Вверх

Линия заданий 23, ЕГЭ по биологии

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20745.

Определить продуктивность фотосинтеза от интенсивности освещённости можно по степени окрашивания листьев йодом. В распоряжении исследователя имеются следующее оборудование и материалы: источник света, 3-4 одинаковых по размеру листьев фасоли или пеларгонии, укреплённые в рамках или подставках, банки с блюдцами, кристаллизатор, картон (8 × 8 см), карандаш по стеклу, аппарат Киппа, тонкий наконечник для газоотводной трубки аппарата.

20745. Объясните, почему продуктивность фотосинтеза зависит от количества углекислого газа. Какова эта зависимость?

1) Диоксид углерода используется в реакциях темновой фазы фотосинтеза (светонезависимой фазы) для получения глюкозы (крахмала) - в ходе цикла Кальвина происходит фиксация и восстановление углекислого газа до глюкозы
2) В течение короткого периода можно поддерживать оптимальную концентрацию, составляющую 0,5%, однако при длительном воздействии такая концентрация становится опасной для растения
3) Поэтому наиболее благоприятной считается концентрация диоксида углерода, равная примерно 0,1%
4) В атмосфере содержится от 0,03 до 0,04% диоксида углерода; если повысить его содержание в воздухе, то можно добиться увеличения интенсивности фотосинтеза
5) При увеличении количества углекислого газа в атмосфере фотосинтез возрастает, но прямой пропорциональности между содержанием углекислого газа и фотосинтезом не наблюдается
6) Чрезмерное повышение концентрации углекислого газа неэффективно, так как углекислый газ не успевает перерабатываться в листьях в органические соединения и действует на растение токсически

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20745.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20743.

Определять влияние температуры на рост корней можно по длине корней проростков. В распоряжении экспериментатора имеются следующее оборудование и материалы: проросшие семена гороха или фасоли с корнем в 0,5-2 см, 2-3 влажные камеры или 6-9 химических пробирок с пробками из ваты; промокательная бумага; ножницы, пинцет; банки или штативы для пробирок; линейка; термометр булавки канцелярские - для постановки опыта во влажных камерах, приготовленных из банок.

20743. Объясните, почему скорость роста корней зависит от температуры. Какова эта зависимость?

1) Температура влияет на рост, регулируя активность ферментов (помним правило Вант-Гоффа ;) и координируя их работу
2) Чем выше температура, тем интенсивнее скорость роста корней, но до определённой температуры
3) При достижении определённой температуры белки (ферменты) денатурируют и скорость роста корней падает

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20743.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20741.

Для изучения влияния некоторых фармакологических веществ и гормонов на деятельность сердца пользуются препаратом изолированного сердца, помещённого на часовое стекло, или отпрепарированным сердцем лягушки. В распоряжении экспериментатора имеются следующее оборудование и материалы: лягушка, препаровальный набор, нитки, булавки, 5 пипеток с оттянутым кончиком, физиологический раствор, ацетилхолин, адреналин, 1%-ный раствор хлорида калия (KCl), 1%-ный раствор хлорида кальция (CaCl2), экспериментальная установка для исследования сердечной деятельности, секундомер.

20741. Какое влияние на деятельность работы сердца оказывают перечисленные фармакологические вещества и гормоны? Ответ поясните.

1) Усиливают и учащают сердечные сокращения - адреналин и ионы кальция
2) Уменьшают силу сердечных сокращений - ацетилхолин и ионы калия
3) Очень большие концентрации кальция приводят к остановке сердца в систоле, а большие концентрации калия (>13 ммоль/л) - к остановке сердца в диастоле

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20741.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20739.

С целью определения влияния различной освещённости на рост и развитие растения учащиеся осенью выкопали крупный одуванчик, отрезали корень и разрезали его вдоль на две половинки. Каждую из них посадили в горшок с землёй. Один горшок держали на свету, другой - в затемнённом месте. Условия полива были одинаковыми. Опыт продолжался 1-1,5 месяца.

20739. Как изменятся размеры листовых пластинок при содержании растения на свету, в затенённом месте? Чем будут отличаться цветоносы у обоих экземпляров одуванчика? Какая форма изменчивости наблюдается в опыте?

1) На свету листовые пластинки станут крупными, при недостаточном освещении - мелкими (важно заметить: речь о снижении освещения как таковом - недостаточном освещении для одуванчика (светолюбивый), это не имеет отношения к адаптациям теновыносливых/тенелюбивых растений, которые растут в тени, но имеют крупные листья - им освещения в тени достаточно ;)
2) На свету цветонос будет длинным и более широким, а в затенённом месте - коротким
3) Изменчивость - фенотипическая (модификационная, определённая)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20739.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20737.

Пероксид водорода (H2O2) - ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности ферментов). Накоплению H2O2, препятствует фермент каталаза, распространённый в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя H2O2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке (2H2O2 = 2H2O + O2). Для изучения действия фермента каталазы на пероксид водорода (H2O2) и условий, в которых он функционирует, используют 3%-ный раствор пероксида водорода, кусочки сырого и варёного картофеля (мяса, печени, сок сырого картофеля и воду после варки картофеля), чашки Петри, пробирки, нож.

20737. В настоящее время открыт класс наследственных болезней – пероксисомные болезни. Дефект какого органоида клетки и фермента служит причиной развития подобных болезней? Какие вещества образуются в этом органоиде? Назовите два органа человека, в которых данные органоиды достигают наибольшего размера.

1) Пероксисома - одномембранный органоид, по строению сходен с лизосомой; дефект пероксисомы приводит к развитию пероксисомных болезней
2) Наиболее важные ферменты пероксисомы - пероксидаза и каталаза
3) В пероксисомах из перекиси водорода под действие фермента каталазы образуется вода и кислород (ответ "образование перекиси" - неверен в корне, так как пероксисомы напротив - расщепляют перекись: H2O2 → H2O + O2)
4) Крупные пероксисомы в клетках печени и почек играют важную роль в обезвреживании ряда веществ

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20737.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20735.

В зимний период в помещениях на комнатных растениях часто появляются паутинные клещи - небольшие животные размером не более 0,3-0,4 мм, с овальным беловато-жёлтым телом. Поселяются они на нижней стороне листьев и стеблях, откладывают полупрозрачные яйца. Это приводит к пожелтению повреждённых листьев и их опадению. В эксперименте учащимся предлагается изучить условия развития паутинного клеша. Объекты и оборудование: комнатные растения, поражённые паутинным клещом; тепличка; опрыскиватель; настои чешуи лука, чеснока; порошок пиретрума. Для этого одно поражённое растение оставляют как контрольное а другое помещают в тепличку (можно надеть на растение полиэтиленовый новый пакет). Два раза в день растение в опыте опрыскивают водой и различными настоями.

20735. Почему поражённые паутинным клещом растения желтеют и засыхают? С какой целью опытное растение помешают в тепличку (надевают полиэтиленовый пакет)? Ответ поясните.

1) Паутинный клещ - это представитель класса Паукообразные; эти вредители, как и многие другие, предпочитают тепло и особенно быстро взрослеют при температуре выше 25 °С
2) Питается паутинный клещ соком растений, высасываемым из проколотых листьев и стеблей; места проколов становятся открытыми воротами для инфекций
3) Вредители плохо переносят высокую влажность (выше 90 %), поэтому опытное растение помещают в тепличку (надевают полиэтиленовый пакет) и 2 раза в день опрыскивают различными настоями (лука, чеснока, пиретрума) → на опытном растении клещи исчезают

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20735.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20733.

Определить интенсивность дыхания прорастающих семян при разной температуре можно, фиксируя степень помутнения известковой воды. Отбирают четыре одинаковых по массе и длине корешка семени помешают их по одному в пробирки с кипяченой водой. Сполоснув семена и пробирки, всю воду сливают, пробирки плотно закрывают пробками и помещают на один день в места с различной температурой у батареи, на столе, на окне или между рамами, в холодильник. Через сутки осторожно открывают одну пробирку и вливают в нее немного известковой воды (1-2 см по высоте пробирки), пробирку плотно закрывают и ставят в штатив. То же самое проделывают с остальными пробирками. Когда во все пробирки будет налит реактив, их встряхивают одновременно (и одинаково) несколько раз.

20733. Объясните, почему интенсивность дыхания прорастающих семян зависит от температуры. Какова эта зависимость? Ответ поясните.

1) Дыхание - ферментативный процесс: чем выше температура, тем интенсивнее дыхание
2) Для большинства растений температурный оптимум для процесса дыхания составляет 40-45 °С, а максимум - 50-55 °С
3) При температуре выше 40 °С наблюдается резкое возрастание дыхания, а затем после 50 °С - падение

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20733.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20731.

Экспериментатор решил изучить процессы основного обмена (обмена веществ) у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам физиологический раствор с гормоном щитовидной железы в разных дозировках и кормил их фиксированным количеством корма. (В норме у мыши синтезируется в сутки 15 мкг гормона.) Результаты эксперимента представлены на графике.

Интенсивность основного обмена веществ у мыши при добавлении тироксина

20731. Что такое основной обмен? На какой процесс в системе кровообращения расходуется энергия основного обмена? Как повлияло увеличение количества гормона щитовидной железы на теплоотдачу? Какие процессы могут служить объективным показателем интенсивности обмена веществ у теплокровных животных?

1) Основной обмен - количество энергии, выделяемое для поддержания жизнедеятельности организма (человека, теплокровного животного) в состоянии полного покоя
2) На механическую работу сердца (сокращение сердца)
3) Теплоотдача повысилась (гормоны щитовидной железы - тироксин (тетрайодтиронин) и трийодтиронин - регулируют уровень основного обмена веществ)
4) Выделение тепла (выделение пота)
5) Поглощение кислорода (выделение углекислого газа, интенсивность дыхания)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20731.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20729.

Экспериментатор решил изучить интенсивность основного обмена веществ у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам разные дозы гормона щитовидной железы в физиологическом растворе. Результаты эксперимента представлены на графике.

Интенсивность основного обмена веществ у мыши при добавлении тироксина

20729. К какому заболеванию у человека приведёт хроническое увеличение концентрации гормонов щитовидной железы? Почему при этой патологии усиливается потоотделение?

1) Базедова болезнь (гипертиреоз)
2) Повышение основного обмена (симптомы: раздражительность, бессонница, больные много едят при этом худеют)
3) Усиливается теплопродукция
4) Потоотделение увеличивает теплоотдачу

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20729.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20727.

Экспериментатор изучал особенности физиологии птиц тауи из семейства Овсянковых, измеряя температуру тела в течение суток. Для этого он помещал птиц в камеру, где поддерживалась постоянная температура 23 °С. В 6:00 он включал свет, а в 18:00 выключал. Результаты эксперимента представлены на графике.

Задание ЕГЭ по биологии

20727. На какие экологические труппы делятся птицы по отношению к свету? К какой группе, согласно графику, можно отнести птицу тауи? Ответ поясните. Почему температура тела является важнейшим показателем активности птиц?

1) Дневные и ночные (сумеречные)
2) Тауи - дневные птицы
3) При включении света (освещении (с 6 до 18 ч)) температура тела птицы повышалась
4) При повышении температуры тела активизируется обмен веществ (уровень метаболизма) (в период активности происходит выработка тепла из-за работы мышц - сократительный термогенез)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20727.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще