Вверх
Ароморфоз года

Линия заданий 28, ЕГЭ по биологии

2983. Таня и Наташа - родные сестры и обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с нормальным зрением и брат с нормальным зрением. Таня и Наташа вышли замуж за здоровых по указанному признаку мужчин. У Тани родились две девочки, которые нормально различают цвета, и два мальчика. У Наташи - два сына. Определите генотипы Тани и Наташи, их родителей, пол их детей-дальтоников. Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением (больных - сплошной штриховкой, носителей - пунктирной).
Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии
1) Генотипы родителей: отец Тани и Наташи - дальтоник XdY, а мать - носительница дальтонизма XDXd

2) Таня и Наташа (генотип обеих сестёр - XdXd) - дальтоники, их мужья (XDY) - здоровы. Дочери Тани имеют генотип XDXd - носительницы дальтонизма, а сыновья Тани и Наташи - дальтоники XdY

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2983.

3011. Селекционеры решили выяснить, содержатся ли в генотипе мохнатой (A), чёрной (B) крольчихи рецессивные гены гладкой шерсти и белой окраски. Составьте схему решения данной задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их укажите тип скрещивания и объясните закономерность, в соответствии с которой в данном случае происходит наследование признаков.

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии
2) Генотипы и фенотипы F1:
AaBb - мохнатый чёрный
Aabb - мохнатый белый
aaBb - гладкошёрстный, чёрный
aabb - гладкошёрстный, белый

3) Необходимо провести анализирующее скрещивание с полностью рецессивной особью. В этом случае существует 50% вероятность выявления рецессивного гена.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3011.

3039. У человека отсутствие потовых желёз определяется рецессивным геном, расположенным в X-хромосоме, а низкий голос (бас) - аутосомный доминантный признак. Мужчина, имеющий бас (гомозигота) и страдающий отсутствием потовых желёз, женится на женщине с высоким голосом и с потовыми железами (гомозиготой). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы потомства и вероятность рождения мальчиков без потовых желёз. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии
3) Вероятность рождения мальчика без потовых желёз равна нулю
4) Проявляется третий закон Г. Менделя - закон независимого наследования признаков, так как гомологичные хромосомы распределяются по гаметам независимо друг от друга, а также закон сцепленного с полом наследования

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3039.

3067. При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с чёрными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25 % чёрных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть - рецессивные признаки.

1) Схема решения:

Задание ЕГЭ по биологии
2) Дигибридное анализирующие скрещивание

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3067.

3095. У гороха посевного розовая окраска венчика доминирует над белой, а высокий стебель - над карликовым. При скрещивании растения с высоким стеблем и розовыми цветками с растением, имеющим розовые цветки и карликовый стебель, получили 63 растения с высоким стеблем и розовыми цветками, 58 - с розовыми цветками и карликовым стеблем, 18 - с белыми цветками и высоким стеблем, 20 - с белыми цветками и карликовым стеблем. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните характер наследования признаков и формирование четырёх фенотипических групп.

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии
2) AaBb, AABb - 63, розовые цветки, высокий стебель
Aabb, AAbb - 58, розовые цветки, карликовый стебель
aaBb - 18, белые цветки, высокий стебель
aabb - 20 белые цветки, карликовый стебель

3) Гены двух признаков при полном доминировании не сцеплены, поэтому наследование признаков независимое

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3095.

3123. Ген короткой шерсти (A) у кошек доминирует над геном длинной шерсти и наследуется аутосомно. Ген окраски кошек сцеплен с X-хромосомой. Чёрная окраска - доминантный признак (XB), рыжая - геном (Xb). Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. Длинношёрстная кошка черепаховой окраски была скрещена с рыжим короткошёрстным (Aa) котом. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, а также вероятность рождения чёрной кошки от этих родителей. Объясните результаты скрещивания.

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии
2) Генотипы и фенотипы F1:
AaXBXb - 1 короткошёрстная черепаховая кошка
aaXBXb - 1 длинношёрстная черепаховая кошка
aaXBY - 1 длинношёрстный чёрный кот
AaXBY - 1 короткошёрстный чёрный кот
AaXbY - 1 короткошёрстный рыжий кот
aaXbXb - 1 длинношёрстная рыжая кошка
AaXbXb - 1 короткошёрстная рыжая кошка
aaXbY - 1 длинношёрстный рыжий кот

3) Наследование, сцепленное с полом, независимое наследование аутосомных признаков
4) Чёрной кошки в потомстве быть не может, так как проявляется неполное доминирование

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3123.

3151. При скрещивании томата с пурпурным стеблем и красными плодами и томата с зелёным стеблем и красными плодами получили 631 растение с пурпурным стеблем и красными плодами и 207 растений с пурпурным стеблем и жёлтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

1) Поскольку в потомстве 100% - пурпурные, значит, тот родитель, который пурпурный стебель, красные плоды - AABb согласно закону единообразия гибридов первого поколения. По второму признаку в потомстве появляются жёлтые плоды, значит, оба родителя гетерозиготны по второму признаку (Bb)
2) Генотипы родителей:
пурпурный стебель, красные плоды: AABb (гаметы: AB и Ab)
зелёный стебель, красные плоды: aaBb (гаметы aB и ab)
3) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии
4) Соотношение генотипов в F1:
1 пурпурный стебель (AaBB) : 2 AaBb : 1Aabb
Соотношение фенотипов в F1:
3 (пурпурный стебель, красные плоды) : 1 (пурпурный стебель, желтые плоды)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3151.

3179. Все потомки скрещивания растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков были единообразными и имели гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Задание ЕГЭ по биологии
Задание ЕГЭ по биологии
3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при первом скрещивании всё потомство было одинаковым и имело гладкие семена и усики

4) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (A и B), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при втором скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3179.

3207. Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. У отца четвертая группа крови и отрицательный резус, у матери первая группа и положительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в этом случае?

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии
2) В данном случае проявляется закон независимого наследования признаков (гены группы крови и резус-фактора локализуются в разных хромосомах)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3207.

3235. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 - с морщинистыми окрашенными; 4010 - с морщинистыми неокрашенными; 149 - с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

Задание ЕГЭ по биологии
Задание ЕГЭ по биологии
2) Генотипы и фенотипы потомства:
AaBb - гладкие окрашенные семена (3800)
Aabb - гладкие неокрашенные семена (149)
aaBb - морщинистые окрашенные семена (150)
aabb - морщинистые неокрашенные семена (4010)

4) Присутствие в потомстве двух групп особей с доминантными и рецессивными признаками примерно в равных долях (3800 и 4010) объясняется законом сцепленного наследования признаков. Две другие фенотипические группы (149 и 150) образуются в результате кроссинговера между аллельными генами

То есть (еще раз :)) формирование четырех фенотипических групп можно объяснить кроссинговером между генами, в результате которого образуются кроссоверные гаметы Ab и aB (ключевой подсказкой является численность особей: обратите внимание, что особей со смешанными признаками гораздо меньше по числу - это и наводит на мысль о кроссинговере, ведь процент кроссоверных гамет обычно небольшой и, соответственно, численность особей в образовании которых поучаствовали кроссоверные гаметы Ab и aB - тоже небольшая)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3235.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще