Вверх

Линия заданий 17, ЕГЭ по обществознанию

Показать текст к заданию 17290

Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как «семейную координату» социальной системы. Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности. Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми, и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей. При этом ничего не говорится о воспроизводстве людей как личностей - личность как система социальных, психологических и физиологических качеств уникальна, следовательно, невоспроизводима. Поэтому в социологии и демографии говорят о воспроизводстве населения (поколений), а не о «воспроизводстве» людей. Если бы сущность личности сводилась к инструментальному олицетворению статуса и функционированию в качестве исполнителя социальных ролей, то ни о каких социальных изменениях не было бы упоминания, не было бы никакой истории - торжествовало бы повторение пройденного, копирование уже созданного. Поскольку же смена поколений сопровождается социализацией личности, становлением, «деланием» человеческого Я прежде всего в семье, постольку наблюдаются изменения в поведении, образе жизни, в исполнении старых ролей и изменения, связанные с инновациями самих структур. Таким образом, воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей.

Воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей, не просто поддерживают существующие структуры и институты, но и изменяют их, Эти изменения социума, в свою очередь, влияют на демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населения может оказаться менее или более благоприятным. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей...

Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности - по поддержанию существования членов семьи и по рождению - социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает ещё одно измерение - через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества.

(А. Антонов, В. Медков)

17290. Какие две стороны существования социальной системы отмечены авторами? В силу каких обстоятельств, по их мнению, семья занимает ключевое положение среди социальных институтов? Какое условие функционирования самого общества указано в тексте?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например:
- существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми
- воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими
(Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании двух сторон.)
2) ответ на второй вопрос, например: по своей экзистенциальной сущности:
- по поддержанию существования членов семьи и по рождению
- социализации детей
3) ответ на третий вопрос, например: социальная необходимость в семье

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17290.

Показать текст к заданию 17265

Для социально-политической психологии наибольший интерес представляют два типа личного и группового выбора. Во-первых, выбор человеком уровня и форм своей вовлечённости в общественно-политическую жизнь. Крайние точки таких уровней и форм, с одной стороны, активное участие в этой жизни, осмысление её как главной сферы деятельности человека, с другой - полное отчуждение от неё, принятие роли пассивного объекта социальных и политических процессов... Второй выбор определяет конкретную общественно-политическую позицию или ориентацию человека, основанную на одной из систем идейно-политических ценностей, существующих в обществе. Оба эти выбора взаимосвязаны. Уровень психологической и практической вовлечённости людей в жизнь общества влияет на определённость и последовательность их идейно-политического выбора: чем меньше человек интересуется политикой, тем более аморфны, бессистемны; неустойчивы его политические взгляды. В то же время отчуждение от господствующих в обществе конвенциональных систем ценностей и форм политической жизни может означать психологическую готовность к активной альтернативной, вне- или антисистемной общественной деятельности (именно такими были психологические предпосылки так называемых неформальных движений в ряде стран)...

Уровень вовлечённости людей в общественно-политическую жизнь обусловлен достаточно сложной системой факторов. Обычно он возрастает в периоды бурного обновления общественных отношений... В периоды стабилизации системы, а также в трудные времена кризисов обычно происходит спад массовой политической активности...

В странах с развитым гражданским обществом широкое распространение получает вовлечённость, которую можно назвать ценностно-ориентированной. Ибо она направляется прежде всего теми ценностями, которые вырабатываются различными социальными группами в процессе осознания ими своих интересов и предпочтений. Самодеятельная, независимая от институтов власти активность таких социальных субъектов - отличительная особенность гражданского общества. И хотя она чаще всего развёртывается вокруг конкретных проблем - общенациональных или локальных и групповых - и не претендует на участие в «большой политике», даже противопоставляет себя ей, она так или иначе влияет на деятельность партий и органов власти. Данная форма социальной активности эволюционирует относительно независимо от уровня активности политической и представляет собой один из важнейших механизмов саморегулирования общества, связей между гражданами и органами власти.

(Г. Дилигенский)

17265. Какие два типа личностного и группового выбора названы в тексте? В чём, по мнению автора, проявляется их связь? Какая отличительная особенность гражданского общества отмечена в тексте?

В правильном ответе должны быть следующие элементы;
1) ответ на первый вопрос, например:
- выбор человеком уровня и форм своей вовлечённости в общественно-политическую жизнь
- конкретная общественно-политическая позиция или ориентация человека
(Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании двух типов.)
2) ответ на второй вопрос, например: уровень психологической и практической вовлечённости людей в жизнь общества влияет на определённость и последовательность их идейно-политического выбора
3) ответ на третий вопрос, например: самодеятельная, независимая от институтов власти активность.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17265.

Показать текст к заданию 17240

Индивидуум может быть справедливо принуждаем совершать некоторые положительные действия ради пользы других людей. ‹...›

Та сфера человеческой жизни, которая имеет непосредственное отношение только к самому индивидууму, и есть сфера индивидуальной свободы. Сюда принадлежит, во-первых, свобода совести в самом обширном смысле этого слова, абсолютная свобода мысли, чувства, мнения касательно всех возможных предметов, и практических, и научных, и нравственных. С первого взгляда может показаться, что свобода выражать и опубликовывать свои мысли должна подлежать совершенно иным условиям, так как она принадлежит к той сфере индивидуальной деятельности, которая касается других людей; но на самом деле она имеет для индивидуума почти совершенно такое же значение, как и свобода мысли, и в действительности неразрывно с нею связана. Во-вторых, сюда принадлежит свобода выбора и преследования той или другой цели, свобода устраивать свою жизнь сообразно со своим личным характером, по своему личному усмотрению, к каким бы это ни вело последствиям для меня лично, и если я не делаю вреда другим людям, то люди не имеют основания вмешиваться в то, что я делаю, как бы мои действия ни казались им глупыми, предосудительными, безрассудными. Отсюда вытекает третий вид индивидуальной свободы, подлежащий тому же ограничению, - свобода действовать сообща с другими индивидуумами, соединяться с ними для достижения какой-либо цели, которая не вредна другим людям; при этом предполагается, конечно, что к действию сообща привлекаются люди совершеннолетние, и притом не обманом и не насилием.

Не свободно то общество, какой бы ни была его форма правления, в котором индивидуум не имеет свободы мысли и слова, свободы жить, как хочет, свободы ассоциаций, - и только то общество свободно, в котором все эти виды индивидуальной свободы существуют абсолютно и безразлично одинаково для всех его членов. ‹...› Каждый индивидуум есть лучший сам для себя охранитель своего здоровья, как физического, так и умственного, и духовного. ‹...>

Не только в доктринах мыслящих индивидуумов, но и вообще в людях заметна возрастающая склонность к расширению господства общества над индивидуумом как через общественное мнение, так и через посредство закона далее должных пределов; и так как все изменения, совершающиеся в существующих порядках, обнаруживают тяготение к усилению общества и к ослаблению индивидуума, то чрезмерное увеличение власти общества над индивидуумом представляется нам не таким злом, которое обещало бы со временем прекратиться само собою, а, напротив, это такое зло, которое всё более и более растёт.

(Дж. С. Милль)

17240. Какие три вида индивидуальной свободы названы в тексте? Какой ограничитель индивидуальной свободы человека приведён автором? Какие условия привлечения свободного индивидуума к действиям сообща приведены в тексте?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: свобода мысли и слова, свобода жить, как хочешь, свобода ассоциаций ИЛИ свобода совести, свобода выбора, свобода действовать сообща
(Ответ на первый вопрос засчитывается только в случае указания трёх видов индивидуальной свободы.)
2) ответ на второй вопрос, например: причинение вреда другим людям
3) ответ на третий вопрос, например: совершеннолетие, отсутствие обмана и насилия

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17240.

Показать текст к заданию 17215

Смешанная экономическая система - это способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Возникновение этой системы обусловлено тем, что рыночная экономическая система, несмотря на свою эффективность, не справляется с выполнением некоторых задач, необходимых обществу... Государство может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (уменьшить слишком большие различия в уровне благосостояния граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.). <...>

Смешанная экономическая система включает в себя элементы рыночной экономики: частную собственность, рынки ресурсов и товаров, частную хозяйственную инициативу. Государство же выполняет функции перераспределения доходов и ресурсов, создания общественных благ, ослабления внешних эффектов.

Основой смешанной экономической системы является частная собственность, но наряду с частным сектором существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которое не осуществляет в отношении них директивного планирования, а сами предприятия функционируют по законам рынка.

Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть их централизуется и распределяется государством в целях компенсации провалов (слабостей) рыночных механизмов.

Справляться с провалами рынка правительству помогает значительный по объёму набор различных экономических инструментов, важнейшим из которых является налогообложение. Оно позволяет, с одной стороны, собирать в казну средства для государственных расходов, а с другой - воздействовать на поведение граждан и фирм в желаемом для государства направлении.

(И. В. Липсиц)

17215. Какое определение смешанной экономической системы приведено в тексте? Как автор объясняет причину возникновения смешанной экономической системы? Как, по мнению автора, главные экономические вопросы решаются в смешанной экономике?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: способ организации экономической жизни при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства
2) ответ на второй вопрос, например: рыночная экономическая система, несмотря на свою эффективность, не справляется с выполнением некоторых задач, необходимых обществу
3) ответ на третий вопрос, например: в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17215.

Показать текст к заданию 17190

Потребность в жилье, в пище и её приготовлении, надобность в одежде и множестве других вещей, которые имеют характер не только простой желательности, но и необходимости, приводят к тому, что жизнь человека чрезвычайно сложна. При этом человек привносит многообразие в свои потребности, а по мере того, как вкус и полезность становятся критериями оценки, и сами потребности оказываются подчинены вкусам. Удовлетворение потребности в конечном счёте нацелено уже не на саму по себе потребность, а на вкусовые утончённости, характерные для культуры и даже моды, что, в свою очередь, порождает особые желания, а их великое множество. Когда люди привыкают к тому, чтобы пользоваться многим, у них это многообразие желаемого стремится куда-то в бесконечность...

Так разрастается сфера услуг для удовлетворения всевозможных желаний и прихотей. Потребности и средства их удовлетворения становятся бытием для каждого. Всё это порождает определённую сферу взаимоотношений людей: необходимость одних людей ориентироваться на других, которые могут доставить им средства для удовлетворения их потребностей. Получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им. Так ткётся паутина хозяйственной жизни, где нити одних переходят к другим и, наоборот, завязываются узелки экономической жизни общества, а её стержнем являются потребности и труд.

Таким образом, всю историю цивилизации можно рассматривать как постоянную‚ деятельность людей, ориентированную на достижение материальных и духовных благ. Всякий нравственно оправданный успех в жизни есть успех труда... В конечном счёте всем, что человек потребляет, он обязан самому себе, своей собственной деятельности. Труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других.

Труд - это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Он порождает мир культуры, её ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена культуры...

Здесь мало «мочь», здесь надо совершить и создать; мало говорить пустые слова «я мог бы, если бы захотел», надо захотеть и осуществить, «показать себя на деле». А для этого необходимо мастерство. Неумелый человек, по словам Гегеля, всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин своей собственной деятельности, тогда как умелым может быть назван рабочий, который производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели. В этом-то человек и находит признание со стороны других и самопризнание: он законно гордится своим делом в виде его результатов. В этом и заключается суть феномена вложенного труда.

(А.Г. Спиркин)

17190. Что, по мнению автора, является стержнем экономической жизни общества? Как автор определил роль обмена в общественной жизни? Какая характеристика умелого рабочего приведена в тексте?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: потребности и труд
2) ответ на второй вопрос, например: получая нужное мне от других, я должен производить‚ нечто, что нужно им, ИЛИ труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других
3) ответ на третий вопрос, например: производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов. текста.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17190.

Показать текст к заданию 17165

Современный мир зависит от непрерывной коммуникации, или взаимодействия, между людьми, пространственно отдалёнными друг от друга. Если бы не коммуникации через пространство, школьное образование для широких масс было бы невозможно, да и не нужно. В традиционных культурах знания в основном были тем, что антрополог Клиффорд Гиртц называл локальными знаниями. Местные сообщества жили в соответствии со своими традициями, и, хотя общие идеи в культуре, постепенно распространяясь, охватывали всё большие территории, процесс распространения культуры являлся чрезвычайно длительным, медленным и непостоянным. Сегодня мы живём в «едином мире», который совершенно невозможно было представить для кого-то, жившего до XIX века. Мы следим за событиями и положением дел за тысячи километров от нас, электронные средства коммуникаций позволяют делать это почти непрерывно. Развитие информационных технологий и распространение информации являются такой же частью прогресса современного общества, как и любой аспект промышленного производства. В XX столетии высокоскоростной транспорт и электронные средства коммуникации ускорили глобальное распространение информации.

Средства массовой информации - газеты, журналы, кино и телевидение - часто ассоциируются с развлечениями и поэтому рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд совершенно неверен.

Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты нашей жизни. Например, денежные операции сейчас главным образом связаны с обменом информацией, заключённой в компьютерах. Банковский счёт - это не груда банкнот, запертая в сейфе, а последовательность цифр, напечатанная на карточке и хранящаяся в компьютере. Всякий, кто пользуется кредитными карточками, вовлечён в сложную систему электронного хранения и передачи информации. Даже «расслабляющие» средства информации, такие как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за их специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь. Голосование на общенациональных выборах было бы невозможным, если бы информация о текущих политических событиях, кандидатах и партиях не была общедоступной. Даже тем, кто в целом не интересуется политикой и имеет о ней слабое представление, кое-что известно о событиях национальной и международной жизни. Только настоящий отшельник мог бы оставаться в стороне от «новостей», столь властно вторгающихся в нашу жизнь, и мы имеем все основания предполагать, что у отшельника XX века вполне может оказаться радиоприёмник...

(Э. Гидденс)

17165. Каким, по мнению автора, был процесс распространения культуры в традиционном обществе? Как, по его мнению, данный процесс изменился в XX столетии? Почему, по мнению автора, СМИ могут оказывать влияние на формирование общественного мнения?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: хотя общие идеи в культуре, постепенно распространяясь, охватывали всё большие территории, процесс распространения культуры являлся чрезвычайно длительным, медленным и непостоянным
2) ответ на второй вопрос, например: в XX столетии высокоскоростной транспорт и электронные средства коммуникации ускорили глобальное распространение информации
3) ответ на третий вопрос, например: это происходит не столько из-за их специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17165.

Показать текст к заданию 17140

Каждый человек живёт в определённой системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причём разные ценности имеют для неё различное значение, и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека... Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.

Ценности личности образуют систему её ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на её развитие. При этом в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентаций... Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступают регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит её социализация.

Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему её ценностных ориентаций, стержень её сознания и являются импульсом её действий и поступков...

С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема «экзистенциального вакуума». В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудрённым жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведёт к развитию неврозов. Постоянным спутником и формой проявления экзистенциального вакуума является скука. В наше время она часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по её преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности; пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению.

(В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова)

17140. Что авторы называют системой ценностных ориентаций личности? Что, по мнению авторов, включает в себя социализация личности? Как в тексте объясняется причина возникновения иерархии ценностей?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми
2) ответ на второй вопрос: усвоение социального опыта и социальную активность личности
3) ответ на третий вопрос: разные ценности имеют для личности различное значение

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей. соответствующих фрагментов текста

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17140.

Показать текст к заданию 17115

Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни тем более гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение...

Соответственно, политическая социализация - это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на её основе государства, закреплённым в политической культуре. То есть это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина.

В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе всё новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, даёт возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси индивида. В результате политическая социализация формирует политическое сознание личности и её политическое поведение, а в целом в процессе политической социализации происходит становление личности гражданина - члена данной политической системы.

Понятие «политическая социализация» шире, чем понятия политического воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причём не только осознанным, но и неосознанным. Более того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и её агентов, что превращает этот процесс из механического «воздействия» системы на пассивного индивида во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу...

(Д. Ольшанский)

17115. Что автор называет политической социализацией? Какие качества вырабатываются у гражданина в процессе политической социализации? Что, по мнению автора, отличает понятие «политическая социализация» от понятий политического воспитания, образования, просвещения?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на её основе государства, закреплённым в политической культуре
2) ответ на второй вопрос: законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре
3) ответ на третий вопрос: оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира

Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17115.

Показать текст к заданию 17090

В разное время экономисты предлагали различные теории, объясняющие колебания деловой активности. Авторы некоторых концепций утверждают, что крупные технические новшества, такие как железные дороги, автомобили или синтетические волокна, оказывают большое влияние на - инвестиции и потребительские расходы, а следовательно, на производство, занятость и уровень цен. Но такие крупные нововведения появляются нерегулярно, что и объясняет очевидную нестабильность экономической активности.

Другие учёные видят причины экономических циклов в политических или случайных событиях. Войны, например, в экономическом смысле - явление весьма разрушительное. Поистине неисчерпаемый спрос на военную продукцию во время военных действий может привести к сверхзанятости и острой инфляции, за которыми после наступления мира и сокращения военных расходов обычно следует экономический спад.

Есть и такие экономисты, которые считают цикл чисто монетарным явлением. Когда правительство выпускает слишком много денег, возникает инфляционный бум; недостаточное количество денег ускоряет падение производства и рост безработицы.

Несмотря на такой разброс мнений, фактором, непосредственно определяющим уровни внутреннего производства и занятости, большинство экономистов единодушно считают уровень общих, или совокупных, расходов. В рыночной экономике предпринимательский сектор производит товары и услуги только в том случае, если их можно продать с прибылью. При низком уровне общих расходов большинству фирм окажется невыгодно производить товары и услуги в больших объёмах. Отсюда низкий уровень производства, занятости и доходов. Более высокий уровень общих расходов означает, что рост производства приносит прибыль, поэтому производство, занятость и доходы тоже будут возрастать. Когда экономика достигает полной занятости ресурсов, это затрудняет дальнейший рост реального производства и дополнительные расходы просто повышают уровень цен.

Не все колебания деловой активности объясняются экономическими циклами. Существуют сезонные колебания деловой активности. Например, значительное повышение покупательского спроса перед Рождеством или Пасхой ежегодно вызывает резкие перепады уровня деловой активности, в особенности в розничной торговле. Сельское хозяйство, автомобильная промышленность, строительство также в той или иной степени подвержены сезонным колебаниям.

Деловой активности присуща и долговременная тенденция развития, т.е. длительные подъёмы и спады в течение, например, 25, 50 или 100 лет... Сейчас важно подчеркнуть, что для экономического цикла характерны колебания деловой активности при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.

(Е.Р. Макконнелл, С.Л. Брю)

17090. Какие три выдвинутые учёными-экономистами причины экономических циклов названы в тексте? Какое затруднение, возникающее при достижении полной занятости ресурсов, упомянуто в тексте? Как авторы характеризуют долговременную тенденцию развития?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: нерегулярность крупных технических нововведений политические или случайные события; инфляционный бум из-за избыточного выпуска денег правительством;
(Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании трёх причин.)
2) ответ на второй вопрос, например: когда экономика достигает полной занятости ресурсов, это затрудняет дальнейший рост реального производства и дополнительные расходы просто повышают уровень цен
3) ответ на третий вопрос, например: длительные подъёмы и спады в течение, например, 25, 50 или 100 лет

Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17090.

Показать текст к заданию 17065

Первичным элементом системы конституционного права служит юридическая норма - начальная частица всей отрасли права.

При наличии объективных предпосылок нормы интегрируются в институты конституционного права. Институт - это группа, комплекс взаимосвязанных норм конституционного права, регулирующих определённый вид схожих, близких по содержанию, родственных общественных отношений. Он включает в себя не только нормы - правила поведения, но и учредительные (исходные) нормы, которые в системном взаимодействии участвуют в процессе конституционно-правового регулирования общественных отношений...

В институт конституционного регулирования общественных отношений интегрировались правовые нормы, устанавливающие высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации, её прямое действие и правообразующее значение, критерии конституционности правовых актов и их обеспечение, соотношение национального и международного права.

Институт федеративного устройства государства объединяет в своём составе конституционно-правовые нормы, определяющие статус Российской Федерации и её субъектов, суверенитет государства и его символы, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов, порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта, состав территории государства, конституционные основы режима государственной границы и границ между субъектами Федерации, единого экономического, валютного и таможенного пространства на всей территории России.

В институт президентской власти входят в качестве его элементов правовые нормы, закрепляющие статус Президента России, порядок его вступления в должность, полномочия Президента России как главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Верховного главнокомандующего Вооружёнными Силами России, неприкосновенность Президента России, основания досрочного прекращения исполнения им своих полномочий, виды правовых актов, издаваемых Президентом России по вопросам, отнесённым к его компетенции. Эти нормы содержатся как в специальной главе Конституции Российской Федерации, так и в её последующих главах.

Структуру института законодательной власти образуют правовые нормы, устанавливающие статус Федерального Собрания Российской Федерации, порядок его взаимодействия с другими органами государства, общие принципы организации системы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Институт исполнительной власти конституционного права России составляют правовые нормы, закрепляющие основы формирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации и её структуру, статус Правительства Российской Федерации, общие принципы организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В институт судебной власти интегрировались конституционно-правовые нормы, закрепляющие легальное определение судебной власти, её основные принципы, систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности, механизм назначения судей, их статус и правовые гарантии независимости в отправлении правосудия.

(А.И. Казанник, А.Н. Костюков)

17065. Что является первичным элементом системы конституционного права? Что представляет собой институт конституционного права? Какие юридические свойства (признаки) Конституции Российской Федерации установлены конституционным правом? (Назовите три таких свойства.)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: юридическая норма
2) ответ на второй вопрос: группа, комплекс взаимосвязанных норм конституционного права, регулирующих определённый вид схожих, близких по содержанию, родственных отношений
3) ответ на третий вопрос (свойства Конституции Российской Федерации):
- высшая юридическая сила
- прямое действие
- правообразующее значение
Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании трёх свойств.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 17065.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще