Вверх

Линия заданий 14, ЕГЭ по биологии

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20495.

Задание ЕГЭ по биологии
20495. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) секреция андростерона
Б) изменение хрящей гортани
В) секреция эстрадиола
Г) гормоны увеличивают образование белка в мышцах
Д) секреция прогестерона
Е) обеспечивает вторичный половой признак - широкий таз
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2

Верный ответ: 112122

Под цифрами:
1) Яички (семенники, тестикулы) - секреция андростерона (А - мужской половой гормон, производный тестостерона, секретируется в яичках), изменение хрящей гортани (Б - под влиянием мужских половых гормонов пластины щитовидного хряща срастаются под более острым углом → у мужчин образуется кадык (адамово яблоко) на шее), гормоны увеличивают образование белка в мышцах (Г - тестостерон оказывает мощное анаболическое действие, увеличивает интенсивность синтеза белка в мышцах; мужчина, даже мало связанный со спортом, при нормальном уровне тестостерона имеет массу мышц на 40% больше, чем женщина)
2) Яичники - секреция эстрадиола (В - эстрадиол, эстрон и эстриол являются эстрогенами, женскими половыми гормонами), секреция прогестерона (Д - гормон беременности, прогестерон стимулирует рост эндометрия и предотвращает выход новых яйцеклеток и менструацию), обеспечивает вторичный половой признак - широкий таз (Е - важно для нормальных родов; у мужчин таз узкий)

Наконец-то наша любимая половая система :) Под всеми цифрами:
1 - яички (семенники, тестикулы) - мужские половые железы (гонады), находятся в мошонке
2 - яичники - женские половые железы, находятся в полости малого таза
3 - матка, линия указывает на толстый мышечный слой (миометрий) стенки матки; матка - полый мышечный орган, служащий вместилищем для плода, обеспечивает функцию изгнания плода (при родах)
4 - фаллопиева труба (яйцевод) - парный трубчатый орган, соединяющий полость матки с брюшной полостью; яичниковый конец фаллопиевой трубы имеет воронкообразное расширение, которое захватывает при помощи ресничек яйцеклетку, овулированную из яичника
5 - мочеточник, впадает в мочевой пузырь
6 - мочевой пузырь, хорошо видим мышечную оболочку мочевого пузыря (детрузор мочевого пузыря)
7 - предстательная железа (простата), расположена вокруг начальной части мужского мочеиспускательного канала, вырабатывающая секрет, входящий в состав спермы
8 - половой член (лат. penis), непарный мягкотканный трубчатый орган, линия указывает на пещеристое (кавернозное) тело, обеспечивающее кровенаполнение пениса - его эректильную функцию

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20495.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20493.

Задание ЕГЭ по биологии
20493. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) изоляционная функция
Б) химический способ передачи
В) интегративная функция
Г) трофическая функция по отношению к аксону
Д) нейроглия
Е) увеличение скорости передачи нервного импульса
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3

Верный ответ: 231222

На рисунке то, на что врач невролог может смотреть бесконечно! =) Под цифрами:
1) Нейрон - интегративная функция (В - способность нейрона воспринимать возбуждение и торможение, обрабатывать их особым образом: в конечном итоге реакция нейрона определяется суммой всех синаптических влияний)
2) Миелиновая оболочка (образована глиальными клетками - нейроглией) - изоляционная функция (А - миелиновая оболочка способствует изолированному проведению нервного импульса, что ускоряет скорость проведения нервных импульсов и препятствует "перескакиванию" нервного импульса с одного аксона на другой), трофическая функция по отношению к аксону (Г - миелиновая оболочка обеспечивает питание аксона: при разрушении миелиновой оболочки аксон погибает (например заболевание - рассеянный склероз)), нейроглия (Д - миелиновая оболочка образована олигодендроцитами или нейролеммоцитами (глиальные клетки)), увеличение скорости передачи нервного импульса (Е - благодаря миелиновой оболочке возникают перехваты Ранвье, за счет этого нервный импульс "перепрыгивает" через некоторые участки аксона и передача нервного импульса происходит с ошеломляющей(!) скоростью - 100-120 м/с)
3) Синапс - химический способ передачи (Б - передача возбуждения в химических синапсах происходит при помощи химических вещества - нейромедиаторов (ацетилхолин), которые выделяются в синаптическую щель)

Как узнать на рисунке:
1 - тело нейрона, линия указывает на ядро нейрона; нейрон - структурно-функциональная единица нервной системы, отростчатая клетка
2 - миелиновая оболочка, покрывающая аксон - узнаем длинный отросток нейрона, покрытый миелиновой оболочкой: миелиновая оболочка образуется олигодендроцитами или нейролеммоцитами (глиальными клетками), то есть образована нейроглией
3 - синапс - место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной (мышечной, эндокринной и т.д.) клеткой: в верхней части рисунка видим расширение на конце аксона (терминаль аксона), а снизу - мембрану следующего нейрона, которому передается возбуждение

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20493.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20491.

Задание ЕГЭ по биологии
20491. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) наличие только агглютиногена A
Б) полное отсутствие агглютининов в определяемой крови
В) в определяемой крови агглютинины альфа и бета
Г) агглютинин бета в определяемой крови
Д) агглютиноген А отсутствует
Е) агглютинация
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3

Верный ответ: 231213

На рисунке мы видим планшет (не iPad, а лабораторный медицинский планшет! ;), в лунках которого расположены образцы исследуемой крови. В образцы добавлены цоликлоны - растворы моноклональных антител к антигенам (агглютиногенам), расположенным на поверхности эритроцитов человека. Именно при помощи цоликлонов определяют группу крови человека.
Например: цоликлоны Анти-А вступают в реакцию агглютинации с агглютиногеном A - эритроциты склеиваются друг с другом: мы видим реакцию агглютинации (зернистые агрегаты) у цоликлона Анти-А (первый столбец) с II, IV группам крови, так как в этих группах крови присутствует агглютиноген A. Таким путем цоликлоны помогают врачу установить группу крови и правильно сделать переливание ;)

Под цифрами:
1) Определение I группы крови (группа 0) - в определяемой крови агглютинины альфа и бета (В - для первой группы крови характерно наличие агглютининов α и β), агглютиноген А отсутствует (Д - в первой группе крови вообще нет агглютиногенов)
2) Определение II группы крови (группа A) - наличие только агглютиногена A (А - во второй группе крови из агглютиногенов присутствует только агглютиноген A), агглютинин бета в определяемой крови (Г - из агглютининов во второй группе крови присутствует только агглютинин β)
3) Определение IV группы крови (группа AB) - полное отсутствие агглютининов в определяемой крови (Б - в крови IV группы крови агглютининов нет, в ней есть только агглютиногены A и B), агглютинация (Е - видим склеивание эритроцитов - появление зернистых агрегатов: цоликлон Анти-А все-таки нашел Агглютиноген-A, а цоликлон Анти-B блестяще вычислил и нашел Агглютиноген-B)

Под всеми цифрами:
1 - в I группу крови (группа 0) добавили цоликлоны Анти-А: реакция агглютинации отсутствует, так как в крови I группы крови нет агглютиногена A (в I группе крови только агглютинины α и β, агглютиногенов нет)
2 - во II группу крови (группа A) добавили цоликлоны Анти-B: реакция агглютинации отсутствует, так как в крови II группы крови нет агглютиногена B (во II группе крови агглютинин β и агглютиноген A)
3 - в IV группу крови (группа AB) добавили цоликлоны Анти-AB (цоликлон Анти-А + цоликлон Анти-B): реакция агглютинации происходит (видим зернистость) - эритроциты склеиваются, так как в крови IV группы крови присутствуют агглютиногены A и B (в IV группе крови есть и агглютиноген A, и агглютиноген B)
4 - I группа крови (группа 0)
5 - II группа крови (группа A)
6 - III группа крови (группа B)
7 - IV группа крови (группа AB)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20491.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20489.

Задание ЕГЭ по биологии
20489. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) функция может быть нарушена при гемофилии
Б) поражаются при ВИЧ-инфекции
В) предшественники - ретикулоциты
Г) продолжительность жизни 120 дней
Д) число снижается при анемии
Е) наличие ложноножек
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3

Верный ответ: 321112

Под цифрами:
1) Эритроциты - предшественники - ретикулоциты (В - ретикулоциты являются предшественниками эритроцитов, находятся в небольшом количестве в крови, но в основном - в красном костном мозге), продолжительность жизни 120 дней (Г - прибавьте к сегодняшней дате 4 месяца (120 дней) - и узнаете, какого числа завершат свой жизненный путь эритроциты, появившиеся в вашей крови сегодня ;) к получившейся дате практически все эритроциты в вашей крови будут новые по сравнению с сегодняшним днем), число снижается при анемии (Д - при анемии (малокровии) снижается содержание гемоглобина на единицу объема крови: часто анемии связаны со снижением числа эритроцитов → снижается гемоглобин → уменьшается кислородная емкость крови → гипоксия органов и тканей)
2) Лейкоциты - поражаются при ВИЧ-инфекции (Б - вирус иммунодефицита человека поражает Т-лимфоциты, постепенно приводя к иммунодефициту: организм утрачивает способность бороться с любой инфекцией, даже самой незначительной), наличие ложноножек (Е - лейкоциты являются амебоподобными клетками, так как они способны к амебовидному движению - при помощи ложноножек (псевдоподий) лейкоциты способны самостоятельно покинуть кровеносный сосуд в любом месте, выйти из кровотока и направиться к месту воспаления)
3) Тромбоциты - функция может быть нарушена при гемофилии (А - вследствие генетических дефектов тромбокиназы (тромбопластина) тромбоцитов возможно нарушение свертываемости крови → развивается гемофилия)

Как узнать на рисунке:
1 - эритроциты, узнаем эритроциты по следующим признакам: лишены ядер, округлая форма и относительно постоянный диаметр (7,5-8,3 мкм), в центре - более светлые, что объясняется формой клеток - в виде двояковогнутого диска
2 - лейкоциты, узнаем лейкоциты по следующим признакам: содержат ядро (форма ядра иногда причудливая - как растекшийся желток), имеют шаровидную форму, по размеру - крупнее эритроцитов (размер лейкоцитов до 20 мкм)
3 - тромбоциты, узнаем тромбоциты по следующим признакам: безъядерные фрагменты цитоплазмы, по размеру (2-3 мкм) тромбоциты в несколько раз меньше эритроцитов

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20489.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20487.

Задание ЕГЭ по биологии
20487. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) тело нейрона
Б) образует синапс с вставочным нейроном
В) сильно ветвится
Г) по этой структуре нервный импульс идет от тела псевдоуниполярного нейрона
Д) входит в спинной мозг через задние корешки
Е) по этой структуре нервный импульс идет к телу нейрона
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3

Верный ответ: 132332

Под цифрами:
1) Тело чувствительного нейрона - тело нейрона (А) лежит в спинномозговом узле; тела чувствительных (афферентных) нейронов образуют спинномозговой узел
2) Дендрит чувствительного нейрона - сильно ветвится (В - образуют рецепторы, которые преобразуют определенный вид энергии в нервный импульс), по этой структуре нервный импульс идет к телу нейрона (Е - дендрит всегда проводит возбуждение К телу нейрона)
3) Аксон чувствительного нейрона - образует синапс с вставочным нейроном (Б - в задних рогах спинного мозга нервный импульс передается с аксона чувствительного нейрона на вставочный нейрон), по этой структуре нервный импульс идет от тела псевдоуниполярного нейрона (Г - аксон всегда проводит нервный импульс ОТ тела нейрона; чувствительный нейрон является псевдоуниполярным - см. пояснение ниже к пункту 1), входит в спинной мозг через задние корешки (Д - задние корешки образованы аксонами чувствительных нейронов, которые входят в спинной мозг и передают нервные импульсы на вставочные нейроны, тела которых лежат в задних рогах спинного мозга)

На рисунке изображена соматическая рефлекторная дуга, так как орган-эффектор под цифрой 4 - поперечнополосатое мышечное волокно, а скелетная мускулатура иннервируется именно соматическим отделом. Под всеми цифрами:
1 - тело чувствительного псевдоуниполярного нейрона, находится в спинномозговом узле (все рефлекторные дуги); чувствительные нейроны являются псевдоуниполярными - у данных нейронов места отхождения аксона и дендрита от тела клетки очень близки, и кажется, будто клетка имеет всего один отросток, который затем Т-образно делится на два (С. Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров "Учебник ГИСТОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ и ЭМБРИОЛОГИЯ"); то есть на самом деле они имеют два отростка (аксон + дендрит), однако эти отростки расположены ооочень близко друг к другу → внешне видим только один отросток

2 - дендрит чувствительного нейрона; в русскоязычной научной литературе принято именно такое мнение - "дендрит псевдоуниполярного нейрона обычно длинней, чем аксон" - С. Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров "Учебник ГИСТОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ и ЭМБРИОЛОГИЯ"; однако в рамках школьного курса всегда считаем, что дендрит короче аксона, вне зависимости от истины (спорный вопрос) и от рисунков рефлекторных дуг, где дендрит псевдоуниполярного нейрона нарисован более длинным, чем аксон

3 - аксон чувствительного нейрона, проходит в заднем корешке спинного мозга, проводит нервный импульс от тела чувствительного нейрона к вставочному нейрону, который находится в задних рогах спинного мозга
4 - орган-эффектор - поперечнополосатое мышечное волокно, узнаем по поперечной исчерченности
5 - рецептор в дерме (собственно кожа), чувствительное нервное окончание
6 - аксон двигательного нейрона (соматическая рефлекторная дуга)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20487.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20485.

Задание ЕГЭ по биологии
20485. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) секреция ферментов
Б) секреция гормонов
В) газовая функция
Г) транспорт гормонов, ферментов, конечных продуктов обмена веществ
Д) синтез мочевины
Е) удаление конечных продуктов белкового обмена
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Верный ответ: 431142

Под цифрами:
1) Кровеносная система - газовая функция (В - гемоглобин эритроцитов присоединяет различные газы (кислород, углекислый газ) и транспортирует их с током крови), транспорт гормонов, ферментов, конечных продуктов обмена веществ (Г - в растворенном состоянии в плазме крови или соединенные с белками плазмы (альбумины, глобулины) транспортируются многие гормоны, ферменты и т.д.)
2) Выделительная система - удаление конечных продуктов белкового обмена (Е) - фильтрация в почечном тельце (тельце нефрона), а также реабсорбция и секреция (в канальцах нефрона) способствуют удалению из организма мочевины - конечного продукта белкового обмена
3) Эндокринная система - секреция гормонов (Б - железы внутренней секреции выделяют гормоны (биологически активные вещества) в кровь: например щитовидная железа секретирует тироксин (тетрайодтиронин) и трийодтиронин)
4) Пищеварительная система - секреция ферментов (А - слюнные железы, железы желудка и кишки, поджелудочная железа - все секретируют ферменты, которые ускоряют гидролиз (расщепление) полимеров до мономеров), синтез мочевины (Д - мочевина синтезируется в печени - не расстраивайте врача-нефролога: почки здесь не при чем! почки только выводят мочевину, которая попала в кровь из печени, в результате синтеза в печени)

Как узнать на рисунке:
1 - кровеносная система - узнаем по сердцу и сосудам
2 - выделительная система - узнаем по почкам, мочеточникам, мочевому пузырю
3 - эндокринная система - узнаем по основным железам: гипофиз, щитовидная железа, тимус, надпочечники
4 - пищеварительная система - узнаем по пищеводу, желудку, тонкой и толстой кишке
5 - лимфатическая система - узнаем по лимфатическим узлам, слепо начинающимся лимфатическим сосудам, крупному грудному лимфатическому протоку (отдаленно похож на пищевод =))
6 - нервная система - узнаем по нервам, отходящим от головного и спинного мозга
7 - дыхательная система - узнаем по легким, бронхам, трахее, гортани, носовой полости

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20485.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20483.

Задание ЕГЭ по биологии
20483. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) кератиноциты на заключительной стадии дифференцировки
Б) рыхлая волокнистая соединительная ткань
В) удаление микроорганизмов и грязи путем слущивания
Г) синтез меланина
Д) образование новых клеток кожи
Е) контроль трансдермальной потери влаги
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3

Верный ответ: 232112

Только истинный (прирожденный) врач-дерматолог сможет понять этот вопрос! Под цифрами:
1) Базальный (ростковый) слой эпидермиса - синтез меланина (Г - в базальном слое находятся меланоциты, синтезирующие пигмент черного цвета - меланин), образование новых клеток кожи (Д - в базальном (ростковом) слое кожи находятся стволовые клетки, при делении которых образуются клетки эпидермиса)
2) Роговой слой эпидермиса - кератиноциты на заключительной стадии дифференцировки (А - роговые чешуйки (корнеоциты) - терминально дифференцированные (прошедшие весь уготованный им генетический путь - "дошедшие до конца эпидермиса") кератиноциты, составляют большую часть рогового слоя), удаление микроорганизмов и грязи путем слущивания (В - при слущивании роговых чешуек они удаляются с поверхности кожи, унося с собой микроорганизмы и грязь), контроль трансдермальной потери влаги (Е - роговой слой предотвращает потерю воды; если роговой слой теряет влагу (воду) → то ее начинают терять более глубокие слои кожи)
3) Сосочковый слой дермы - рыхлая волокнистая соединительная ткань (Б - в сосочковом слое дермы располагается множество кровеносных сосудов, а сосуды всегда сопровождает РВСТ - рыхлая волокнистая соединительная ткань)

На рисунке изображено строение кожи. Под цифрами:
1 - базальный (ростковый) слой - самый глубокий слой эпидермиса кожи, в котором находятся меланоциты - клетки, синтезирующие меланин (греч. melanos - черный) - пигмент черного цвета
2 - роговой слой, самый поверхностный слой - представлен роговыми чешуйками (корнеоцитами) - "пушечное мясо": роговые чешуйки постоянно слущиваются вместе с бактериями и вирусами с поверхности кожи
3 - сосочковый слой дермы (ближайший к эпидермису): узнаем по форме слоя - в виде сосочков, вдающихся в эпидермис, видим наличие в слое сосудов (в эпидермисе сосуды отсутствуют - это точно не эпидермис), сосочковый слой определяет уникальный рисунок кожи
4 - шиповатый слой эпидермиса, узнаем по шиповатой форме клеток
5 - зернистый слой эпидермиса - в зернистом слое тела и ядра клеток несколько уплощены, имеют овальную форму (это точно не блестящий слой, так как в блестящем слое клетки лишаются ядер и почти всех прочих органелл (а у нас под цифрой 5 ядра в клетках видны!))

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20483.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20481.

Задание ЕГЭ по биологии
20481. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) относится к периферической нервной системе
Б) его вещество имеет форму бабочки на срезе
В) внутри серое вещество, снаружи - белое
Г) состоит из 31-33 сегментов
Д) состоит из 5 отделов
Е) переходит в продолговатый мозг
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3

Верный ответ: 322212

Под цифрами:
1) Головной мозг / кора больших полушарий - головной мозг состоит из 5 отделов (Д): продолговатый, мост и мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг и кора больших полушарий (КБП)
2) Спинной мозг - его вещество имеет форму бабочки на срезе (Б - серое вещество спинного мозга напоминает бабочку - наш любимый отряд Чешуекрылые ;), внутри серое вещество (тела нейронов), снаружи - белое (В - белое вещество представлено проводящими путями, это в основном аксоны нейронов), состоит из 31-33 сегментов (Г - число сегментов спинного мозга = числу спинномозговых нервов, выходящих из него; число сегментов близко к числу позвонков), переходит в продолговатый мозг (Е - на уровне большого затылочного отверстия спинной мозг переходит в продолговатый)
3) Зрительный нерв - относится к периферической нервной системе (А): нервы, нервные узлы и сплетения - все это относится к периферической нервной системе (ПНС), поэтому черепные и спинномозговые нервы - не исключение, также являются частью ПНС; а к центральной нервной системе (ЦНС) относятся только головной мозг и спинной мозг, никакие нервы к ЦНС не относятся (даже черепные, которые прям ну очень близко к головному мозгу - не поддавайтесь на их черепные провокации! ;)

Под всеми цифрами:
1 - кора больших полушарий (КБП = лобная + височная + теменная + затылочная доли)
2 - спинной мозг, начинается от большого затылочного отверстия, по форме (длинный, цилиндрической формы тяж) мы понимаем - это именно спинной мозг, а не продолговатый (у продолговатого мозга - форма усеченного конуса)
3 - зрительный нерв (проводниковый отдел зрительного анализатора)
4 - глазное яблоко (периферический отдел зрительного анализатора)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20481.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20479.

Задание ЕГЭ по биологии
20479. Установите соответствие между функциями и отделами нервной системы, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ

А) угнетение моторики ЖКТ
Б) сужение сосудов
В) усиление сокращений мочевого пузыря
Г) усиление пищеварения
Д) активация мозгового вещества надпочечников
Е) расширение бронхиол
ОТДЕЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1) 1
2) 2

Верный ответ: 221122

Под цифрами отделы вегетативной (автономной) нервной системы:
1) Парасимпатический (П - покой) отдел - усиление сокращений мочевого пузыря (В - гладкие мышцы стенки мочевого пузыря сокращаются (сокращение детрузора), при этом сфинктер мочевого пузыря расслаблен), усиление пищеварения (Г - в состоянии покоя (активация парасимпатики) пищеварение протекает активно: усиливается секреция пищеварительных желез и перистальтика кишки → не просто так южные народы изобрели сиесту =)
2) Симпатический (С - стресс) отдел - угнетение моторики ЖКТ (А - от страха "во рту пересохло" - секреция пищеварительных желез, в том числе и слюнных, уменьшается, снижается интенсивность перистальтики ЖКТ), сужение сосудов (Б - повышение артериального давления + перераспределение крови в пользу работающих мышц), активация мозгового вещества надпочечников (Д - выброс гормонов стресса: адреналина и норадреналина), расширение бронхиол (Е - расслабление гладких мышц бронхов → расширение бронхиол → увеличение проведения воздуха → увеличение интенсивности газообмена в легких → большее количество кислорода будет поступать к клеткам организма)

На этой (очень странной на первый взгляд) схеме нужно умудриться различить:
1 - центры парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, которые удобно расположились в головном мозге и спинном мозге на уровне крестцового отдела позвоночника
2 - центры симпатического отдела вегетативной нервной системы, которые расположились в симпатических ганглиях (симпатический ствол) рядом с грудным и поясничным отделами позвоночника

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20479.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 20477.

Задание ЕГЭ по биологии
20477. Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) мышечные волокна переплетаются
Б) веретеновидные клетки
В) медленное сокращение и расслабление
Г) входит в состав трицепса
Д) под контролем вегетативной нервной системы и с поперечной исчерченностью
Е) произвольное сокращение
ОБЪЕКТЫ

1) 1
2) 2
3) 3

Верный ответ: 233121

Под цифрами:
1) Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань (МТ) - входит в состав трицепса (Г - трицепс это трёхглавая мышца плеча: разгибает предплечье в локтевом суставе), произвольное сокращение (Е - подконтрольна нашему сознанию, подчиняется нашей воле)
2) Поперечнополосатая сердечная МТ - мышечные волокна переплетаются (А - волокна сердечной МТ состоят из длинных ветвящихся клеток (кардиомиоцитов), которые переплетаются и образуют контакты друг с другом), под контролем вегетативной нервной системы и с поперечной исчерченностью (Д - сердечная МТ обладает поперечнополосатой исчерченностью, при этом находится под контролем вегетативной (автономной) нервной системы и неподвластна сознанию человека - сокращается непроизвольно)
3) Гладкая МТ - веретеновидные клетки (Б - веретено (найдите фото этого приспособления для пряжи!)) имеет широкую посередине и сужающуюся к обоим концам форму), медленное сокращение и расслабление (В - гладкая МТ сокращается медленно и также медленно расслабляется в отличие от скелетной МТ, однако гладкая МТ мало утомляется, а скелетная МТ утомляется быстро)

На рисунке изображены виды мышечной ткани. Как узнать на рисунке:
1 - поперечнополосатая скелетная мышечная ткань, состоит из миосимпластов - многоядерных мышечных структур (волокон), иннервируется соматической нервной системы (над этой мышечной тканью мы имеем осознанный контроль, сокращение произвольно)
2 - поперечнополосатая сердечная мышечная ткань, состоит из клеток - кардиомиоцитов, видим границы между ними - вставочными дисками (там нексусы), в клетке присутствуют 1-2 ядра, важное отличие от скелетной мышечной ткани - центральное положение ядер в клетках, обладает автоматизмом - способностью к самопроизвольному сокращению без влияний извне
3 - гладкая мышечная ткань, состоит из одиночных веретеновидных одноядерных клеток - из гладких миоцитов

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20477.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще