Вверх

Линия заданий 27, ЕГЭ по обществознанию

10541. Фермер, занимающийся выращиванием зелени и овощей в тепличном комплексе, расположенном на приобретённом им земельном участке, решил расширить и модернизировать своё хозяйство. На деньги инвестора он установил ещё одну теплицу, приобрёл автоматическую систему полива и нанял дополнительно двух работников.

Назовите и конкретизируйте с опорой на текст условия задания любые используемые фермером два фактора производства. Какими ещё путями, помимо привлечения средств инвестора, он мог воспользоваться для расширения своего хозяйства? Опираясь на обществоведческие знания, материалы СМИ, укажите два таких пути.

В правильном ответе должны элементы:
1) названы и конкретизированы два фактора производства, например:
- капитал (заёмные средства, тепличные постройки, техническое оснащение);
- труд (привлечение наёмных работников);
2) указаны два пути привлечения средств: например,
- обращение в банк за кредитом,
- получение государственной субсидии на развитие сельского хозяйства.
Могут быть названы другие факторы производства, иные пути привлечения средств

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 10541.

10570. В стране N в условиях высокой рождаемости и слабого развития промышленного производства среди молодёжи много безработных. Большинство детей не посещают школу в основном из-за невозможности семей оплатить образование. Правительство решило активизировать социальную политику. В качестве приоритетных были выдвинуты два направления: 1) существенно увеличить пособия по безработице и 2) сделать бесплатным общее образование. Используя обществоведческие знания, приведите один довод против реализации первого направления и два довода в пользу второго.

В правильном ответе должны содержаться два элемента:
1) довод против первого направления, например: увеличение пособий по безработице может у части молодёжи ослабить желание искать работу;
2) два довода в поддержку второго направления, например:
- образованная молодёжь - это сегодня необходимое условие развития общества, новое качество человеческого капитала, с помощью которого решаются задачи ускорения экономического роста;
- образование открывает перед молодым поколением новые жизненные перспективы: возможность овладеть востребованной профессией, развить свой кругозор, поднять культурный уровень.
Могут быть приведены другие доводы

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 10570.

10599. Ещё в начале прошлого века женщины во многих странах не обладали избирательным правом. К примеру, во Франции они получили его только в 1944 г., в Италии - в 1945 г.

Почти повсеместно и сегодня к выборам в национальные парламенты не допускаются иностранцы.

Какие два вида избирательных цензов (ограничений) отмечены в тексте условия? Назовите ещё один. Используя обществоведческие знания, приведите по одному доводу за и против введения избирательных цензов.

В правильном ответе должны содержаться четыре элемента;
1) указаны два вида избирательных цензов:
- по цензу пола (гендерный);
- по цензу гражданства;
2) назван ещё один ценз: например, возрастной;
3) приведен довод за, например: некоторые цензы необходимы, в частности возрастной, поскольку до определённого возраста люди не способны принимать осознанные политические решения, а значит, избирать и быть избранными;
4) приведён довод против, например: цензы ограничивают принцип всеобщности избирательного права.
Могут быть названы другие цензы и приведены другие доводы

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 10599.

10628. За тысячелетия своей истории люди создали множество изобретений, которые оказали влияние на многие стороны общественной жизни. Вот некоторые из них: магнитный компас, электрический двигатель, плуг, сборочный конвейер, сотовый телефон, бумажные деньги, персональный компьютер.
Какие из этих изобретений свидетельствовали о вступлении человечества в фазу индустриального развития? Укажите два изобретения. Приведите два аргумента в обоснование своего выбора.

В правильном ответе должны содержаться два элемента:
1) указаны два изобретения, связанные с переходом в индустриальную эпоху: электрический двигатель, сборочный конвейер;
2) приведены два аргумента, например:
- создание в XIX в. электрического двигателя и последующее внедрение электромашин привело к подъёму промышленного производства, развитию транспорта;
- изобретение в XX в. сборочного конвейера привело к значительному росту производительности труда, обеспечило переход к массовому производству стандартизированной продукции.
Могут быть приведены другие аргументы

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 10628.

10657. Наукой установлено, что гены - носители наследственности состоят из ДНК. Сейчас многое известно о ДНК, о том, как она работает. Тем не менее разглядеть эту макромолекулу с помощью обычного микроскопа невозможно. Почти все сведения о ДНК учёные и сегодня получают, создавая модели и проверяя их.

Назовите методы научного познания, упомянутые в тексте условия. Опираясь на обществоведческие знания, знания, полученные на уроках естественнонаучных дисциплин, укажите любые другие два метода. Охарактеризуйте одну черту, отличающую научное познание от других видов познания.

В правильном ответе должны содержаться три элемента:
1) названы методы познания, упомянутые в тексте: научное наблюдение, моделирование;
2) указаны два других метода, например:
- выдвижение гипотез;
- эксперимент;
3) охарактеризована одна черта, например: научное познание устремлено к получению объективной истины об окружающем мире.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 10657.

10686. Гражданин РФ Фёдоров женился на гражданке другого государства, с которым у РФ нет договора о двойном гражданстве. В 2010 г. в семье Фёдоровых родилась дочь Александра, которая получила гражданство РФ. Какие основания могли быть приняты во внимание при установлении гражданства Александры? (Приведите два основания.) Возможна ли ситуация, в которой Александру могут лишить гражданства РФ? (Дайте развёрнутый ответ с пояснением.) Охарактеризуйте гражданскую дееспособность Александры: укажите три вида сделок, которые Александра вправе совершать.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) основания при установлении гражданства:
- гражданство отца;
- место рождения;
2) ответ на вопрос с пояснением: ситуация невозможна, так как в соответствии с законами РФ гражданин не может быть лишён гражданства;
3) три вида сделок:
- мелкие бытовые сделки;
- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями для определённой цели или для свободного распоряжения.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 10686.

10715. В стране Z в течение нескольких лет растёт численность безработных. Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить вид безработицы в стране Z (сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации)? Какие экономические меры может принять государство Z для повышения занятости (укажите две меры)? В 2019 г. гражданин страны Z получил профессиональное образование в колледже и ищет работу. Относится ли безработный гражданин к экономически активному населению? Какой вид безработицы иллюстрирует этот пример?

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) два вопроса, например:
- находится ли экономика страны Z в состоянии кризиса?
- представители каких профессий становятся безработными? (Могут быть заданы другие вопросы.)
2) меры для повышения занятости, например:
- установление налоговых льгот предпринимателям, создающим новые рабочие места;
- организация профессиональной переподготовки безработных;
3) ответ на первый вопрос: да, относится;
4) ответ на второй вопрос: фрикционную безработицу.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 10715.

10744. В течение нескольких лет в стране Z резко выросла численность населения за счёт мигрантов. Часть населения поддержала на выборах в парламент представителей партии, которая обещала в случае победы ужесточить миграционное законодательство. Недовольные граждане утверждают, что мигранты - представители иного этноса - имеют иные традиции и религию. В свою очередь, мигранты, на законных основаниях прибывшие в страну Z, утверждают, что их права ограничены. В ряде мест произошли столкновения вновь прибывшего населения и граждан (резидентов), в которых использовалась сила. Правительство объявило об использовании метода сотрудничества для урегулирования конфликта. Укажите особенности социального конфликта в стране Z по субъектам (участникам), по характеру проявления (протекания) и по видам действий, предпринятых участниками (всего три особенности). Объясните, в чём заключается метод сотрудничества, к которому хочет прибегнуть правительство. Приведите пример ещё одного метода несилового разрешения конфликтов. Какую конструктивную функцию может выполнить социальный конфликт в стране Z? (Дайте развёрнутый ответ.)

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) особенности конфликта:
- по субъектам (участникам) - межгрупповой;
- по характеру проявления (протекания) - открытый;
- по видам действий - немирный;
2) объяснение, например: привлечь представителей сторон к совместному поиску выхода из сложившейся ситуации;
3) пример: компромисс;
4) ответ на вопрос: в условиях старения населения мигранты могут пополнить экономически активное население и активно участвовать в экономической деятельности / браки между резидентами и мигрантами могут положительно сказаться на генофонде / взаимодействие культур может способствовать культурному развитию.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 10744.

10773. Олегу Ветрову скоро исполнится 16 лет. Школьник решил, что не может просить у родителей дорогостоящий подарок, а должен заработать на него самостоятельно. Он изучил объявления о найме сотрудников и выбрал фирму с подходящим графиком и оплатой. Мама и бабушка Олега отрицательно отнеслись к его решению, а отец поддержал мальчика. Нужно ли Олегу в соответствии с Трудовым кодексом согласие одного из родителей для заключения трудового договора? Какая информация о предполагаемом виде деятельности и графике работы Вам необходима, чтобы установить, вправе ли работодатель заключить трудовой договор с Олегом? Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения такой информации. Какой по продолжительности отпуск будет у Олега, если он поступит на работу, и когда он сможет получить этот отпуск?

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: не нужно, так как Олегу уже исполнилось 15 лет;
2) два вопроса, например:
- будет ли труд Олега лёгким, не причиняющим вреда здоровью мальчика?
- сохраняется ли у Олега возможность получать образование?
3) ответ на второй вопрос: 31 календарный день в удобное для Олега время.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 10773.

10802. Молодёжь - это большая социальная группа, в состав которой входят представители различных территориальных, этнических, профессиональных, досуговых и прочих групп. Какие социальные признаки присущи молодёжи как социальной группе? Назовите три признака и поясните каждый из них (сначала укажите признак, потом приведите пояснение).

В правильном ответе должны быть названы признаки с пояснениями, например:
1) высокий уровень социальной мобильности: молодое поколение стремится к самореализации, ищет свое место в жизни, поэтому готово менять место жительства (горизонтальная социальная мобильность) и не боится рисковать и менять свой социальный статус (вертикальная социальная мобильность);
2) постепенная выработка устойчивой системы ценностей: молодёжь стремится к новому и критикует многое в сложившемся социуме, стремится переосмыслить сложившиеся традиции и устои и проверить их на собственном опыте;
3) постепенное расширение прав и обязанностей: по мере взросления представителей молодёжи происходит освоение новых социальных ролей (молодые люди получают профессию, создают семьи, проходят службу в армии) и обретение полной гражданской дееспособности, поэтому расширяется правовой статус молодёжи.
Могут быть названы иные признаки, даны другие пояснения

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 10802.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще