Вверх

Линия заданий 10, ЕГЭ по биологии

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20105.

Задание ЕГЭ по биологии
20105. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) покрыта кутикулой
Б) проводящая ткань, состоит преимущественно из живых клеток
В) проводит воду и растворенные в ней соли
Г) мякоть листа
Д) проводит органические вещества к созревающим плодам
Е) основные ткани
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Верный ответ: 143242

Под цифрами:
1) Эпидерма - покрыта кутикулой (А - у растений засушливых мест эпидерма листьев покрыта мощной кутикулой из воска, которая защищает эпидермис от излишнего испарения)
2) Мякоть (мезофилл) листа - мякоть листа (Г - мякоть листа состоит из столбчатой и губчатой тканей), основные ткани (Е - столбчатая и губчатая ткани относятся к группе основных тканей)
3) Ксилема - проводит воду и растворенные в ней соли (В - состоит из сосудов, обеспечивает транспорт воды и минеральных солей от почвы к листьям)
4) Флоэма - проводящая ткань, состоит преимущественно из живых клеток (Б - ситовидные трубки сопровождают клетки-спутницы), проводит органические вещества к созревающим плодам (Д - флоэма обеспечивает ток органических веществ)

Под всеми цифрами:
1 - эпидерма (кожица), наиболее поверхностная покровная ткань, с нижней стороны листа содержит устьица
2 - мякоть (мезофилл) листа, состоящая из фотосинтезирующей (ассимиляционной, хлоренхимы, столбчатой) и воздухоносной (губчатой, аэренхимы) тканей, функция - фотосинтез и газообмен
3 - ксилема: проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и минеральных солей, располагается в верхней части сосудисто-волокнистого пучка (жилки)
4 - флоэма: проводящая ткань, обеспечивающая нисходящий ток воды и минеральных солей, располагается в верхней части сосудисто-волокнистого пучка (жилки)
5 - устьице (замыкающие клетки) в кожице
6 - склеренхима, механическая ткань, располагающаяся в виде кольца вокруг сосудисто-волокнистого пучка (жилки)

Дополнение: камбий - образовательная ткань, располагается между ксилемой (3) и флоэмой (4) в виде тонкого слоя клеток, наличие камбия свидетельствует о том, что это открытый сосудисто-волокнистый пучок

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20105.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20103.

Задание ЕГЭ по биологии
20103. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) профилактика - мытье рук
Б) относится к цестодам
В) три пары известковых желез
Г) один слой мышц в кожно-мускульном мешке
Д) организменная среда обитания, отсутствуют органы прикрепления
Е) наличие выдвижной глотки
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Верный ответ: 423441

Под цифрами:
1) Молочная планария - наличие выдвижной глотки (Е - при охоте молочная планария действует крайне смело: накрывает добычу сверху, выдвижная глотка находится у нее на середине брюшной стороны тела)
2) Свиной цепень - относится к цестодам (Б - цестоды это синоним ленточных червей; гельминтозы, которые они вызывают, называются цестодозами)
3) Дождевой червь - три пары известковых желез (В - открываются в пищевод, их секрет нейтрализует гуминовые кислоты почвы, снижает кислотность → крайне полезно для садоводов!)
4) Аскарида - профилактика - мытье рук (А - аскаридоз является болезнью грязных рук: яйца аскариды попадается в пищеварительный тракт с немытых рук), один слой мышц в кожно-мускульном мешке (Г - у паразитических круглых червей один слой продольных мышц в кожно-мускульном мешке → змеевидное движение), организменная среда обитания, отсутствуют органы прикрепления (Д - аскарида обитает в тонкой кишке, постоянно движения в направлении противоположном перистальтике, так как органов прикрепления у нее нет)

Под всеми цифрами:
1 - молочная планария - тип плоские черви, класс ресничные черви
2 - свиной цепень - тип плоские черви, класс ленточные: узнаем по наличию венчика крючьев на сколексе (головном конце тела); крючья на венчике есть только у свиного цепня, а у бычьего цепня венчик крючьев отсутствует и сколекс выглядит иначе
3 - дождевой червь - тип кольчатые черви: видим характерную для него гомономную сегментацию
4 - аскарида- тип круглые черви: узнаем самца аскариды по загнутому концу тела (крючок, чтобы нести дамскую сумочку :)
5 - беззубка - тип моллюски, класс двустворчатые
6 - печеночный сосальщик - тип плоские черви, класс сосальщики (трематоды)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20103.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20101.

Задание ЕГЭ по биологии
20101. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) лубяные волокна
Б) лежит в верхней части сосудисто-волокнистого пучка
В) относится к меристемам
Г) ситовидные трубки
Д) плотно прилежащие друг к другу живые клетки, выполняющие барьерную функцию
Е) формирует годичные кольца
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Верный ответ: 243213

Под цифрами:
1) Эпидерма - плотно прилежащие друг к другу живые клетки, выполняющие барьерную функцию (Д - клетки прилежат друг к другу вплотную, чтобы не пропустить ни вирус, ни бактерию, чтобы защищать растение от неблагоприятных факторов внешней среды)
2) Флоэма - лубяные волокна (А - отмершие клети с одревесневшими стенками) выполняют опорную (механическую) функцию
3) Камбий - относится к меристемам (В - меристема это синоним образовательных тканей), формирует годичные кольца (Е - годичные кольца это результат сезонной периодичностью активности камбия: весной получаются более светлые кольца (больше проводящей ткани), а осенью более темные (больше механических тканей))
4) Ксилема - лежит в верхней части сосудисто-волокнистого пучка (Б - это нужно принять как данность, хотя это знание можно вывести из того факта, что ксилема в стебле лежит ближе в центру → в жилке (сосудисто-волокнистом пучке) то, что ближе к центру стебля, находится сверху, а то, что дальше от центра стебля (флоэма) - снизу; жилка является мини-отражением строения стебля)

Под всеми цифрами:
1 - эпидерма (кожица, видны устьица)
2 - флоэма - обеспечивает нисходящий ток органических веществ
3 - камбий - обеспечивает рост растения в толщину
4 - ксилема - обеспечивает восходящий ток воды и минеральных солей
5 - сердцевина - запасающая функция (накопление крахмала)
6 - сосуды (проводящие элементы в ксилеме)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20101.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20099.

Задание ЕГЭ по биологии
20099. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) четырехкамерное сердце, вторичная почка, впервые появились ребра
Б) короткий желудочно-кишечный тракт
В) возникновение губчатых легких у большинства представителей класса
Г) развитие непрямое, оплодотворение внешнее
Д) гомойотермные яйцекладущие животные
Е) трехкамерное сердце с неполной перегородкой, челюсти одеты роговым чехлом с режущим краем
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Верный ответ: 433231

Под цифрами:
1) Класс пресмыкающиеся - трехкамерное сердце с неполной перегородкой, челюсти одеты роговым чехлом с режущим краем (Е - описание черепах, относящихся к пресмыкающимся)
2) Класс земноводные - развитие непрямое, оплодотворение внешнее (Г - у лягушки есть личинка головастик, поэтому развитие непрямое; лягушка - типичный представитель земноводных в рамках школьного курса)
3) Класс птицы - короткий желудочно-кишечный тракт (Б - все быстро переваривается (адаптация к полету) и быстро удаляется из организма, поэтому проходить под птицами, где бы они ни сидели, всегда крайне опасно!), возникновение губчатых легких у большинства представителей класса (В - птицы имеют губчатые легкие с множеством перегородок и большой дыхательной поверхностью), гомойотермные яйцекладущие животные (Д - птицы единственные из списка 1-4 теплокровные (гомойотермные) животные + откладывают яйца, как и пресмыкающиеся)
4) Крокодил (особый представитель класса пресмыкающиеся :) - четырехкамерное сердце, вторичная почка, впервые появились ребра (А - по четырехкамерному сердцу и впервые возникшим у рептилий (пресмыкающихся) ребрам узнаем хитрого крокодила ;)

Под всеми цифрами:
1 - черепаха, класс пресмыкающиеся
2 - лягушка озерная, класс земноводные
3 - утка, класс птицы
4 - крокодил, класс пресмыкающиеся
5 - тюлень, класс млекопитающие

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20099.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20097.

Задание ЕГЭ по биологии
20097. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) этот элемент наравне с чашечкой входит в понятие околоцветник
Б) расположены крест-накрест в цветке крестоцветных
В) гомология с микроспорофиллом голосеменных
Г) отсутствует в соцветии колос
Д) в количестве 3 в цветке злаковых
Е) общее происхождение с мегаспорангием высших споровых
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Верный ответ: 221413

Под цифрами:
1) Тычинка - гомология с микроспорофиллом голосеменных (В - микроспорофиллы - гомологи тычинок, которые крепятся к оси каждой шишки спирально, с нижней стороны, и имеют два пыльцевых мешка - микроспорангия), в количестве 3 в цветке злаковых (Д - формулу цветка злаковых надо знать наизусть: О(2)+2Т3П1)
2) Лепесток - этот элемент наравне с чашечкой входит в понятие околоцветник (А - совокупность лепестков образует венчик; а венчик + чашечка = околоцветник), расположены крест-накрест в цветке крестоцветных (Б - само название семейства подсказывает особенность расположения лепестков, в честь которого и назвали семейство ;)
3) Семязачаток - общее происхождение с мегаспорангием высших споровых (Е - нуцеллус является центральной частью семязачатка, соответствует мегаспорангию: здесь образуется женский гаметофит - зародышевый мешок)
4) Цветоножка - отсутствует в соцветии колос (Г - в соцветии колос цветки сидячие - не имеют цветоножки)

Под всеми цифрами:
1 - тычинка - место формирования пыльцевых зерен
2 - лепесток - служит преимущественно для привлечения насекомых, придает цветку яркую окраску
3 - семязачаток в завязи пестика - из завязи развивается плод
4 - цветоножка - зеленый стебелек, способен к фотосинтезу
5 - пестик (рыльце) - здесь происходит опыление

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20097.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20095.

Задание ЕГЭ по биологии
20095. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) развитый мозжечок, первичная почка
Б) безъядерные эритроциты
В) ароморфоз - появление челюстей
Г) первые амниоты
Д) забота о потомстве, матка
Е) способность к нересту
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3

Верный ответ: 121321

Под цифрами:
1) Рыбы - развитый мозжечок, первичная почка (А - мозжечок необходим для координации в водной среде, почки лентовидные туловищные (мезонефрос или первичные почки)), ароморфоз - появление челюстей (В - вспомним пиранью, героиню многочисленных фильмов ужасов))), способность к нересту (Е - сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения, некоторые рыбы могут проплывать сотни километров к месту нерестилища - месту икрометания)
2) Млекопитающие - безъядерные эритроциты (Б - особенность млекопитающих: место ядра занимает гемоглобин → повышается кислородная емкость крови), забота о потомстве, матка (Д - в рамках школьного курса считают, что забота о потомстве есть только у млекопитающих и птиц; матка - полый мышечный орган, служащий для вынашивания и изгнания плода)
3) Пресмыкающиеся - первые амниоты (Г): у пресмыкающихся (рептилий) впервые возникают амниотические оболочки: амнион, хорион и аллантоис, которые вносят важный вклад в возможность размножения на суше (про водоем им теперь можно забыть!) водоем всегда с собой - в виде амниотической жидкости ;)

Под всеми цифрами:
1 - речной окунь (костные рыбы) - имеет парные лентовидные туловищные почки (мезонефрос, или первичные почки), клоака отсутствует
2 - синий кит (млекопитающие) - тазовая (вторичная) почка - метанефрос, однако клоака отсутствует
3 - крокодил (пресмыкающиеся)
4 - травяная лягушка (земноводные) - клоака имеется, однако почки, как и у рыб, туловищные (мезонефрос)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20095.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20093.

Задание ЕГЭ по биологии
20093. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) медицинское значение (лечение бактериальных инфекций)
Б) экологический маркер закисления почвы
В) господство в карбоне
Г) распространен везде кроме Австралии и Новой Зеландии
Д) важная роль в пищевой промышленности
Е) обитание в жидкой или полужидкой среде
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3

Верный ответ: 211133

Под цифрами:
1) Хвощ - экологический маркер закисления почвы (Б - хвощ предпочитает расти на закисленных почвах, поэтому с целью его экзорцизма изгнания с территории применяют известкование почвы), господство в карбоне (В - папоротники, хвощи и плауны господствовали в карбоне → сформировали огромное количество залежей каменного угля), распространен везде кроме Австралии и Новой Зеландии (Г - в Австралии и Новой Зеландии действительно отсутствуют аборигенные (местные) виды хвощей, вероятно сказалась географическая изоляция данных территорий)
2) Пеницилл - медицинское (А) значение (лечение бактериальных инфекций): из пеницилла в 1928 году А. Флемингом был выделен первый в мире антибиотик - пенициллин
3) Дрожжи - важная роль в пищевой промышленности (Д - применяются в виноделии, хлебопечении), обитание в жидкой или полужидкой среде (Е - дрожжи любят жидкие среды, богатые питательными веществами)

Как узнать на рисунке:
1 - Хвощ полевой, отдел Папоротниковидные (размножается спорами и половым путем), на рисунке обратите внимание на мутовчатое листорасположение, мелкие чешуевидные листья - признак хвоща
2 - Пеницилл, плесневый гриб (размножается спорами, кусочками грибницы или половым путем), узнаем по спорангиям кистевидной формы
3 - Дрожжи (размножаются только почкованием), узнаем по особенности почкования: дочерняя клетка развивается на материнской, получается такое же ветвление, как у кораллов
4 - Мукор, плесневый гриб (размножается спорами или кусочками грибницы), узнаем по спорангиям шаровидной формы

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20093.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20091.

Задание ЕГЭ по биологии
20091. Установите соответствие между характеристиками и местом в теле животного, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА

А) клетки, продуцирующие сперматозоиды
Б) активное образование ложноножек
В) ограничена пищеварительными и железистыми клетками
Г) в клетках множество фагосом
Д) клетки образуют диффузную нервную систему
Е) слой, где расположены клетки, имеющие книдоциль
МЕСТО В ТЕЛЕ ЖИВОТНОГО

1) 1
2) 2
3) 3

Верный ответ: 132311

На рисунке изображено строение гидры пресноводной. Под цифрами:
1) Эктодерма - клетки, продуцирующие сперматозоиды (А - в эктодерме развиваются половые железы, где находятся половые клетки, продуцирующие гаметы), клетки образуют диффузную нервную систему (Д - нервная система диффузного (сетчатого) типа, равномерно покрывает весь организм), слой, где расположены клетки, имеющие книдоциль (Е - речь о стрекательных клетках, которые служат для защиты и нападения)
2) Кишечная полость - ограничена пищеварительными и железистыми клетками (В - кишечная (гастральная) полсть выстилается энтодермой, которая состоит из пищеварительных и железистых клеток)
3) Энтодерма - активное образование ложноножек (Б - при помощи ложноножек пищеварительные клетки активно захватывают пищевые частицы и накрывают богатый стол :), в клетках множество фагосом (Г - фагосомы образуются в результате фагоцитоза, в них находятся субстраты, подлежащие дальнейшему перевариванию: фагосома соединяется с первичной лизосомой)

Под всеми цифрами:
1 - эктодерма
2 - кишечная полость (гастральная полость, где происходит внутриполостное пищеварение)
3 - энтодерма (здесь расположены пищеварительные клетки, в которых происходит внутриклеточное пищеварение)
4 - рот
5 - щупальца

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20091.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20089.

Задание ЕГЭ по биологии
20089. Установите соответствие между характеристиками и отделами (классами) растений, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) двойной околоцветник
Б) древесные формы встречаются крайне редко
В) оплодотворение обычное: в оплодотворении участвует только 1 спермий, который оплодотворяет яйцеклетку
Г) пыльца попадает прямо на семязачаток
Д) дуговое жилкование листьев
Е) параллельное жилкование листьев
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3

Верный ответ: 213311

1) Класс Однодольные - древесные формы встречаются крайне редко (Б - камбий отсутствует: однодольные в основном - травянистые растения), дуговое (Д) и параллельное жилкование листьев (Е), околоцветник у однодольных преимущественно простой (нет разделения на чашечку и венчик)
2) Класс Двудольные - двойной околоцветник (А - есть разделение на чашечку и венчик), встречаются древесные формы (у двудольных есть камбий), кустарники и травы, жилкование листьев сетчатое или пальчатое
3) Голосеменные - оплодотворение обычное: в оплодотворении участвует только 1 спермий, который оплодотворяет яйцеклетку (В - здесь явно чувствуется отличие от двойного оплодотворения, которое характерно для покрытосеменных - у голосеменных все проще! =), пыльца попадает прямо на семязачаток (Г - семязачатки лежат открыто на поверхности семенных чешуй, поэтому чего уж там... лучше прямо к делу!) пыльце можно сразу на них! - у голосеменных все реально проще!)))

На рисунке:
1 - Ландыш майский (отдел Покрытосеменные, класс Однодольные)
2 - Вишня садовая (отдел Покрытосеменные, класс Двудольные)
3 - Сосна обыкновенная (отдел Голосеменные)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20089.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20087.

Задание ЕГЭ по биологии
20087. Установите соответствие между характеристиками и органоидами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) внутриклеточное пищеварение
Б) удаление жидких продуктов метаболизма
В) создание тока воды
Г) лизис бактерий
Д) органоид из центральной полости и приводящих каналов
Е) возможность автотрофного питания
ОРГАНОИДЫ

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Верный ответ: 324321

Под цифрами:
1) Хлоропласт - возможность автотрофного питания (Е - в хлоропластах происходит фотосинтез, в ходе которого энергия света трансформируется в энергию химических связей)
2) Сократительная вакуоль - удаление жидких продуктов метаболизма (Б - удаление избытка воды из клетки; без сократительной вакуоли клетка лопнула бы, так как в клетку постоянно поступает вода по осмосу), органоид из центральной полости и приводящих каналов (Д - строение сократительной вакуоли; приводящие каналы (лучистые канальцы) накапливают воду, которая затем изливается в центральную полость, а из полости через пору в мембране вода изливается во внешнюю среду)
3) Пищеварительная вакуоль (фагосома) - внутриклеточное пищеварение (А - пищеварительная вакуоль (фагосома) сливается с первичной лизосомой → при помощи ферментов начинается расщепление полимеров до мономеров ), лизис бактерий (Г - если бактерии попадут в фагосому, то исключения для них сделано не будет - они будут расщеплены (лизис - разрушение) ферментами до мономеров и съедены на завтрак амебой)
4) Реснички - биение ресничек (немембранный органоид движения) создает ток воды (В), благодаря которому клетка движения (штопорообразное движение инфузории-туфельки, она как бы вкручивается в толщу воду)

Под всеми цифрами:
1 - хлоропласт эвглены зеленой
2 - сократительная вакуоль инфузории-туфельки
3 - пищеварительная вакуоль (фагосома) амебы
4 - реснички инфузории (органоид движения)
5 - ядро эвглены (размножается простым продольным делением)
6 - макронуклеус или вегетативное ядро (большое ядро) инфузории, контролирующее все процессы жизнедеятельности, кроме полового размножения - конъюгации
7 - жгутик эвглены зеленой (органоид движения)
8 - микронуклеус инфузории или генеративное ядро (малое ядро) инфузории, контролирующее процесс полового размножения - конъюгацию

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20087.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще