Вверх

Линия заданий 28, ЕГЭ по биологии

3347. В скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами и самцов с редуцированными крыльями и маленькими глазами всё потомство имело нормальные крылья и нормальные глаза. Получившихся в F1 самок возвратно скрещивали с исходной родительской особью. Форма крыльев у дрозофилы определяется аутосомным геном, ген размера глаз находится в X-хромосоме. Гетерогаметным полом у дрозофилы является мужской пол. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Какие законы действуют в скрещиваниях? Какая часть потомства во втором скрещивании фенотипически идентична исходной женской особи в первом скрещивании? Укажите их генотипы.

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии
2) Второе скрещивание
Задание ЕГЭ по биологии
3) Генотип и фенотипы F1:
AaXBXb, AaXBY - нормальные крылья, нормальные глаза
aaXbXb, aaXbY - редуцированные крылья, маленькие глаза
AaXbXb, AaXbY - нормальные крылья, маленькие глаза
aaXBXb, aaXBY - редуцированные крылья, нормальные глаза

4) Здесь действует закон сцепленного с полом наследования (ген формы глаз наследуется с X-хромосомой), а ген крыльев наследуется независимо

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3347.

3319. У человека ген нормального слуха (B) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме, а ген цветовой слепоты (дальтонизма - d) рецессивный и сцеплен с X-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец имел нормальный слух (гомозиготен), но был дальтоником, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих. Какие законы наследования проявились в этой семье?

По условию:
B - нормальный слух
b - глухота
XD - нормальное цветовое зрение
Xd - дальтонизм (ген цветовой слепоты)

1) Генотипы родителей:
мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение - bbXDX-
отец был с нормальным слухом (гомозиготен), но при этом дальтоник - BBXdY
Так как у них родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом (B_XdXd), то одну гамету BXd она получила от отца, а другую от матери - BXd
Следовательно, генотип матери bbXDXd и дочери - BbXdXd

Задание ЕГЭ по биологии
3) Фенотипы потомства:
BbXDXd - девочка с нормальным слухом и нормальным цветовым зрением
BbXDY - мальчик с нормальным слухом и нормальным цветовым зрением
BbXdXd - девочка-дальтоник с нормальным слухом
BbXdY - мальчик-дальтоник с нормальным слухом

4) Вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников составляет 50 % (25% девочек, 25 % мальчиков) с нормальным слухом и 0% глухих.

5) Закономерности: по второму признаку (цветовое зрение) - наследование сцепленное с полом (с X-хромосомой), а между первым и вторым признаком - независимое наследование. При определении генотипа матери и дочери - анализирующее скрещивание

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3319.

3291. По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного чёрным цветом. Определите генотип людей под номерами 1, 2, 3. Сцеплен ли наследуемый признак с полом?
Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии
1) Признак рецессивный, поскольку не проявляется у потомков в первом поколении

2) 1 - мужчина, в генотипе признак отсутствует, т.е. является доминантной гетерозиготой по данному признаку (может быть и гомозиготой по доминантному гену - АА)
2 - женщина, имеет признак в генотипе, т.е. является рецессивной гомозиготой по данному признаку
3 - женщина, потомок первого поколения, является гетерозиготой

3) Признак не сцеплен с полом

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3291.

3263. Томаты с нормальной высотой стебля (A) и ребристыми плодами (b) скрестили с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и гладкие плоды. В потомстве получены следующие фенотипы: с нормальной высотой стебля и гладкими плодами, с нормальной высотой стебля и ребристыми плодами, с карликовыми стеблями и гладкими плодами, с карликовыми стеблями и ребристыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, возможное соотношение фенотипов в потомстве.

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии
2) Генотипы потомства: AABb и AaBb, AAbb и Aabb, aaBb, aabb

3) Соотношение потомства:
3/8 - нормальная высота стебля, гладкие плоды (AABb, AaBb)
3/8 - нормальная высота стебля, ребристые плоды (AAbb, Aabb)
1/8 - карликовый стебель, гладкие плоды (aaBb)
1/8 - карликовый стебель, ребристые плоды (aabb)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3263.

3235. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 - с морщинистыми окрашенными; 4010 - с морщинистыми неокрашенными; 149 - с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

Задание ЕГЭ по биологии
Задание ЕГЭ по биологии
2) Генотипы и фенотипы потомства:
AaBb - гладкие окрашенные семена (3800)
Aabb - гладкие неокрашенные семена (149)
aaBb - морщинистые окрашенные семена (150)
aabb - морщинистые неокрашенные семена (4010)

4) Присутствие в потомстве двух групп особей с доминантными и рецессивными признаками примерно в равных долях (3800 и 4010) объясняется законом сцепленного наследования признаков. Две другие фенотипические группы (149 и 150) образуются в результате кроссинговера между аллельными генами

То есть (еще раз :)) формирование четырех фенотипических групп можно объяснить кроссинговером между генами, в результате которого образуются кроссоверные гаметы Ab и aB (ключевой подсказкой является численность особей: обратите внимание, что особей со смешанными признаками гораздо меньше по числу - это и наводит на мысль о кроссинговере, ведь процент кроссоверных гамет обычно небольшой и, соответственно, численность особей в образовании которых поучаствовали кроссоверные гаметы Ab и aB - тоже небольшая)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3235.

3207. Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. У отца четвертая группа крови и отрицательный резус, у матери первая группа и положительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в этом случае?

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии
2) В данном случае проявляется закон независимого наследования признаков (гены группы крови и резус-фактора локализуются в разных хромосомах)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3207.

3151. При скрещивании томата с пурпурным стеблем и красными плодами и томата с зелёным стеблем и красными плодами получили 631 растение с пурпурным стеблем и красными плодами и 207 растений с пурпурным стеблем и жёлтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

1) Поскольку в потомстве 100% - пурпурные, значит, тот родитель, который пурпурный стебель, красные плоды - AABb согласно закону единообразия гибридов первого поколения. По второму признаку в потомстве появляются жёлтые плоды, значит, оба родителя гетерозиготны по второму признаку (Bb)
2) Генотипы родителей:
пурпурный стебель, красные плоды: AABb (гаметы: AB и Ab)
зелёный стебель, красные плоды: aaBb (гаметы aB и ab)
3) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии
4) Соотношение генотипов в F1:
1 пурпурный стебель (AaBB) : 2 AaBb : 1Aabb
Соотношение фенотипов в F1:
3 (пурпурный стебель, красные плоды) : 1 (пурпурный стебель, желтые плоды)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3151.

3123. Ген короткой шерсти (A) у кошек доминирует над геном длинной шерсти и наследуется аутосомно. Ген окраски кошек сцеплен с X-хромосомой. Чёрная окраска - доминантный признак (XB), рыжая - геном (Xb). Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. Длинношёрстная кошка черепаховой окраски была скрещена с рыжим короткошёрстным (Aa) котом. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, а также вероятность рождения чёрной кошки от этих родителей. Объясните результаты скрещивания.

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии
2) Генотипы и фенотипы F1:
AaXBXb - 1 короткошёрстная черепаховая кошка
aaXBXb - 1 длинношёрстная черепаховая кошка
aaXBY - 1 длинношёрстный чёрный кот
AaXBY - 1 короткошёрстный чёрный кот
AaXbY - 1 короткошёрстный рыжий кот
aaXbXb - 1 длинношёрстная рыжая кошка
AaXbXb - 1 короткошёрстная рыжая кошка
aaXbY - 1 длинношёрстный рыжий кот

3) Наследование, сцепленное с полом, независимое наследование аутосомных признаков
4) Чёрной кошки в потомстве быть не может, так как проявляется неполное доминирование

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3123.

3095. У гороха посевного розовая окраска венчика доминирует над белой, а высокий стебель - над карликовым. При скрещивании растения с высоким стеблем и розовыми цветками с растением, имеющим розовые цветки и карликовый стебель, получили 63 растения с высоким стеблем и розовыми цветками, 58 - с розовыми цветками и карликовым стеблем, 18 - с белыми цветками и высоким стеблем, 20 - с белыми цветками и карликовым стеблем. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните характер наследования признаков и формирование четырёх фенотипических групп.

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии
2) AaBb, AABb - 63, розовые цветки, высокий стебель
Aabb, AAbb - 58, розовые цветки, карликовый стебель
aaBb - 18, белые цветки, высокий стебель
aabb - 20 белые цветки, карликовый стебель

3) Гены двух признаков при полном доминировании не сцеплены, поэтому наследование признаков независимое (гены лежат в разных хромосомах)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3095.

3067. При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с чёрными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25 % чёрных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть - рецессивные признаки.

1) Схема решения:

Задание ЕГЭ по биологии
2) Дигибридное анализирующие скрещивание

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3067.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще