Вверх

Линия заданий 24, ЕГЭ по обществознанию

Показать текст к заданию 11118

В системе ценностей личности чаще всего выделяют подсистемы смысложизненную, универсальную и партикулярную. Смысложизненными называют такие ценности личности, которые стали целями её жизни, определили средства достижения этих целей, а потому выполняют функцию главнейших регуляторов её социального поведения. Они образуют высший уровень в иерархии ценностей личности, детерминируют её восприятие и оценку собственной жизни, принятие жизненно важных решений в любых ситуациях, смысложизненные ориентации связаны с целостностью образа жизни человека, означают его предрасположенность к определённому поведению в любых жизненных условиях. Эти ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности, отражают её субъективную общественную позицию. Они - продукт социализации личности, её предшествующего опыта. Они же главные регуляторы социального поведения людей, а значит - общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов.

К универсальным принято относить витальные ценности людей, связанные с сохранением и продлением жизни, здоровьем, личной безопасностью, собственностью, благосостоянием, семьёй, детьми, трудом, родом занятий, качеством продуктов и т.п.); ценности личностного развития (образование, равенство стартовых возможностей, творчество, самореализация, утверждение собственного достоинства, сохранение и развитие индивидуальности); коллективистские ценности (взаимопомощь, солидарность, дружба, организованность, дисциплинированность, чувство защищённости); ценности межличностного общения (любовь, верность, порядочность, толерантность, корректность, честность, доброжелательность, бескорыстие); ценности общественного признания (социальный статус, почёт, награды, льготы, привилегии); демократические ценности (свобода слова, собраний, совести, плюрализм мнений, гарантии социального равенства, соблюдение иных политических прав человека).

Под партикулярными подразумеваются ценности религиозные; традиционные (любовь к семье и малой Родине, привязанность к друзьям и коллективу, уважение к обычаям, обрядам, а также лидерам, традиционно считающимся заслуживающими признательности); ценности нового времени, которые по сложившейся в социологии традиции часто называют урбанистическими (личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни).

Все эти подсистемы и структуры ценностей личности, дополняя друг друга и взаимодействуя между собой, либо стимулируют её социально значимые поступки, либо тормозят их совершение. Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом самооценки и оценки поведения всех других людей. Поэтому изучение ценностей общества и индивидов было и остаётся важной задачей наук об обществе и человеке.

(По Г.Г. Куликовой)

11118. Автор считает, что подсистемы ценностей личности дополняют друг друга и взаимодействуют между собой. Используя обществоведческие знания и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающие, что все три системы взаимодействуют между собой.

В правильном ответе должны быть приведены три аргумента, например:
1) смысложизненные ценности определяют цель жизни, в соответствии с которой личность будет ориентироваться на те или иные универсальные ценности (витальные, личностного развития, коллективистские или межличностного общения) и, соответственно, опираться на те или иные партикулярные ценности;
2) традиционные ценности (например, любовь к семье и малой Родине, привязанность к друзьям и коллективу) тесно связаны с такими универсальными ценностями, как взаимопомощь, солидарность, дружба, любовь, верность, порядочность, и смысложизненные ценности такой личности не могут противоречить двум другим видам ценностей;
3) формирование всех подсистем ценностей происходит в процессе социализации, сознательное воздействие общества на личность (семейное, школьное), как правило, не может основываться на противоречивых основаниях и выстраивает все три подсистемы ценностей в неразрывной связи.
Могут быть приведены иные уместные аргументы

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 11118.

Показать текст к заданию 11147

На молодёжный возраст приходятся важные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования; выбор профессии; получение профессиональной подготовки и специальности; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. В современных условиях молодёжь является одной из особо уязвимых групп населения на рынке труда. Это достаточно специфическая группа населения. Она обычно делится на ряд возрастных групп, определяющих их положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодёжь до 18 лет) включает в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. Как правило, они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако снижение жизненного уровня части населения изменило жизненную позицию этой категории молодёжи. Многие из них стремятся работать уже в этом возрасте и зачастую в неформальном секторе экономики, Чем ниже семейный доход, тем в большей степени и семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато переходом работника в маргинальные слои общества.

Молодёжь в возрасте 18-24 года - это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Большинство из них заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Они являются достаточно уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся к получению дополнительных умений и навыков. На этот возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места и адаптации в ней.

В 25-29 лет молодые люди в основном уже делают профессиональный выбор, обладают определённой квалификацией, некоторым жизненным и профессиональным опытом. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идёт формирование квалифицированного специалиста. Молодые люди, возможно, уже имеют собственную семью и могут предъявлять достаточно высокие требования к предлагаемой работе. Это оказывает большое влияние на трудовое поведение молодёжи.

Именно в этом возрасте начинают проявляться и гендерные различия в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей зачастую вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесников-мужчин. В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи. Среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность.

Однако однозначное оценивание специфических черт молодёжи как достоинств или недостатков ограничивает возможности достижения ею эффективной занятости. Кроме того, в различных условиях трудовой деятельности либо в рамках отдельно взятых организаций особенности молодого работника могут быть интерпретированы администрацией по-разному, в зависимости от приоритетов кадровой политики предприятия.

(Л.Д. Костюк)

11147. В тексте названы характеристики трудовой деятельности молодёжи в возрасте 18-24 лет. Используя текст, социальные факты и личный социальный опыт, объясните, почему именно эти характеристики выдвигаются на первый план (дайте объяснение для каждой из названных в тексте характеристик).

В правильном ответе должны быть три объяснения, например:
1) гарантии занятости: большинство молодых людей в возрасте 18-24 лет заканчивают профессиональное обучение и стремятся уже не к эпизодической, а к постоянной занятости:
2) возможности профессионального развития: молодые люди заинтересованы получить работу по специальности, чтобы совершенствовать свои профессиональные умения и достичь большей конкурентоспособности на рынке труда;
3) возможности должностного роста: должностной рост определяет рост заработной платы и возможности работника раскрыть свои способности, проявить себя, самоутвердиться в жизни.
Могут быть даны иные уместные объяснения

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 11147.

Показать текст к заданию 11176

Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определёнными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осуждённый - всё это статусы. Общества обычно лимитируют конкурентную борьбу за статус в зависимости от пола и возраста человека, его социальной принадлежности.

Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, прирождённый называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста.

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Профессор, дирижёр хора, врач, актёр, студент университета, священник, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист - всё это примеры достигнутого статуса.

Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей. Основной статус - это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определёнными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.

Статус предполагает наличие определённых социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения - то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Итак, роль - это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определённым статусом. Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями.

Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд вашего университета, роль читателя библиотеки и роль «хорошего товарища» в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жён без мужей, пациентов без врачей. Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности - действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Таким образом, права одной роли являются обязанностями другой. Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сети ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой.

(Ю.Г. Волков и др.)

11176. Используя социальные факты и личный социальный опыт, назовите социальный статус, который можно считать основным в современном обществе. Какие примеры основных статусов приведены в тексте? Используя обществоведческие знания, аргументируйте принадлежность к основным каждого из указанных Вами статусов.

Правильный ответ должен содержать:
1) социальный статус, например, профессия;
(Может быть указан иной социальный статус, соответствующий требованию задания.)
2) ответ на вопрос: возраст и пол;
3) аргументы, допустим:
- престиж профессии в современном обществе свидетельствует об экономических и социальных достижениях человека;
- возраст ребёнка связан с его гражданской дееспособностью, расширение его прав и обязанностей зависит от возраста;
- в традиционном обществе социальные роли были жёстко закреплены по гендерному признаку.
Могут быть приведены другие аргументы, соответствующие требованию задания

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 11176.

Показать текст к заданию 11205

Политический процесс представляет собой развёртывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определённая логика или смысл. В качестве примера. политического процесса можно привести всю ту совокупность взаимодействий, которая связана с выборами. В ходе избирательной кампании происходит действие и взаимодействие политических акторов (избирателей, политических партий и т.д.). В электоральном процессе также воспроизводятся (или создаются) политические институты (институт выборов, избирательная система и др.). Можно обнаружить также и различные смыслы электорального процесса.Так, для стран современной развитой демократии он заключается в реализации принципа народного суверенитета, выборности и сменяемости органов власти в результате выборов, а также в выборе политических курсов, предлагаемых, например, правящими или оппозиционными партиями.

Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие.

Политическое изменение - процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Политическое развитие - процесс накопления качественных изменений политики, будь это фазы самого политического процесса или состояния институтов или даже политических систем.

Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, акторам, характеру взаимодействия между акторами и т.п. Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это прежде всего повседневные политические процессы («мелкие» акторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных акторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.

Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные акторы - в основном социальные группы и социальные институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.

Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием «крупных» акторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закрепления в череде регулярных соревновательных выборов.

(Е.Ю. Мелешкина)

11205. Используя текст, обществоведческие знания и социальные факты, поясните, как в процессе модернизации политической системы в результате череды политических реформ проявляются и взаимодействуют политическое изменение и политическое развитие (приведите три пояснения).

Правильный ответ должен содержать три пояснения, например:
1) каждая политическая реформа меняет политическую ситуацию в стране, привлекает к участию в политической жизни новых акторов, вследствие чего происходят политические изменения;
2) последовательность политических реформ свидетельствует о накоплении изменений, то есть о политическом развитии;
3) политическое изменение и политическое развитие в процессе реформирования общества через цепочку реформ непосредственно связаны между собой.
Могут быть приведены иные пояснения, соответствующие требованию задания

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 11205.

Показать текст к заданию 11234

При осуществлении правосудия по гражданским делам рассматриваются дела, возникающие как из собственно гражданских отношений, так и из иных - семейных, земельных, трудовых, административных, финансовых, бюджетных и др.

Гражданский процесс представляет собой вид юридической деятельности, который регулируется гражданским процессуальным правом. Поэтому под гражданским процессом понимается система юридических действий суда общей юрисдикции и других заинтересованных субъектов, урегулированных нормами гражданского процессуального права, складывающихся при разрешении гражданских (в широком смысле) дел. Российский гражданский процесс характеризуют активность суда, наличие у него ряда полномочий, с помощью которых суд может влиять на ход процесса и доказательственную деятельность сторон. Например, на суде лежит обязанность определить предмет доказывания по делу и круг доказательств, которые должна представить каждая из сторон.

В зависимости от характера спорных материальных правоотношений, являющихся предметом судебного разбирательства, наличия (отсутствия) спора и доказательств в гражданском процессе различают три вида производства. В порядке искового производства рассматривается основное количество подведомственных судам гражданских дел, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, в основном цивилистического характера. Исковое производство возбуждается путём предъявления иска в суде истцом к ответчику для разрешения спора о праве. Это дела о расторжении брака, защите права собственности, возникающие из различных обязательственных отношений.

В порядке особого производства разрешаются дела, в которых отсутствует спор о праве, но ставится вопрос об установлении юридического факта, определении правового состояния физических лиц либо имущества. Перечень дел особого производства указан в ст. 262 ГИК РФ. К, особому производству относятся дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребёнка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

Приказное производство представляет собой ускоренную и упрощённую по содержанию форму правовой защиты, основанную на относительно бесспорных доказательствах (гл. 11 ГПК РФ). Судья санкционирует путём выдачи судебного приказа взыскание денежных средств или передачу движимого имущества без проведения судебного разбирательства.

(И.В. Решетникова, В.В. Ярков)

11234. Используя знания обществоведческого курса, назовите три особенности гражданско-правовой ответственности, отличающие её от иных видов юридической ответственности.

В правильном ответе должны быть названы три особенности, например:
1) имущественный характер;
2) компенсационный характер;
3) поступление результатов применения санкций в пользу лица, право которого нарушено;
4) возможность быть предусмотренной соглашением сторон.
Могут быть названы другие особенности в соответствии с требованием задания

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 11234.

Показать текст к заданию 11263

Понятие «идеальное» многозначно. В повседневном обиходе оно сопоставляется не с материальным, а с понятием идеала. В этом ключе идеальное означает совершенное, чистое, незапятнанное корыстью и другими низменными помыслами. В философии это понятие используется для характеристики природы сознания, духа, мышления, восприятия, психического вообще. Все эти явления субъективного мира человека нематериальны, т.е. идеальны. Идеальное объективируется в человеческой деятельности, в культуре, в мире, создаваемом самим человеком. Поэтому все объективно существующие предметы культуры, во-первых, являются единством материального и идеального и, во-вторых, представляют собой предметы культуры лишь в единстве с субъектом. Вне этого взаимоотношения они могут рассматриваться просто как предметы природы. Отсюда следует, что разграничение материальной и духовной культуры имеет не принципиальное, а лишь функциональное значение.

Мы различаем знания и ценности, науку и мораль, в педагогике - обучение и воспитание, в социокультурном плане - интеллектуала и интеллигента. Но есть ли такие понятия, которые бы в обобщённом виде выражали эти различия? Мне представляется, что эту роль в культуре фактически выполняют понятия «интеллектуальное» и «духовное».

Если интеллект направлен на познание мира и адаптацию к нему или на его преобразование в соответствии с добытым знанием и общественными интересами, то духовное воплощает осознание человеком себя как мыслящего и действующего субъекта, живущего в обществе, но имеющего свой внутренний мир, обладающего свободой воли и потому ответственного перед собой и перед людьми (для людей религиозных - и перед Богом).

Если результатами интеллектуальной деятельности являются наука, эмпирические знания действительности, всё созданное на основе этих знаний, то духовное начало воплощается в разнообразных философских взглядах, религиозных представлениях, эстетических идеалах, нравственных ценностях и нормах.

Таким образом, их различие имеет глубокие основания и выступает в разных формах. Но если задаться вопросом, что является главным, центральным, определяющим специфику этих ветвей культуры, то краткий ответ был бы таков: исходным для интеллектуального начала культуры является объект и субъект-объектное отношение, а духовного - субъект, его присутствие в мире и субъект-субъектное отношение.

(В.Ж. Келле)

11263. Автор считает, что исходным для интеллектуального начала культуры является объект и субъект-объектное отношение. Используя знания обществоведческого курса, объясните понятия «субъект» и «объект» и поясните мнение автора. Приведите два аргумента, подтверждающих единство материальной и духовной культуры.

В правильном ответе должны быть:
1) объяснение понятий, например:
- «субъект» - активное начало, познающий и действующий человек;
- «объект» - то, на что направлена деятельность субъекта (Могут быть даны другие, близкие по смыслу объяснения);
2) пояснение, допустим: в процессе познания человек получает сведения о каком-либо предмете или явлении, существующем в природе или в обществе;
(Может быть приведено иное, удовлетворяющее требованию задания пояснение, )
3) аргументы:
- результаты духовной культуры существуют в материальной форме;
- материальному воплощению ценностей материальной культуры предшествует идея, план, замысел.
(Могут быть приведены иные аргументы в соответствии с требованиями задания.)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 11263.

Показать текст к заданию 11292

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 142 определяет, что ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. В этой же статье фиксируется, что кроме документарной формы удостоверения прав по ценной бумаге в предусмотренном законом порядке их удостоверение возможно и путём закрепления этих прав в специальном реестре (обычном или компьютеризированном). Такая форма фиксации прав по ценной бумаге называется бездокументарной формой, а сама ценная бумага в этом случае - «бездокументарной» ценной бумагой (ст. 149). В современном рыночном хозяйстве преимущественной формой существования ценной бумаги является её бездокументарная форма. Первоначально, или исторически, ценная бумага существовала только в форме документа (бумажного бланка). Но ситуация резко изменилась в последние три-четыре десятилетия с наступлением эпохи компьютеризации рынка ценных бумаг.

С одной стороны, мощное развитие рынка привело к тому, что число обращающихся на нём ценных бумаг стало исчисляться сотнями миллионов штук. Выпускать в обращение такое огромное количество ценных бумаг в документарной (в бумажной) форме стало просто нерационально.

Вещная форма существования ценной бумаги требует больших затрат, чем её бездокументарная форма. С ростом количества выпускаемых в обращение ценных бумаг ещё быстрее возрастают затраты на производство бумажных бланков (сертификатов), их хранение, обслуживание, перерегистрацию с одного владельца на другого и т.п. Рост затрат на бланки ценных бумаг мог стать тормозом для выпуска самих ценных бумаг.

Вещная форма существования ценной бумаги становится сдерживающей преградой для процесса её обращения. Время, необходимое на перерегистрацию прав собственности на документарную ценную бумагу на вторичном рынке, просто невозможно никак сократить, и этот процесс становится сдерживающим фактором для ускорения её оборачиваемости. Документарный (вещественный) характер ценной бумаги не позволяет организовать торговлю ценными бумагами в сколько-нибудь крупных масштабах. С позиций торговли ценными бумагами становится ненужной любая вещественная форма ценной бумаги. Очевидно, что процедура переоформления собственности на покупаемую, а затем снова продаваемую ценную бумагу совершенно бессмысленна, Игроку на рынке ценных бумаг абсолютно не нужна ценная бумага как таковая, ему нужна только разница в её ценах. Стоимостное бытие (существование) ценной бумаги в данном случае полностью вытесняет её «бумажное» существование.

С другой стороны, как раз в 1970-е гг. началось бурное развитие электронной техники, что позволило создать совершенные электронные (компьютерные) системы учёта владельцев ценных бумаг, обеспечившие в полной мере замену их выпуска в документарной форме на гораздо более дешёвый способ компьютерного учёта.

(В.А. Галанов)

11292. Экономисты утверждают, что риск и уровень доходности ценной бумаги взаимосвязаны. В чём выражается эта связь? Назовите две любые ценные бумаги и поясните, в чём заключается риск владения каждой из них.

В правильном ответе должны быть приведены:
1) ответ на вопрос, например: чем выше доходность ценной бумаги, тем более рискованной она является;
(Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу форме.)
2) ценные бумаги, например: государственная облигация, акция, вексель;
3) пояснения, допустим:
- доход владельца государственной облигации может зависеть от курса валют, внешней и внутренней политики государства (например, «замораживание» облигаций) / риск дефолта;
- дивиденды (доход по акциям) зависят от эффективности деятельности компании (в случае банкротства акционер потеряет все сбережения) / неопределённость выплаты дивидендов;
- риск неплатёжеспособности обязанных по векселю лиц.
Могут быть названы другие ценные бумаги, даны иные пояснения, соответствующие требованию задания

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 11292.

Показать текст к заданию 11321

Социальные институты, являясь элементами общества как организации, выступают специфическими механизмами управления процессами общественной жизни людей, обеспечивая тем самым стабильность общественной системы и структуры, их дальнейшее развитие. В социологию термин «институт» пришёл из юриспруденции, где он употреблялся для обозначения совокупности норм, регулирующих правовые отношения, например институт собственности, институт наследования, институт брака. Уже в Древнем Риме пособия для юристов, дающие систематизированный обзор действующих законов частного права, назывались институциями. В отличие от юридических институтов (брак, наследование, собственность), которые представляют собой совокупность установленных законом норм взаимоотношений между членами общества, социальные институты - это формы организации и регулирования деятельности социальных общностей и групп в различных сферах и отраслях общественной жизни.

Социальные институты в качестве регуляторов процессов взаимодействия и взаимосвязей людей в конечном счёте призваны способствовать удовлетворению их материальных и духовных, индивидуальных и коллективных потребностей в конкретно-исторических условиях существования. Использование принципа аналогии строения социального института структуре социального действия позволяет представить структуру самого социального института. Элементами её являются персонал, общественное предназначение, социальное оснащение и результаты функционирования.

Некоторые социологи отождествляют социальный институт с учреждением, в рамках которого функционирует одноимённый социальный институт. Несмотря на то что в названии большинства учреждений отражена специфика определённого социального института, процессы функционирования учреждения и процессы функционирования социального института не тождественны. Во-первых, учреждение - это единичная форма функционирования социального института. Так, вуз, библиотека, музей, театр, церковь - социальные институты, а Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, Российская национальная библиотека, Государственный Эрмитаж, Мариинский театр, Казанский собор - учреждения. Во-вторых, учреждение, в рамках которого осуществляется функционирование социального института, исполняет многие прикладные функции, обусловленные процессами деятельности его сотрудников.

(М.Б. Глотов)

11321. Какую логическую операцию использует автор, характеризуя строение социального института? Используя обществоведческие знания, назовите ещё две логические операции, которые применяются в социальном познании, и охарактеризуйте каждую из них.

Правильный ответ должен включать следующие элементы:
1) ответ на вопрос: аналогия;
2) две логические операции, допустим:
- сравнение:
- классификация;
- анализ;
- синтез и пр.;
(Могут быть названы другие логические операции, соответствующие требованию задания.)
3) характеристики, например:
- сравнение - это сопоставление объектов с целью выявления их сходства или различия;
- классификация - это распределение однородных объектов познания по какому-либо общему признаку;
- анализ - это выделение составных частей объекта (предмета, явления, процесса, информации) для отдельного изучения каждой из них;
- синтез - это изучение объекта познания как единого целого.
Характеристики могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 11321.

Показать текст к заданию 11350

Существует два подхода к определению политической системы общества. Первый подход рассматривает её в узком смысле слова, как систему политических организаций и институтов, регулирующих общественные отношения и управляющих общественными делами. Второй подход включает в понятие политической системы все моменты, связанные с политической деятельностью: 1) политическую деятельность, 2) политическое сознание, 3) политические отношения и нормы, 4) политические организации. Соответственно политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Общим недостатком как узкого, так и расширенного определений политической системы является то, что вместо указания главных, существенных признаков политической системы в них перечисляются её элементы. Положение не исправляет в принципе указание на то, что элементы политической системы образуют сложную систему или органическое единство.

Политическая система общества - это институализированная форма общественной управленческой деятельности в социально дифференцированном обществе, обеспечивающая реализацию интересов различных социальных групп. Внутри политической системы выделяют следующие подсистемы: 1) институциональная подсистема - система политических организаций; 2) подсистема политических отношений совокупность субъектов политической деятельности, находящихся в определённых систематических отношениях по поводу политической власти; 8) правовая подсистема - система законодательно установленных норм, регулирующих политическую деятельность и политические отношения; 4) политическое сознание - система политических теорий, взглядов, учений, идеологий. Субъектами политической системы, носителями политической деятельности, политического сознания и политических отношений являются социальные классы, народы и специальная группа людей, осуществляющих государственное управление (их называют «управленческой элитой» или «классом бюрократов»).

Стержнем политической системы, главным субъектом политической деятельности, политических отношений и политического сознания является институциональная подсистема, т.е. система политических институтов общества. Традиционно в системе политических организаций выделяют три основных элемента: государство, политические партии, общественные организации и объединения граждан. Главным элементом и ядром институциональной подсистемы и вообще всей политической системы общества является государство.

(А.И. Бардаков)

11350. В тексте говорится, что главным элементом и ядром политической системы общества является государство. Используя обществоведческие знания, аргументируйте это положение (приведите четыре аргумента).

Правильный ответ должен содержать аргументы, например:
- государство отличается наивысшей концентрацией власти;
- государство распространяет свою верховную власть на всё общество и все социальные институты (в определённых границах);
- государство обладает суверенитетом (верховенством и независимостью);
- государство обладает правом применять принуждение на законных основаниях;
- государство обладает исключительными правами (например, правотворчество, налогообложение).
Аргументы могут быть приведены в иных формулировках

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 11350.

Показать текст к заданию 11379

Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечения)

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц... <...>

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. <...>

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретённого этими юридическими лицами по иным основаниям. <...>

11379. Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые четыре основания приобретения права собственности в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

В правильном ответе должны быть указаны основания, например:
- изготовление или создание новой вещи;
- договор купли-продажи;
- договор мены;
- договор дарения;
- наследование и др.
Могут быть указаны другие основания в соответствии с требованием задания

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 11379.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще