Вверх

Линия заданий 26, ЕГЭ по физике

21085. Два шарика подвешены на вертикальных тонких нитях так, что они находятся на одной высоте. Между шариками находится сжатая и связанная нитью лёгкая пружина. При пережигании связывающей нити пружина распрямляется, расталкивает шарики и падает вниз. В результате нити отклоняются в разные стороны на одинаковые углы. Определите отношение масс шариков \( \frac{{{m_2}}}{{{m_1}}} \), если левая нить в 2 раза длиннее правой. Считать величину сжатия пружины во много раз меньше длин нитей. Обоснуйте применимость законов, используемых при решении задачи.
Задание ЕГЭ по физике

Обоснование
1. Рассмотрим задачу в системе отсчёта, связанной с Землёй. Будем считать эту систему отсчёта инерциальной (ИСО).
2. Шарики имеют малые размеры по сравнению с длиной нити, поэтому описываем их моделью материальной точки.
3. При пережигании нити пружина толкает оба шарика, действуя на шарики внутренней силой - силой упругости, все внешние силы, действующие на систему двух шариков, направлены вертикально (силы тяжести и натяжения нитей), поэтому сохраняется горизонтальная проекция импульса системы шариков, поскольку импульс пружины пренебрежимо мал из-за её малой массы.
4. В процессе движения каждого шарика на нити к верхней точке своей траектории на каждый из них действуют сила тяжести \( m\vec g \) и сила натяжения нити \( (\vec T) \).
Изменение механической энергии шарика в ИСО равно работе всех непотенциальных сил, приложенных к нему. В данном случае единственной такой силой является сила натяжения нити \( (\vec T) \). В каждой точке траектории \( \vec T \bot \vec \upsilon \), где \( (\vec \upsilon ) \) - скорость шарика, поэтому работа силы \( (\vec T) \) равна нулю, а механическая энергия каждого шарика на этом участке его движения сохраняется.

Задание ЕГЭ по физике

Решение
После пережигания нити пружина распрямится, сообщая шарикам начальные скорости \( {{\vec \upsilon }_1} \) и \( {{\vec \upsilon }_2} \). Запишем закон сохранения импульса для системы шариков в проекциях на ось x (см. рисунок):
\( 0 = - {m_1}{\upsilon _1} + {m_2}{\upsilon _2} \)
Для описания дальнейшего движения каждого шарика воспользуемся законом сохранения полной механической энергии:
\( \frac{{{m_1}\upsilon _1^2}}{2} = {m_1}g{h_1} = {m_1}g{L_1}\left( {1 - \cos \alpha } \right) \)
\( \frac{{{m_2}\upsilon _2^2}}{2} = {m_2}g{h_2} = {m_2}g{L_2}\left( {1 - \cos \alpha } \right) \)
Поделив эти равенства друг на друга почленно, получим:
\( \frac{{{L_1}}}{{{L_2}}} = {\left( {\frac{{{\upsilon _1}}}{{{\upsilon _2}}}} \right)^2} \)
Из закона сохранения импульса следует, что \( \frac{{{\upsilon _1}}}{{{\upsilon _2}}} = \frac{{{m_1}}}{{{m_2}}} \)
Поэтому \( \frac{{{m_2}}}{{{m_1}}} = \sqrt {\frac{{{L_1}}}{{{L_2}}}} = \sqrt 2 \approx 1,4 \)
Ответ: \( \frac{{{m_2}}}{{{m_1}}} \approx 1,4 \)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 21085.

21084. Два шарика подвешены на вертикальных тонких нитях так, что они находятся на одной высоте. Между шариками находится сжатая и связанная нитью лёгкая пружина. При пережигании связывающей нити пружина - распрямляется, расталкивает шарики и падает вниз. В результате нити отклоняются в разные стороны на одинаковые углы. Во сколько раз, одна нить длиннее другой, если отношение масс шариков \( \frac{{{m_2}}}{{{m_1}}} \) = 1,5? Считать величину сжатия пружины во много раз меньше длин нитей. Обоснуйте применимость законов, используемых при решении задачи.
Задание ЕГЭ по физике

Обоснование
1. Рассмотрим задачу в системе отсчёта, связанной с Землёй. Будем считать эту систему отсчёта инерциальной (ИСО).
2. Шарики имеют малые размеры по сравнению с длиной нити, поэтому описываем их моделью материальной точки.
3. При пережигании нити пружина толкает оба шарика, действуя на шарики внутренней силой - силой упругости, все внешние силы, действующие на систему двух шариков, направлены вертикально (силы тяжести и натяжения нитей), поэтому сохраняется горизонтальная проекция импульса системы шариков, поскольку импульс пружины пренебрежимо мал из-за её малой массы.
4. В процессе движения каждого шарика на нити к верхней точке своей траектории на каждый из них действуют сила тяжести \( m\vec g \) и сила натяжения нити \( (\vec T) \).
Изменение механической энергии шарика в ИСО равно работе всех непотенциальных сил, приложенных к нему. В данном случае единственной такой силой является сила натяжения нити \( (\vec T) \). В каждой точке траектории \( \vec T \bot \vec \upsilon \), где \( (\vec \upsilon ) \) - скорость шарика, поэтому работа силы \( (\vec T) \) равна нулю, а механическая энергия каждого шарика на этом участке его движения сохраняется.

Задание ЕГЭ по физике

Решение
После пережигания нити пружина распрямится, сообщая шарикам начальные скорости \( {{\vec \upsilon }_1} \) и \( {{\vec \upsilon }_2} \). Запишем закон сохранения импульса для системы шариков в проекциях на ось x (см. рисунок):
\( 0 = - {m_1}{\upsilon _1} + {m_2}{\upsilon _2} \)
Для описания дальнейшего движения каждого шарика воспользуемся законом сохранения полной механической энергии:
\( \frac{{{m_1}\upsilon _1^2}}{2} = {m_1}g{h_1} = {m_1}g{L_1}\left( {1 - \cos \alpha } \right) \)
\( \frac{{{m_2}\upsilon _2^2}}{2} = {m_2}g{h_2} = {m_2}g{L_2}\left( {1 - \cos \alpha } \right) \)
Поделив эти равенства друг на друга почленно, получим:
\( \frac{{{L_1}}}{{{L_2}}} = {\left( {\frac{{{\upsilon _1}}}{{{\upsilon _2}}}} \right)^2} \)
Из закона сохранения импульса следует, что \( \frac{{{\upsilon _1}}}{{{\upsilon _2}}} = \frac{{{m_2}}}{{{m_1}}} \)
Поэтому \( \frac{{{L_1}}}{{{L_2}}} = {\left( {\frac{{{m_2}}}{{{m_1}}}} \right)^2} = {1,5^2} = 2,25 \)
Ответ: \( \frac{{{L_1}}}{{{L_2}}} = 2,25 \)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 21084.

21079. Груз массой M = 800 г соединён невесомой и нерастяжимой нитью, перекинутой через гладкий невесомый блок, с бруском массой m = 400 г. К этому бруску на лёгкой пружине подвешен второй такой же брусок. Длина нерастянутой пружины \( l \) = 10 см, коэффициент трения груза о поверхность стола \( \mu \) = 0,2. Длина пружины при движении брусков остаётся постоянной и равна L = 14 см. Определите жёсткость пружины. Сделайте рисунок с указанием сил, действующих на тела. Обоснуйте применимость используемых законов к решению задачи.
Задание ЕГЭ по физике

Обоснование
Задачу будем решать в инерциальной системе отсчёта, связанной с поверхностью стола. Будем применять для грузов и бруска законы Ньютона, справедливые для материальных точек, поскольку тела движутся поступательно. Трением в оси блока и трением о воздух, а также массой блока пренебрежём.
Так как нить нерастяжима и длина пружины постоянна, ускорения обоих брусков и груза равны по модулю:
\( \left| {{{\vec a}_1}} \right| = \left| {{{\vec a}_2}} \right| = \left| {{{\vec a}_3}} \right| = a \)
На рисунке показаны силы, действующие на бруски и груз.
Так как блок и нити невесомы, а трение отсутствует, то модули сил натяжения нити, действующих на груз и верхний брусок, одинаковы:
\( \left| {{{\vec T}_1}} \right| = \left| {{{\vec T}_2}} \right| = T \)
Равны по модулю и силы
\( \left| {{F_{упр2}}} \right| = \left| {{F_{упр3}}} \right| \) ,
так как пружина лёгкая.

Задание ЕГЭ по физике
Решение 1. Запишем второй закон Ньютона в проекциях на оси Ox и Oy выбранной системы координат. С учётом (1)-(3) получим:
\( Ox = M\alpha = T - {F_{тр}} \)
\( Oy = N = Mg,m\alpha = mg - T + {F_{упр}},m\alpha = mg - {F_{упр}} \)
Сложив эти уравнения, найдём ускорение тел: \( a = \frac{{2mg - {F_{тр}}}}{{M + 2m}} \)
2. Сила трения \( {F_{тр}} = \mu N = \mu Mg \)
3. Из последнего уравнения в п. 1 получим \( {F_{упр}} = m(g - a) = \frac{{mMg\left( {1 + \mu } \right)}}{{M + 2m}} \)
По закону Гука \( {F_{упр}} = k\Delta l = k\left( {L - l} \right) \), тогда
\( k = \frac{{mMg\left( {1 + \mu } \right)}}{{\left( {L - l} \right)\left( {M + 2m} \right)}} = \) \( \frac{{0,4 \cdot 0,8 \cdot 10 \cdot \left( {1 + 0,2} \right)}}{{\left( {0,14 - 0,1} \right) \cdot \left( {0,8 + 2 \cdot 0,4} \right)}} = 60 \) Н/м.
Ответ: k = 60 Н/м

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 21079.

21078. Груз массой M = 800 г соединён невесомой и нерастяжимой нитью, перекинутой через гладкий невесомый блок, с бруском массой m = 400 г. К этому бруску на лёгкой пружине с жёсткостью k = 80 Н/м подвешен второй такой же брусок. т Длина нерастянутой пружины \(l \) = 10 см, коэффициент трения груза о поверхность стола \(\mu \) = 0,2. Определите длину пружины при движении брусков, считая, что при этом движении она т постоянна. Сделайте рисунок с указанием сил, действующих на тела. Обоснуйте применимость используемых законов к решению задачи.
Задание ЕГЭ по физике

Обоснование
Задачу будем решать в инерциальной системе отсчёта, связанной с поверхностью стола. Будем применять для грузов и бруска законы Ньютона, справедливые для материальных точек, поскольку тела движутся поступательно. Трением в оси блока и трением о воздух, а также массой блока пренебрежём.
Так как нить нерастяжима и длина пружины постоянна, ускорения обоих брусков и груза равны по модулю:
\( \left| {{{\vec a}_1}} \right| = \left| {{{\vec a}_2}} \right| = \left| {{{\vec a}_3}} \right| = a \)
На рисунке показаны силы, действующие на бруски и груз.
Так как блок и нити невесомы, а трение отсутствует, то модули сил натяжения нити, действующих на груз и верхний брусок, одинаковы:
\( \left| {{{\vec T}_1}} \right| = \left| {{{\vec T}_2}} \right| = T \)
Равны по модулю и силы
\( \left| {{F_{упр2}}} \right| = \left| {{F_{упр3}}} \right| \) ,
так как пружина лёгкая.

Задание ЕГЭ по физике
Решение 1. Запишем второй закон Ньютона в проекциях на оси Ox и Oy выбранной системы координат. С учётом (1)-(3) получим:
\( Ox = M\alpha = T - {F_{тр}} \)
\( Oy = N = Mg,m\alpha = mg - T + {F_{упр}},m\alpha = mg - {F_{упр}} \)
Сложив эти уравнения, найдём ускорение тел: \( a = \frac{{2mg - {F_{тр}}}}{{M + 2m}} \)
2. Сила трения \( {F_{тр}} = \mu N = \mu Mg \)
3. Из последнего уравнения в п. 1 получим \( {F_{тр}} = \mu N = \mu Mg \)
По закону Гука \( {F_{упр}} = k\Delta l = k\left( {L - l} \right) \), тогда
\( L = l + \frac{{mMg\left( {1 + \mu } \right)}}{{k\left( {M + 2m} \right)}} = \) \( 0,1 + \frac{{0,4 \cdot 0,8 \cdot 10 \cdot \left( {1 + 0,2} \right)}}{{80 \cdot \left( {0,8 + 2 \cdot 0,4} \right)}} \) \( = 0,13 \) м.
Ответ: L = 0,13 м

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 21078.

21077. На горизонтальном столе находится брусок массой M = 1 кг, соединённый невесомой нерастяжимой нитью, перекинутой через гладкий невесомый блок, с грузом массой m = 500 г. На брусок действует сила \( {\vec F} \), направленная под углом \( \alpha \) = 30° к горизонту (см. рисунок), F = 9 Н. В момент начала движения груз находился на расстоянии L = 32 см от края стола. За какое время груз поднимется до края стола, если коэффициент трения между бруском и столом \( \mu \) = 0,3? Сделайте схематичный рисунок с указанием сил, действующих на брусок и груз. Обоснуйте применимость законов, используемых для решения задачи.
Задание ЕГЭ по физике

Обоснование
1. Задачу будем решать в инерциальной системе отсчёта, связанной со столом. При нахождении ускорений тел будем применять второй закон Ньютона, сформулированный для материальных точек, поскольку тела движутся поступательно.
Трением в оси блока о воздух пренебрежём; блок будем считать невесомым.
На рисунке показаны силы, действующие на брусок и груз.

Задание ЕГЭ по физике

2. Так как нить нерастяжима, ускорения бруска и груза равны по модулю:
\( \left| {{{\vec a}_1}} \right| = \left| {{{\vec a}_2}} \right| = a \)
3. Так как блок и нить невесомы и трения в блоке нет, то силы натяжения нити, действующие на груз и брусок, одинаковы по модулю:
\( \left| {{{\vec T}_1}} \right| = \left| {{{\vec T}_2}} \right| = T \)
Решение
1. Запишем второй закон Ньютона в проекциях на оси Ox и Oy выбранной системы координат. Учитывая (1) и (2), получим: \( F\cos \alpha - T - {F_{tr}} = M\alpha , \) , \( N + F\sin \alpha = Mg, \) , \( T - mg = m\alpha \).
Сила трения, действующая на брусок, \( {F_{tr}} = \mu N \).
Решая полученную систему уравнений, найдём ускорение тел:
\( a = \frac{{F\left( {\cos \alpha + \mu \sin \alpha } \right) - mg - \mu Mg}}{{M + m}} \)
2. Так как начальная скорость груза была равна нулю, \( L = \frac{{a{t^2}}}{2} \)
3. Окончательно получим:
\( t = \sqrt {\frac{{2L}}{a}} = \) \( \sqrt {2L\left( {\frac{{M + m}}{{F\left( {\cos \alpha + \mu \sin \alpha } \right) - mg - \mu Mg}}} \right)} = \) \( \sqrt {2 \cdot 0,32 \cdot \left( {\frac{{1 + 0,5}}{{9 \cdot \left( {\frac{{\sqrt 3 }}{2} + 0,3 \cdot 0,5} \right) - 0,5 \cdot 10 - 0,3 \cdot 1 \cdot 10}}} \right)} \) \( \approx 0,92 \) с.
Ответ: t = 0,92 с

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 21077.

21076. На горизонтальном столе находится брусок массой M = 1 кг, соединённый невесомой нерастяжимой нитью, перекинутой через гладкий невесомый блок, с грузом массой т = 500 г. На брусок действует сила \({\vec F} \), направленная под углом \(\alpha \) = 30° к горизонту (см. рисунок), F = 9 Н. В момент начала движения груз находился на расстоянии L = 32 см от края стола. Какую скорость и будет иметь груз в тот момент, когда он поднимется до края стола, если коэффициент трения между бруском и столом \(\mu \) = 0,3? Сделайте схематичный рисунок с указанием сил, действующих на брусок и груз.

Обоснуйте применимость законов, используемых для решения задачи.
Задание ЕГЭ по физике

Обоснование
1. Задачу будем решать в инерциальной системе отсчёта, связанной со столом. При нахождении ускорений тел будем применять второй закон Ньютона, сформулированный для материальных точек, поскольку тела движутся поступательно.
Трением в оси блока о воздух пренебрежём; блок будем считать невесомым.
На рисунке показаны силы, действующие на брусок и груз.

Задание ЕГЭ по физике

2. Так как нить нерастяжима, ускорения бруска и груза равны по модулю:
\( \left| {{{\vec a}_1}} \right| = \left| {{{\vec a}_2}} \right| = a \)
3. Так как блок и нить невесомы и трения в блоке нет, то силы натяжения нити, действующие на груз и брусок, одинаковы по модулю:
\( \left| {{{\vec T}_1}} \right| = \left| {{{\vec T}_2}} \right| = T \)
Решение
1. Запишем второй закон Ньютона в проекциях на оси Ox и Oy выбранной системы координат. Учитывая (1) и (2), получим: \( F\cos \alpha - T - {F_{тр}} = M\alpha , \) , \( N + F\sin \alpha = Mg, \) , \( T - mg = m\alpha \).
Сила трения, действующая на брусок, \( {F_{тр}} = \mu N \).
Решая полученную систему уравнений, найдём ускорение тел:
\( a = \frac{{F\left( {\cos \alpha + \mu \sin \alpha } \right) - mg - \mu Mg}}{{M + m}} \)
2. Так как начальная скорость груза была равна нулю, \( L = \frac{{{\upsilon ^2}}}{{2a}} \)
3. Окончательно получим:
\( \upsilon = \sqrt {2aL} = \) \( \sqrt {2L\left( {\frac{{F\left( {\cos \alpha + \mu \sin \alpha } \right) - mg - \mu Mg}}{{M + m}}} \right)} = \)\( \sqrt {2 \cdot 0,32 \cdot \left( {\frac{{9 \cdot \left( {\frac{{\sqrt 3 }}{2} + 0,3 \cdot 0,5} \right) - 0,5 \cdot 10 - 0,3 \cdot 1 \cdot 10}}{{1 + 0,5}}} \right)} \) \( \approx 0,7 \) м/с
Ответ: \( \upsilon \approx 0,7 \) м/с

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 21076.

21075. Небольшое тело массой M = 0,99 кг лежит на вершине гладкой полусферы радиусом R. В тело попадает пуля массой m = 0,01 кг, летящая горизонтально со скоростью \({\upsilon _0} \) = 200 м/с, и застревает в нём. Пренебрегая смещением тела за время удара, определите радиус полусферы R, если известно, что высота, на которой это тело оторвётся от поверхности полусферы, составила h = 1 м. Высота отсчитывается от основания полусферы. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Обоснуйте применимость законов, используемых для решения задачи.

Обоснование
1. Систему отсчёта, связанную с Землёй, будем считать инерциальной. Тела можно - считать материальными точками, так как их размеры пренебрежимо малы в условиях задачи.
2. При соударении для системы «пуля - тело» в ИСО выполняется закон сохранения импульса в проекциях на горизонтальную ось, так как внешние силы (сила тяжести и сила реакции опоры) вертикальны.
3. При движении составного тела от вершины полусферы выполняется закон сохранения механической энергии, так как полусфера гладкая, и работа силы реакции опоры равна нулю (эта сила перпендикулярна скорости тела).
4. В момент отрыва обращается в нуль сила реакции опоры \( {\vec N} \).
5. Второй закон Ньютона выполняется в ИСО для модели материальной точки.

Задание ЕГЭ по физике
Решение
1. Закон сохранения импульса связывает скорость пули перед ударом со скоростью составного тела массой m+M сразу после удара: \( m{\upsilon _0} = \left( {m + M} \right){\upsilon _1} \).
Закон сохранения механической энергии связывает скорость составного тела сразу после удара с его скоростью в момент отрыва от полусферы:
\( \frac{{\left( {m + M} \right)\upsilon _1^2}}{2} + \left( {m + M} \right)gR = \) \( \frac{{\left( {m + M} \right)\upsilon _2^2}}{2} + \left( {m + M} \right)gR\cos \alpha \)
где \( {\upsilon _2} \) — скорость составного тела в момент отрыва; \( h = R\cos \alpha \) — высота точки отрыва (см. рисунок).
2. Второй закон Ньютона в проекциях на ось x (направленную в центр полусферы) в момент отрыва тела принимает вид: \( \left( {m + M} \right)g\cos \alpha = \frac{{\left( {m + M} \right)\upsilon _2^2}}{R} \)
3. Объединяя уравнения, получим: \( \frac{{\upsilon _1^2}}{2} + gR = \frac{3}{2}gh \)
Отсюда \( R = \frac{3}{2}h - \frac{1}{{2g}} \cdot {\left( {\frac{{m{\upsilon _0}}}{{M + m}}} \right)^2} = \) \( \frac{3}{2} \cdot 1 - \frac{1}{{2 \cdot 10}} \cdot {\left( {\frac{{0,01 \cdot 200}}{{0,99 + 0,01}}} \right)^2} = 1,3 \) м.
Ответ: R = 1,3 м

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 21075.

21074. Небольшое тело массой M = 0,99 кг лежит на вершине гладкой полусферы радиусом R = 1 м. В тело попадает пуля массой m = 0,01 кг, летящая горизонтально со скоростью \({\upsilon _0} \) = 200 м/с, и застревает в нём. Пренебрегая смещением тела за время удара, определите высоту h, на которой это тело оторвётся от поверхности полусферы. Высота отсчитывается от основания полусферы. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Обоснуйте применимость законов, используемых для решения задачи.

Обоснование
1. Систему отсчёта, связанную с Землёй, будем считать инерциальной. Тела можно - считать материальными точками, так как их размеры пренебрежимо малы в условиях задачи.
2. При соударении для системы «пуля - тело» в ИСО выполняется закон сохранения импульса в проекциях на горизонтальную ось, так как внешние силы (сила тяжести и сила реакции опоры) вертикальны.
3. При движении составного тела от вершины полусферы выполняется закон сохранения механической энергии, так как полусфера гладкая, и работа силы реакции опоры равна нулю (эта сила перпендикулярна скорости тела).
4. В момент отрыва обращается в нуль сила реакции опоры \( {\vec N} \).
5. Второй закон Ньютона выполняется в ИСО для модели материальной точки.

Задание ЕГЭ по физике
Решение
1. Закон сохранения импульса связывает скорость пули перед ударом со скоростью составного тела массой m + M сразу после удара: \( m{\upsilon _0} = \left( {m + M} \right){\upsilon _1} \).
Закон сохранения механической энергии связывает скорость составного тела сразу после удара с его скоростью в момент отрыва от полусферы: \( \frac{{\left( {m + M} \right)\upsilon _1^2}}{2} + \left( {m + M} \right)gR \) \( = \frac{{\left( {m + M} \right)\upsilon _2^2}}{2} + \left( {m + M} \right)gR\cos \alpha \)
где \( {\upsilon _2} \) — скорость составного тела в момент отрыва; \( h = R\cos \alpha \) — высота точки отрыва (см. рисунок).
2. Второй закон Ньютона в проекциях на ось x (направленную в центр полусферы), в момент отрыва тела принимает вид:
\( \left( {m + M} \right)g\cos \alpha = \) \( \frac{{\left( {m + M} \right)\upsilon _2^2}}{R} \)
3. Объединяя уравнения, получим: \( \frac{{\upsilon _1^2}}{2} + gR = \frac{3}{2}gh \)
Отсюда \( h = \frac{1}{{3g}} \cdot {\left( {\frac{{m{\upsilon _0}}}{{M + m}}} \right)^2} + \frac{2}{3}R = \) \( \frac{1}{{3 \cdot 10}} \cdot {\left( {\frac{{0,01 \cdot 200}}{{0,99 + 0,01}}} \right)^2} + \frac{2}{3} \cdot 1 = 0,8 \) м.
Ответ: 0,8 м

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 21074.

21073. Снаряд разорвался в полёте на две равные части, одна из которых продолжила движение в направлении движения снаряда, а другая - в противоположную сторону. В момент разрыва суммарная кинетическая энергия осколков увеличилась за счёт энергии взрыва на величину \(\Delta \)E = 600 кДж. Модуль скорости осколка, летящего по направлению движения снаряда, равен 900 м/с, а модуль скорости второго осколка - 100 м/с. Найдите массу снаряда. Обоснуйте применимость законов, используемых для решения задачи.

Обоснование
Задачу будем решать в инерциальной системе отсчёта, связанной с поверхностью Земли. Будем считать все тела материальными точками. Трением снаряда и осколков о воздух пренебрежём.
Поскольку время разрыва снаряда мало, импульсом внешних сил (сил тяжести) можно пренебречь, а значит, для решения задачи можно воспользоваться законом сохранения импульса.
Так как при решении задачи мы пренебрегаем силой трения, то можно использовать закон сохранения энергии для снаряда с учётом энергии разрыва.

Решение
1. Запишем законы сохранения импульса и сохранения энергии для снаряда:
\( m{\upsilon _0} = \frac{m}{2}{\upsilon _1} - \frac{m}{2}{\upsilon _2}; \)\( m \cdot \frac{{\upsilon _0^2}}{2} + \Delta E = \frac{{m{\upsilon _1}}}{4} + \frac{{m{\upsilon _2}}}{4}, \)
где \( m \) — масса снаряда до взрыва; \( {\upsilon _0} \) — модуль скорости снаряда до взрыва; \( {\upsilon _1} \) — модуль скорости осколка, летящего вперёд; \( {\upsilon _2} \) — модуль скорости осколка, летящего назад.
2. Выразим \( {\upsilon _0} \) из первого уравнения: \( {\upsilon _0} = \frac{1}{2}\left( {{\upsilon _1} - {\upsilon _2}} \right) \) — и подставим во второе уравнение.
3. Получим: \( m = \frac{{8\Delta E}}{{{{\left( {{\upsilon _1} + {\upsilon _2}} \right)}^2}}} \) \( = \frac{{8 \cdot 600 \cdot {{10}^3}}}{{{{\left( {900 + 100} \right)}^2}}} = 4,8 \) кг
Ответ: \( m \) = 4,8 кг

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 21073.

21072. Снаряд массой 2 кг разорвался в полёте на две равные части, одна из которых продолжила движение в направлении движения снаряда, а другая - в противоположную сторону. В момент разрыва суммарная кинетическая энергия осколков увеличилась за счёт энергии взрыва на величину \(\Delta \)E. Модуль скорости осколка, летящего по направлению движения снаряда, равен 900 м/с, а модуль скорости второго осколка - 100 м/с. Найдите величину \(\Delta \)E. Обоснуйте применимость законов, используемых для решения задачи.

Обоснование
Задачу будем решать в инерциальной системе отсчёта, связанной с поверхностью Земли. Будем считать все тела материальными точками. Трением снаряда и осколков о воздух пренебрежём.
Поскольку время разрыва снаряда мало, импульсом внешних сил (сил тяжести) можно пренебречь, а значит, для решения задачи можно воспользоваться законом сохранения импульса.
Так как при решении задачи мы пренебрегаем силой трения, то можно использовать закон сохранения энергии для снаряда с учётом энергии разрыва.
Решение
1. Запишем законы сохранения импульса и сохранения энергии для снаряда:
\( 2m \cdot {\upsilon _0} = m{\upsilon _1} - m{\upsilon _2}, \)\( 2m \cdot \frac{{\upsilon _0^2}}{2} + \Delta E = \frac{{m\upsilon _1^2}}{2} + \frac{{m\upsilon _2^2}}{2} \)
где \( 2m \) - масса снаряда до взрыва; \( {\upsilon _0} \) - модуль скорости снаряда до взрыва; \( {\upsilon _1} \)- модуль скорости осколка, летящего вперёд; \( {\upsilon _2} \) — модуль скорости осколка, летящего назад.

2. Выразим \( {\upsilon _0} \) из первого уравнения: \( {\upsilon _0} = \frac{1}{2}\left( {{\upsilon _1} - {\upsilon _2}} \right) \) - и подставим во второе уравнение.

3. Получим: \( \Delta E = \frac{m}{4}{\left( {{\upsilon _1} + {\upsilon _2}} \right)^2} = \)\( \frac{1}{4}{\left( {900 + 1000} \right)^2} = 250 \)
Ответ: \( \Delta E = 250 \)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 21072.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще