посёлок в лесу. Всё <...> виделось отсюда далеко и отчётливо. И день был ясным, несмотря на жемчужно-серое, хотя и безоблачное небо.

Святослав чувствовал осеннее изобилие и в то же время грусть земли, внимал тому, что видел, с охотой, знанием и ощущением сопричастности всему окружающему. Он сейчас, как, впрочем, и всегда, любил эту опушку, и шёлковые луга с ивняком, и золотую дорогу на той стороне, и жемчужное небо. И ему казалось, что они тоже знают и любят его.

По еле заметной тропинке Святослав пошёл к озеру. Сапоги негромко постукивали по схваченной ночным заморозком и сейчас ещё не отошедшей почве. Путь его лежал через пригорок. Наверху возвышались мохнатые ели, рядом с ними стояли деревца поменьше, а еще ниже шли сплошные заросли колючего шиповника. А за пригорком, в продолговатой впадине, блестело знакомое озеро. По его зеркальной глади, блестящей и спокойной, плыла чёрная утка. Она то погружала голову глубоко в воду, то вдруг привставала на хвост, часто-часто взмахивая крыльями. И тогда были видны её ослепительно-белые подкрылья...

(По Л.И. Воробьёву)

20927. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. 3апишите номера этих ответов.

1) В тексте наряду с именами прилагательными в информативной функции (из неглубоких лощин, ночным заморозком, в продолговатой впадине) используются имена
прилагательные в роли эпитетов (с багряной и золотистой листвой, шелковые луга, золотую дорогу, жемчужное небо), помогающие понять особенности восприятия персонажа.
2) В тексте использованы преимущественно отвлечённые имена существительные (луга, ивняк, река, лес, озеро, пригорок), глаголы в прямом значении (выглядывал ивняк; и луга, и ивняк, дорога, и небо тоже знают и любят его), обеспечивающих точность и объективность описания.
3) Грамматические особенности текста обусловлены задачей создания описания: использованы определительные словосочетания (неглубоких лощин, ночным заморозком, извилистая река, мохнатые ели, сплошные заросли, зеркальной глади, чёрная утка, ослепительно-белые подкрылья), ряды однородных членов предложения (тянулись луга, лес, дорога и посёлок; любил опушку, и луга, и дорогу, и небо; блестящей и спокойной).
4) В тексте использованы такие синтаксические средства выразительности, как сложносочинённые и сложноподчинённые предложения с производными составными союзами, указывающими на связь явлений и подчеркивающими логику рассуждения.
5) Текст относится к публицистическому стилю, так как основные цели автора - формирование у читателя отношения к поставленной в тексте общественно значимой
проблеме, выражение собственной активной жизненной позиции, убеждение читателя путём приведения доводов в пользу своего видения ситуации.

Верный ответ: 13

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20927.

Показать текст к заданию 20924

Река скрылась в тёмной синеве вечера. Луна ещё не поднималась, звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой. Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, <...> прислушиваясь к немолчному шороху всё прибывающей реки. Поверхность её была темна, не видно было даже "цвету", только кое-где мерцали, растягивались и тотчас исчезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд, а игривая волна порой вскакивала на берег и бежала к нам, сверкая в темноте пеной, точно животное, которое резвится, пробегая мимо человека...

Артель всё ещё бушевала на другом берегу, но песня, видимо, угасала, как наш костёр, в который никто не подбрасывал больше хворосту. Голосов становилось всё меньше и меньше: очевидно, не одну уже удалую головушку сморил на вырубке или в кустарнике богатырский сон. Порой какой-нибудь дикий голосина выносился удалее и громче, но ему не удавалось уже воспламенить остальных, и песня гасла.

Я тоже улёгся рядом со спящими ветлугаями, любуясь звёздным небом, начинавшим загораться золотыми отблесками поднимавшейся за холмами луны. А с горы, тихо поскрипывая, спускался запоздалый воз, подходили пешеходы. Огни в деревушке на холме давно погасли один за другим. Белый придорожный столб вдалеке то выделялся, окрашенный огнём костра, то утопал в темноте. На той стороне, за рекой, запевал соловей.

(По В.Г. Короленко)

20924. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. 3апишите номера этих ответов.

1) Глаголы и имена прилагательные в тексте исrтользуются в информативной функции (песня угасала; воспламенить, немолчный шорох, удалую головушку).
2) В тексте использованы сравнения (бежала к нам, точно животное, которое резвится;
угасала, как наш костёр), эпитеты (золотыми отблесками, богатырский сон), слова с эмоционально-оценочными суффиксами (головушку, голосина), создающие образность, эмоциональность текста, передающие авторское отношение к предмету описания.
3) Грамматическими особенностями текста является использование сложноподчинённых предложений с причинно-следственными отношениями между частями, подчёркивающими логику рассуждения автора.
4) В тексте использованы обособленные распространённые и нераспространённые определения и обстоятельства в изобразительной функции (берега стояли во мгле, неясные. таинственные... волна... бежала к нам, сверкая в темноте пеной, звёздным небом, начинавшим загораться золотыми отблесками поднимавшейся за холмами луны, тихо поскрипывая, спускался запоздалый воз).
5) Текст относится к деловому стилю, так как основная цель автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение.

Верный ответ: 24

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20924.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще