Вверх

Линия заданий 10, ЕГЭ по биологии

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20145.

Задание ЕГЭ по биологии
20145. Установите соответствие между характеристиками и объектами, относящимися к разным отделам растений, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) мутовчатое листорасположение
Б) двойное оплодотворение
В) наличие плода
Г) побеги состоят из члеников (междоузлий)
Д) накопление кремнезема
Е) спороносные побеги не способны к фотосинтезу
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2

Верный ответ: 211222

Под цифрами:
1) Покрытосеменные (цветковые) - двойное оплодотворение (Б - открыто С.Г. Навашиным, происходит в зародышевом мешке: один спермий сливается с центральной клеткой → эндосперм (3n), другой спермий - с яйцеклеткой → зигота (2n)), наличие плода (В - возникновение плода и цветка это ароморфоз покрытосеменных растений, значительно повысивший эффективность распространения семян)

2) Хвощи - мутовчатое листорасположение (А - от одного узла отходит множество листьев, более точно - боковых побегов), побеги состоят из члеников (междоузлий; Г - внешне хорошо видно, что хвощ имеет членистое строение, выражено чередование междоузлий и узлов), накопление кремнезема (Д - хвощи накапливают в тканях кремнезем - SiO2, вследствие чего хвощи очень твердые не пригодны в корм для скота), спороносные побеги не способны к фотосинтезу (Е - весна!.. растут спороносные побеги.. какая работа? какой фотосинтез?! весна - у хвощей это исключительно время любви и полового размножения ;)
Спороносные (весенние - цифра 5) побеги хвоща называют бесхлорофилльными - в них нет хлорофилла → фотосинтез не происходит, питаются за счет веществ, накопленных в корневищах.

Под всеми цифрами:
1 - растение отдела Покрытосеменные (цветковые) - люпин
2 - растение отдела Папоротниковидные (класс Хвощовые)
3 - лист - листья люпина пальчатосложные, с 7–16 листочками
4 - соцветие - совокупность цветков, соцветие люпина - многоцветковая верхушечная кисть
5 - спороносный побег (наличие стробила)
6 - вегетативный побег (мутовки длинных боковых побегов - длинные веточки)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20145.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20143.

Задание ЕГЭ по биологии
20143. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) двусторонняя симметрия
Б) реактивный способ движения
В) гермафродиты
Г) наиболее прогрессивное строение нервной системы
Д) чернильная железа
Е) наличие радулы
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) общая характеристика 1 и 2

Верный ответ: 112113

Под цифрами:
1) Головоногие (осьминог) - двусторонняя симметрия (А - правая и левая половины тела симметричны), реактивный способ движения (Б - движение, связанное с тем, что осьминог отбрасывает от себя некую массу воды и сам отталкивается от этой массы), наиболее прогрессивное строение нервной системы (Г - нервная система головоногих моллюсков считается одной из самых сложных (прогрессивных) среди беспозвоночных; нервные клетки собраны в сложноустроенные ганглии (нервные узлы), которые обычно называют мозгом), чернильная железа (Д - секретирует чернила, которые в момент опасности моллюск выбрасывает, тем самым создавая "дымовую завесу" и быстро уплывает, пока нападающий на него хищник дезориентирован), осьминог является раздельнополым животным
2) Брюхоногие (малый прудовик) - гермафродиты (В) - обоеполый организм: половая система представлена гермафродитной железой, от которой отходит проток, разделяющийся на семяпровод и яйцевод
3) Общая характеристика головоногих и брюхоногих - наличие радулы (Е): в глотке брюхоногих и головоногих находится особый аппарат, называемый - терка (радула), который служит для соскребывания и измельчения твердой пищи

Как узнать на рисунке:
1 - осьминог (класс Головоногие тип Моллюски), узнаем по ноге, которая видоизменена, рассечена на несколько щупалец, для осьминога характерна двусторонняя симметрия тела
2 - малый прудовик (класс Брюхоногие тип Моллюски), узнаем по наличию спиральной раковины, вследствие которой у брюхоногих моллюсков асимметрия тела

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20143.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20141.

Задание ЕГЭ по биологии
20141. Установите соответствие между характеристиками и объектами, относящимися к разным отделам растений, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) двойное оплодотворение
Б) семяпочка скрыта внутри завязи
В) гаметофит - редуцирован, микроскопический
Г) гаметофит - самостоятельное растение
Д) ароморфоз - появление корней
Е) ароморфоз - появление цветка
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2

Верный ответ: 111221

Под цифрами:
1) Покрытосеменные - двойное оплодотворение (А - происходит в зародышевом мешке: один спермий сливается с центральной клеткой → эндосперм (3n), другой спермий - с яйцеклеткой → зигота (2n); двойное оплодотворение открыто С.Г. Навашиным), семяпочка скрыта внутри завязи (Б - из семяпочек (семязачатков) развиваются семена), гаметофит - редуцирован, микроскопический (В - у цветковых редукция гаметофита максимальная - до нескольких клеток! мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном, а женский - зародышевым мешком), ароморфоз - появление цветка (Е - цветок и плод впервые появляются у покрытосеменных (цветковых))
2) Папоротник - гаметофит - самостоятельное растение (Г - гаметофит в виде сердечка, очень маленького размера, однако гаметофит растет отдельно от спорофита → самостоятельное растение), ароморфоз - появление корней (Д - у папоротников развивается корневище, от которого растут придаточные корни; у мхов и водорослей корней не было - у мхов и водорослей только ризоиды)

Как узнать на рисунке:
1 - растение отдела Покрытосеменные (цветок, плод, перистое жилкование), класс Двудольные (стержневая корневая система), семейство Бобовые - напоминает горох по наличию усиков, плод - боб
2 - растение отдела Папоротниковидные: лист вайя, улитки, от корневища растут придаточные корни; для размножение папоротников наличие воды обязательно, так как только через воду (жидко-капельная среда) сперматозоид может достичь яйцеклетки на архегонии → происходит оплодотворение

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20141.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20139.

Задание ЕГЭ по биологии
20139. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) ответная реакция на раздражение
Б) отражает хорошее развитие органов чувств у свободноживущих особей
В) представлена протонефридиями
Г) эта система отсутствует у цепней
Д) мерцательные клетки
Е) эта система наиболее сложно устроена у паразитов
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Верный ответ: 332124

Под цифрами:
1) Пищеварительная система - эта система отсутствует у цепней (Г) - а зачем им пищеварительная система? это ненужные формальности! бычий и свиной цепни обитают в тонкой кишке, где все уже расщеплено - только всасывай мономеры и будь счастлив :)
2) Выделительная система - мерцательные клетки (Д - протонефридии начинаются в паренхиме клетками звёздчатой формы с мерцательным пламенем: пучки ресничек своими колебаниями проталкивают продукты обмена в выделительные канальцы), представлена протонефридиями (В - протонефридии это органы выделения плоских червей)
3) Нервная система - ответная реакция на раздражение (А - на базе нервной системе формируются рефлексы: у человека отдергивания руки от учебника зоологии горячего чайника, а у гидры - реакция на укол иглой → сжатие тела в комочек), отражает хорошее развитие органов чувств у свободноживущих особей (Б - органы чувств у свободноживущих особей развиты на порядок лучше, чем у паразитов: в тонкой кишке и смотреть-то особо не на что!))
4) Половая система - эта система наиболее сложно устроена у паразитов (Е): половой системе отведена большая часть организма/членика червя, за сутки широкий лентец выделяет до 1 000 000 (!!!) яиц - при пересчете это 694 яйца в МИНУТУ - этого факта достаточно для подтверждения?)) такое огромное число яиц нужно для увеличения вероятности того, что хотя бы одно яйцо достигнет промежуточного хозяина и цикл червя будет продолжаться

На рисунке изображены системы органов молочной (белой) планарии. Под всеми цифрами:
1 - пищеварительная система: мускулистая глотка находится в центре организма на брюшной стороне, способна выдвигаться
2 - выделительная система: протонефридии
3 - нервная система: продольные и поперечные нервные стволы (стволовой, лестничный тип нервной системы, по типу ортогон)
4 - половая система молочной планарии: семенники, семяпровод, яичники, совокупительная сумка и т.д.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20139.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20137.

Задание ЕГЭ по биологии
20137. Установите соответствие между характеристиками и объектами, относящимися к разным отделам растений, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) регрессивное развитие спорофита
Б) листья долго сохраняют верхушечный рост
В) представитель - кукушкин лен
Г) подземная часть растения представлена ризоидами
Д) отсутствие настоящих корней
Е) представитель отдела - сальвиния плавающая
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2

Верный ответ: 121112

Под цифрами:
1) Мхи - регрессивное развитие спорофита (А - спорофит (2n) редуцирован в жизненном цикле мхов - сведен до коробочки на ножке, которая даже не является самостоятельным организмом), представитель - кукушкин лен (В - а также сфагнум, маршанция, риччия), подземная часть растения представлена ризоидами (Г - ризоиды это аналог корней у мхов, ризоиды выполняют функцию прикрепления к субстрату и всасывания воды и минеральных солей из почвы), отсутствие настоящих корней (Д - у мхов корней нет, у мхов - ризоиды; настоящие корни впервые появятся у папоротников, будут расти от корневища - придаточные корни)
2) Папоротники - листья долго сохраняют верхушечный рост (Б - лист вайя обладает недетерминированным верхушечным ростом, такой признак уже почти не встретишь среди современных растений - папоротники максимально консервативны ;), представитель отдела - сальвиния плавающая - мелкий плавающий на поверхности водоёмов папоротник (Е - а также наземные папоротники: щитовник мужской, орляк)

Как узнать на рисунке:
1 - кукушкин лен, отдел моховидные: прикрепление к субстрату (почве) при помощи ризоидов, спороносный орган - коробочка
2 - папоротник щитовник мужской, отдел папоротниковидные: узнаем по наличию вайи - листоподобный орган (побег), обладающий недетерминированным верхушечным ростом; видим улитки - рахисы папоротника - молодые, ещё не развернувшиеся во время вегетации побеги папоротника

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20137.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20135.

Задание ЕГЭ по биологии
20135. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) в секрете слюнных желез появляются ферменты
Б) наличие матки
В) два полностью разделенных круга кровообращения
Г) гетеродонтная зубная система
Д) желудочек без перегородки, отсутствие среднего уха
Е) ароморфоз - дифференцировка мышечных пучков
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Верный ответ: 211134

Под цифрами:
1) Млекопитающие - наличие матки (Б - полый мышечный орган для вынашивания плода, обеспечивает также изгнание плода при родах), два полностью разделенных круга кровообращения (В - артериальная и венозная кровь не смешиваются; общий признак птиц и млекопитающих), гетеродонтная зубная система (Г - зубы отличаются по строению и функции: резцы, клыки, коренные)
2) Пресмыкающиеся - в секрете слюнных желез появляются ферменты (А - у земноводных слюнные железы были, однако ферменты в них отсутствовали, их секрет только смачивал пищу; пресмыкающиеся выходят на новый ТОП уровень :) зубная система пресмыкающихся - гомодонтная: все зубы одинаковы по строению и функции
3) Рыбы - желудочек без перегородки, отсутствие среднего уха (Д - у рыб двухкамерное сердце: 1 желудочек без перегородки + 1 предсердие; у рыб впервые появляется внутреннее ухо, но среднего уха у рыб нет; со средним ухом придется повременить до земноводных)
4) Земноводные - ароморфоз - дифференцировка мышечных пучков в сравнении с рыбами (Е - мышцы земноводных дифференцируются (делятся) на мышечные пучки, становятся возможны более сложные и точные движения); у земноводных впервые возникает среднее ухо, запишем его формулу: барабанная перепонка + полость среднего уха (барабанная полость) + евстахиева (слуховая) труба

Под всеми цифрами:
1 - четырехкамерное сердце (Млекопитающие - левая дуга аорты, Птицы - правая дуга аорты)
2 - трехкамерное сердце с неполной перегородкой (Пресмыкающиеся / Рептилии)
3 - двухкамерное сердце (Костные и Хрящевые рыбы)
4 - трехкамерное сердце без перегородки (Земноводные / Амфибии)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20135.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20133.

Задание ЕГЭ по биологии
20133. Установите соответствие между характеристиками и объектами, относящимися к разным классам цветковых растений, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) закрытые сосудисто-волокнистые пучки
Б) отсутствует явное деление на чашечку и венчик
В) к этому классу относятся лютик, одуванчик
Г) параллельное жилкование
Д) придаточные корни не отличаются от первичного корня
Е) проводящие пучки в стебле не в виде кольца, разбросаны
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2

Верный ответ: 112111

Под цифрами:
1) Класс Однодольные - закрытые сосудисто-волокнистые пучки (А - в закрытых сосудисто-волокнистых пучках между ксилемой и флоэмой отсутствует камбий), отсутствует явное деление на чашечку и венчик (Б - простой околоцветник), параллельное жилкование (Г - у однодольных жилкование параллельное или дуговое), придаточные корни не отличаются от первичного корня (Д - первичный (главный, стержневой) корень развивается из зародышевого корня после прорастания семени; в мочковатой корневой системе главный (первичный) корень развит слабо, поэтому мелкие придаточные корни внешне похожи на него (не отличаются)), проводящие пучки в стебле не в виде кольца, разбросаны (Е - у однодольных проводящие пучки в стебле расположены беспорядочно (пальмовый тип))

2) Класс Двудольные - к этому классу относятся лютик, одуванчик (В - эти растения имеют две семядоли в семени)
Другие признаки класса Двудольные: открытые сосудисто-волокнистые пучки (наличие камбия), характерно явное деление на чашечку и венчик (двойной околоцветник), сетчатое (иногда называют - перистое (перисто-сетчатое)) или пальчатое жилкование, главный корень (первичный, стержневой) развит хорошо, крупнее всех остальных корней (стрежневая корневая система), проводящие пучки в стебле располагаются в виде кольца, по кругу (никакого хаоса пальмового типа, как у Однодольных, здесь нет))

Как узнать на рисунке:
1 - класс Однодольные (параллельное жилкование листьев) семейство Лилейные (наличие луковицы - луковице за подсказку СПАСИБО огромное =), 6 лепестков - цветок трёхчленного типа, то есть количество частей цветка кратно 3); для Однодольных характерно наличие цветков трёхчленного типа
2 - класс Двудольные (перистое жилкование листьев, стержневая корневая система) семейство Бобовые (клубеньки на корнях); для Двудольных характерно наличие цветков пятичленного типа

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20133.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20131.

Задание ЕГЭ по биологии
20131. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) кость входит в состав передней конечности
Б) способность сидеть на ветках и не падать с них
В) отталкивание от земли при взлете
Г) амортизация при приземлении
Д) предплюсне-плюсневая кость
Е) отсутствует у страуса
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3

Верный ответ: 311112

Под цифрами:
1) Цевка - способность сидеть на ветках и не падать с них (Б - даже во время сна на ветке птицы не падают, их не сдувает ветер), отталкивание от земли при взлете (В - смягчение удара при отталкивании от земли), амортизация при приземлении (Г - смягчение удара о землю при приземлении), предплюсне-плюсневая кость (Д - цевка образуется слиянием нижнего ряда предплюсневых костей с тремя средними (2-4) сросшимися по длине плюсневыми костями)
2) Киль - отсутствует у страуса (Е): страусы - нелетающие птицы, их грудные мышцы слабо развиты → киль (костный вырост) грудины отсутствует (страусы делают упор на мышцах ног и ооочень быстром беге :)
3) Предплечье - кость входит в состав передней конечности (А - видим локтевую кость: предплечье (предплечье = локтевая + лучевая кости), в составе крыла)

Под всеми цифрами:
1 - цевка - кость в ноге птиц, расположенная между голенью и пальцами; функции - амортизация при приземлении, отталкивание от земли при взлете, возможность сидеть на ветках и не падать с них
2 - киль грудины - костный вырост грудины (не путать с тазом!)
3 - предплечье
4 - плечевая кость
5 - голень
6 - бедренная кость
7 - таз - образован двумя тазовыми костями, каждая из которых состоит из сросшихся лобковой, седалищной, подвздошной костей

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20131.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20129.

Задание ЕГЭ по биологии
20129. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) гермафродитное строение
Б) образование редий
В) спороциста
Г) положительный хемотаксис к прудовику
Д) оплодотворение яиц паразита
Е) уничтожение гастроподов, как профилактика гельминтоза, действует на эту стадию жизненного цикла
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3

Верный ответ: 133213

Под цифрами:
1) Печеночный сосальщик (марита - половозрелая стадия) - гермафродитное строение (А - половозрелая стадия печеночного сосальщика является гермафродитной - обоеполой (признак плоских червей) - один организм содержит и мужские, и женские половые органы), оплодотворение яиц паразита (Д - сперматозоиды оплодотворяют яйцеклетки → образуются яйца паразита; печёночный сосальщик обитает в желчных ходах, из которых оплодотворенные яйца попадают в кишку, выводятся из ЖКТ через анальное отверстие)
2) Мирацидий - положительный хемотаксис к прудовику (Г - мирацидий (реснитчатая личинка) видит целью своей жизни поиск малого прудовика, ее задача - химически (хемотаксис!) его почувствовать, найти и внедриться)
3) Личинки в организме малого прудовика - образование редий (Б - в спороцисте из особых клеток, находящихся на внутренней поверхности стенок ее тела, образуются личинки следующей стадии - редии), спороциста (В - в теле малого прудовика (промежуточного хозяина) мирацидий превращается в спороцисту), уничтожение гастроподов (класс Брюхоногие), как профилактика гельминтоза, действует на эту стадию жизненного цикла (Е - для уничтожения малого прудовика в местах массового заражения применяются моллюскоциды: гибель малого прудовика делает невозможным завершение жизненного цикла паразита → распространение гельминтоза замедляется)

Под всеми цифрами:
1 - печеночный сосальщик, взрослая особь - марита, в организме основного хозяина (корова / человек)
2 - мирацидий - личинка с ресничками, выходит из яйца в водоеме, внедряется в организм малого прудовика (промежуточный хозяин)
3 - спороцисты, редии - поколения личинок, которые образуются в организме малого прудовика - промежуточного хозяина печеночного сосальщика
4 - малый прудовик / редии - поколения личинок, которые образуются в организме малого прудовика - промежуточного хозяина печеночного сосальщика
5 - основной хозяин (корова / человек)
6 - адолескария - личинка, покрытая цистой (ищет кого бы заразить на прибрежной травинке: человека или крупный рогатый скот :)
7 - церкария - хвостатая личинка, церкария некоторое время плавает в водоеме, затем забирается на прибрежную траву, стебель и листья около водоема, отбрасывает хвост и покрывается плотной защитной оболочкой - цистой (превращается в адолескарию)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20129.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20127.

Задание ЕГЭ по биологии
20127. Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) гаметы
Б) редукционное деление отсутствует
В) мейоз ядра
Г) зооспоры
Д) сближение родительских клеток
Е) только гаплоидные фазы
ПРОЦЕССЫ

1) 1
2) 2

Верный ответ: 212121

Под цифрами:
1) Бесполое размножение хламидомонады - редукционное деление отсутствует (Б - нет зиготы, соответственно нет и деления мейозом (редукционного деления)), зооспоры (Г - бесполое размножение осуществляется при участии зооспор, образующихся в количестве 4-8), только гаплоидные фазы (Е - зооспоры (n) образуются из взрослой клетки (n) путем митоза - куда ни глянь: сплошная гаплоидность!))
2) Половое размножение хламидомонады - гаметы (А - при половом размножении образуются половые клетки (гаметы) в количестве 32-64), мейоз ядра (В - после периода покоя, при наступлении благоприятных условий зигота (2n) делится мейозом с образованием четырех спор (n)), сближение родительских клеток (Д - при слиянии двужгутиковых гамет (n) образуется зигота (2n))

На рисунке представлен жизненный цикл хламидомонады. Как узнать на рисунке:
1 - бесполое размножение хламидомонады, зооспоры образуются в количестве 4-8 клеток
2 - половое размножение хламидомонады, гаметы образуются в количестве 32-64 клеток

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20127.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще