Вверх

Линия заданий 22, ЕГЭ по биологии

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20564.

Экспериментатор решил установить зависимость количества хлорофилла в листьях растения от степени освещённости, при которой это растение растёт. Он посадил в горшочки растения одного вида клевера, а горшочки поставил в тёмные помещения с единственным источником света. По окончании эксперимента оценивалось, насколько тёмный зелёный оттенок имеют листья. Все источники света имели разную интенсивность.

20564. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему комнаты в эксперименте должны быть строго герметичными. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если в комнатах будет, помимо установленной экспериментатором лампы, ещё и естественное освещение?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Нулевая гипотеза - количество хлорофилла не зависит от степени освещённости
2) Герметичная комната позволяет обеспечивать постоянный газовый состав воздуха (постоянную начальную концентрацию углекислого газа)
3) Естественное освещение зависит от погодных условий и может изменяться
4) При изменении освещения концентрация хлорофилла может непредсказуемо меняться, что не позволяет в явном виде установить зависимость от освещённости

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20564.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20562.

Экспериментатор решил установить зависимость направления роста побегов растения от расположения источника света. Он расположил лампу непосредственно над первой группой горшочков с проростками фасоли. Вторую лампу исследователь расположил сбоку от второй группы горшочков. Лампы располагались на одинаковом расстоянии от соответствующих групп растений. Через некоторое время экспериментатор заметил, что растения первой группы (лампа сверху) растут вертикально, а во второй (лампа сбоку) - наклонены в сторону лампы.

20562. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная - расположение источника света; зависимая - (изменяющаяся в результате эксперимента) направление роста проростков (растений) (должны быть указаны обе переменные)
2) Горшочки с растениями фасоли необходимо поставить в помещение с равномерным рассеянным светом (не должно быть одного чёткого источника света)
3) Остальные параметры (температура, влажность и др) необходимо оставить без изменений
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли расположение источника света влияет на направление роста побега в данном эксперименте

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20562.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20560.

Экспериментатор решил установить зависимость активности дыхания тараканов от температуры воздуха. Для этого он помещал в замкнутую ёмкость таракана и измерял электронным датчиком концентрацию углекислого газа в ёмкости через 10 минут. Ёмкости помещались в термостатируемую комнату с заданной температурой. Оказалось, что чем выше температура, тем активнее накапливался углекислый газ в ёмкости.

20560. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему комнаты в эксперименте должны быть термостатируемыми? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в комнаты был приток воздуха извне?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Нулевая гипотеза - скорость накопления углекислого газа не зависит от температуры в комнате
2) Термостатируемые комнаты позволяют обеспечивать постоянную температуру воздуха
3) При наличии притока воздуха извне температура в комнате может изменяться
4) Дыхание - многостадийный биологический процесс, активность которого зависит от множества факторов
5) При изменении температуры активность дыхания может меняться, что не позволяет в явном виде установить зависимость от температуры в комнате

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20560.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20558.

Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в растворы с разной концентрацией хлорида натрия. Перед началом эксперимента он выяснил, что концентрация хлорида натрия в плазме крови составляет 0,9 %. В рамках эксперимента он разделил кровь по двум сосудам, в каждый из которых добавил растворы NaCl с разной концентрацией в соотношении 1:1 (на 1 мл крови 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б.

Задание ЕГЭ по биологии
20558. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная - концентрация соли в растворе (солёность), зависимая (изменяющаяся в результате эксперимента) - изменение формы (объёма) эритроцитов / изменение осмотического давления в эритроците (должны быть указаны обе переменные)
2) Отрицательный контроль в данном эксперименте - это сосуд с концентрацией хлорида натрия 0,9 %
3) Остальные параметры (температура, кислотность и др) необходимо оставить без изменений
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли именно изменение концентрации соли вызывает изменение формы эритроцита в данном эксперименте

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20558.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20556.

Экспериментатор решил установить, зависит ли мышечная сила кистей рук от пола человека. В эксперименте участвовали 50 юношей и 50 девушек 17 лет со сходными антропометрическими показателями (рост, вес). В эксперименте каждый испытуемый брал попеременно в правую и левую руку динамометр и, вытягивая руку горизонтально в сторону, сильно сжимал его в ладони. Динамометр позволяет определить силу сжатия в килограммах. Измерение проводилось три раза с небольшой паузой для отдыха. Результаты фиксировались, и средние были внесены в таблицу.

Задание ЕГЭ по биологии
20556. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему экспериментатор измерял силу и правой, и левой кисти? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если взять для исследования участников разного возраста?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Нулевая гипотеза - сила кисти руки не зависит от пола испытуемых
2) Сила правой и левой кисти неодинакова
3) Может оказаться, что правые руки сильнее у представителей одного пола, а левой - у другого (для опровержения данного утверждения и нужно измерять обе кисти)
4) С возрастом меняется сила кисти руки, что не позволит в явном виде установить зависимость силы кисти от пола участников

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20556.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20554.

Экспериментатор решил установить зависимость скорости превращения аксолотля в амбистому от концентрации тиреоидина в пище. Для этого было отобрано 30 самцов одного возраста и массы и разделено на три равные группы, которые были помещены в аквариумы при комнатной температуре. Животных экспериментатор кормил пластинками из сырого мяса, в которые тщательно заворачивал 0,2 г препарата тиреоидин (тироксин). Аксолотли заглатывают пищу, поэтому вероятность обнаружения ими таблетки и отказ от корма минимальна. Первой группе экспериментатор ежедневно давал 1 порцию препарата, а второй - 3 такие же порции. В качестве контроля использовал группу животных, не получавших тиреоидин. В результате в первой группе метаморфоз произошел за 3-4 месяца, тогда как во второй за два.

20554. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему важно поддерживать температуру во всех аквариумах постоянной? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если температура в камерах могла меняться?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Нулевая гипотеза - вероятность метаморфоза у аксолотля не зависит от наличия тиреоидина в пище
2) Метаморфоз у аксолотля зависит от множества факторов, в том числе и от температуры окружающей среды
3) Температура может влиять на вероятность метаморфоза по-разному при разных дозах препарата
4) При изменении температуры вероятность метаморфоза изменится, что не позволит в явном виде установить зависимость от дозы препарата

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20554.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20552.

Экспериментатор решил установить зависимость объёма живой части растительной клетки (протопласта) от концентрации соли в окружающей среде. Для эксперимента он использовал клетки эпидермиса листа тюльпана. Клетки помещались в 10 %-ный раствор поваренной соли. Экспериментатор зарисовывал строение клетки в разное время с момента начала эксперимента (0 минут, 1 минута, 2 минуты, 5 минут). Результаты эксперимента приведены на рисунке.

Задание ЕГЭ по биологии
20552. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? Как будут выглядеть клетки (какой из рисунков повторится) через 5 минут в отрицательном контроле?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная - концентрация соли в окружающей средезависимая (изменяющаяся в результат эксперимента) - объём живой части растительной клетки (протопласта (должны быть указаны обе переменные)
2) Клетки необходимо поместить в изотонический раствор (раствор с концентрацией соли такой же, как в цитоплазме клетки)
3) Остальные параметры (время выдержки, состав солей и др.) необходимо оставить без изменений
4) Клетки будут выглядеть как на рисунке при 0 минут

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20552.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20550.

Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения. Для опыта он отобрал 12 крупных проросших семян фасоли с корнем без его повреждения и разделил на 3 равные группы. Каждую группу он поместил в отдельную влажную камеру, предварительно замерив и записав длину корня - наименьшего и наибольшего в группе. Влажные камеры экспериментатор поместил в места с разной температурой: 10-12, 16-18, 24-26 °С. Через три дня экспериментатор измерил корни всех семян фасоли и результаты представил в таблице.

Задание ЕГЭ по биологии
20550. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему важно поддерживать влажность во всех камерах постоянной? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если влажность в камерах могла меняться?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Нулевая гипотеза - увеличение длины корня (скорость роста) не зависит от температуры в камере
2) Рост корня зависит от влажности
3) Влажность может влиять на рост корня по-разному при разных температурах
4) При изменении влажности скорость роста может меняться, что не позволяет в явном виде установить зависимость от температуры

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20550.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20548.

Экспериментатор решил установить зависимость количества устьиц на нижней стороне листа капусты от условий её произрастания. Для этого он сажал растения в кадки, по пять растений в каждую, и помещал кадки в изолированные камеры, в которых поддерживалась определённая влажность воздуха. Результаты эксперимента приведены в таблице.

Задание ЕГЭ по биологии
20548. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему важно поддерживать температуру во всех камерах постоянной? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если камеры не были герметичными?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Нулевая гипотеза - количество устьиц на нижней стороне листа не зависит от влажности воздуха, при которой произрастает растение
2) Количество устьиц зависит, в том числе, и от температуры окружающей среды
3) При росте температуры количество устьиц, предположительно, должно уменьшаться (принимать обратное утверждение про рост числа устьиц при уменьшении температуры)
4) Если камеры не герметичны, то влажность в них могла меняться во время эксперимента
5) При изменении влажности во время роста растения количество устьиц могло меняться, что не позволяет в явном виде установить зависимость в данном эксперименте

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20548.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20546.

Учёный провёл эксперимент со спортсменами-добровольцами, осуществлявшими подъём в гору в два этапа. У группы спортсменов трижды осуществляли забор крови: первый раз на высоте 300 м - до подъёма в горную деревню на высоту 2135 м над уровнем моря; второй раз - через три недели проживания там; третий раз - после второго этапа - восхождения на высоту 4050 м. В анализах оценивали количество эритроцитов во всех образцах крови (см. таблицу).

Задание ЕГЭ по биологии
20546. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная - высота над уровнем моря; зависимая (изменяющаяся в зависимости от заданной) количество эритроцитов в крови (должны быть указаны обе переменные)
2) Необходимо измерять количество эритроцитов в крови у группы спортсменов, которые не совершают восхождение
3) При этом уровень физической подготовки спортсменов из нулевой группы должен быть сходен с таковым у совершающих восхождение
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли рост концентрации эритроцитов в крови возникает из-за изменения высоты над уровнем моря в данном эксперименте

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20546.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще