Вверх

Линия заданий 19, ЕГЭ по биологии

2245. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР

А) сель
Б) тропический шторм
В) вырубка леса
Г) скашивание травы
Д) засуха
Е) отстрел животных
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

1) природный
2) антропогенный

Верный ответ: 112212

1) Абиотические факторы (в контексте данного вопроса - природные) обусловлены воздействием неживой природы на живые организмы: сель (А - стремительный русловой поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек), тропический шторм (Б - вращающаяся погодная система низкого давления, которая формируется над теплыми океанскими водами вблизи экватора), засуха (Д - продолжительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре и пониженной влажности воздуха)

2) Антропогенные (греч. antropos - человек) факторы обусловлены деятельностью человека: вырубка леса (В - уничтожение деревьев), скашивание травы (Г - уничтожение травянистых растений), отстрел животных (Е)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2245.

2217. Установите соответствие между адаптациями и группами растений, которым свойственны эти адаптации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
АДАПТАЦИИ

А) сильно ветвящиеся побеги
Б) относительно небольшое количество пигментов (хлорофилла) в листьях
В) мелкие листья
Г) крупные, тонкие листья
Д) листья с меньшим количеством устьиц
Е) листья располагаются горизонтально
ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

1) светолюбивые
2) тенелюбивые

Верный ответ: 111222

Светолюбивые растения (1 - гелиофиты) - растения, приспособленные к жизни на открытых, хорошо освещаемых солнцем местах, плохо переносящие длительное затенение. Для них характерно:
А - сильно ветвящиеся побеги (обширные широкие кроны у деревьев)
Б - относительно небольшое количество пигментов (хлорофилла) в листьях - листья светолюбивых растений не нуждаются в таком большом количестве хлорофилла, как листья теневыносливых растений: теневыносливым нужно много хлорофилла для эффективного использования отраженного света (для лучшего улавливания света, поэтому и листья теневыносливых растений более темные - они насыщены хлорофиллом)
В - мелкие листья - для более успешного создания мозаики, чтобы повысить площадь попадания солнечного света и вместе с этим эффективность фотосинтеза

Тенелюбивые (теневыносливые - в контексте данного вопроса ЕГЭ это синонимы ;) растения (2 - сциогелиофиты) - растения, толерантные (выносливые) к затенению, произрастающие преимущественно в тенистых местах. Для них характерно:
Г - крупные, тонкие листья (нет необходимости в мозаике)
Д - листья с меньшим количеством устьиц (нет необходимости в постоянном охлаждении путем испарения, так как растут в тени)
Е - листья располагаются горизонтально - в противовес: у гелиофитов листья расположены под углом к свету, для его лучшего распределения на остальные листья

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2217.

2189. Установите соответствие между растениями и экологическими группами, к которым они принадлежат: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РАСТЕНИЯ

А) ковыль
Б) саксаул
В) алоэ
Г) тростник
Д) рдест
Е) кувшинка
ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

1) гидрофиты
2) ксерофиты

Верный ответ: 222111

1) Гидрофиты - наземно-водные растения, погруженные в воду только нижними частями. Растут по берегам водоемов, на мелководьях, на болотах. Гидрофиты: тростник (Г), рдест (Д), кувшинка (Е).
2) Ксерофиты - физиологическая форма растений, выносящих очень засушливые условия местообитания. К приспособлениям, уменьшающим транспирацию, относятся: узкие листья, толстая кутикула, опушение, редукция листьев. Ксерофиты: ковыль (А), саксаул (Б), алоэ (В).

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2189.

2161. Установите соответствие между примерами и антропогенными факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР

А) загрязнение окружающей среды газообразными и жидкими выбросами завода
Б) разрушение местообитаний животных
В) вырубка леса
Г) скашивание травы
Д) беспокойство (шум производства)
Е) отстрел животных
АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

1) прямого воздействия
2) косвенного воздействия

Верный ответ: 221121

Антропогенные (греч. antropos - человек) факторы:
1) Прямого воздействия - вред наносится напрямую живым организмам: вырубка леса (В - уничтожение деревьев), скашивание травы (Г - уничтожение трав), отстрел животных (Е - уничтожение животных), а самое интересное - в конечном итоге вред от любых антропогенных факторов возвращается самим людям (рубим сук, на котором сидим)

2) Косвенного воздействия - вред наносится живым организмам не напрямую, а через промежуточный уровень: загрязнение окружающей среды газообразными и жидкими выбросами завода (А - химические вещества нарушают жизнедеятельность организмов), разрушение местообитаний животных (Б - у животных нет возможности заселить данную территорию), беспокойство (шум производства) (Д - вследствие воздействия шума животные испытывают разнообразные расстройства нервной, сердечно-сосудистой систем и ухудшение слуха)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2161.

2133. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР

А) извержения вулканов
Б) движение ледников
В) высота местности над уровнем моря
Г) землетрясения
Д) экспозиция местности
Е) крутизна местности
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

1) геологический
2) орографический (рельеф)

Верный ответ: 112122

1) Геологический фактор - довольно активные и эффектные процессы: извержения вулканов (А), движение ледников (Б), землетрясения (Г)
2) Орографический (особенности рельефа) - спокойные тихие :) показатели: высота местности над уровнем моря (В), экспозиция местности (Д - направление склона), крутизна местности (Е - наличие склонов)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2133.

2105. Установите соответствие между примерами и типами адаптаций, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР

А) видоизменение корней
Б) строительство убежищ
В) брачные игры
Г) мимикрия
Д) яркая окраска цветков
Е) впадение в спячку
ТИП АДАПТАЦИЙ

1) морфологические
2) поведенческие

Верный ответ: 122112

1) Морфологические (греч. morphos - строение) - связаны с особенностями строения: видоизменение корней (А - корнеплоды, корневые клубни, корни-прицепки, корни-подпорки, дыхательные корни и т.д.), мимикрия (Г - внешнее сходство незащищённых животных с защищенным или с несъедобным: муха-осовидка), яркая окраска цветков (Д - для привлечения внимания девушки насекомых-опылителей :)

2) Поведенческие - строительство убежищ (Б), брачные игры (В), впадение в спячку (Е - анабиоз во время зимы)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2105.

2077. Установите соответствие между примерами и типами сукцессий, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР

А) изменение биоценоза после осушения болота
Б) формирование биоценоза на застывшей вулканической лаве
В) восстановление биоценоза после пожара
Г) формирование биоценоза на склоне после оползня
Д) появление озера в результате падения метеорита
Е) эвтрофикация (зарастание) водоёма
ТИП СУКЦЕССИЙ

1) первичные
2) вторичные

Верный ответ: 212112

Сукцессия (лат. successio - преемственность) - последовательная смена одних сообществ организмов (биоценозов) другими на определенном участке среды. Сукцессия может быть первичной (на местах, где никогда не было экосистем, нет даже почвы), и вторичной (на местах, где ранее существовали экосистемы и есть почва).
1) Первичная сукцессия: формирование биоценоза на застывшей вулканической лаве (Б - после извержения вулканическая лава застывает, почвы нет), формирование биоценоза на склоне после оползня (Г - после оползня часто остаются голые камни, почвы нет), появление озера в результате падения метеорита (Д - в результате падения происходит разрушение почвы, в месте падения почву надо формировать заново).
2) Вторичная сукцессия: изменение биоценоза после осушения болота (А - есть почва), восстановление биоценоза после пожара (В - самый типичный пример вторичной сукцессии: после пожара почва остается, даже в некотором смысле "удобряется" древесной золой), эвтрофикация (зарастание) водоёма (Е - есть почва, ил).

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2077.

2049. Установите соответствие между примерами и типами взаимоотношений между организмами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ

А) щуки и караси
Б) корова и бычий цепень
В) слепни и лошади
Г) берёза и гриб-трутовик
Д) львы и антилопы
Е) малярийный плазмодий и человек
ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИИ

1) хищничество
2) паразитизм

Верный ответ: 122212

Хищничество (1) - форма взаимоотношения, при которой один организм питается органами и тканями другого, при этом между двумя организмами отсутствуют симбиотические связи. К нему относятся взаимоотношения между:
А - щуками и карасями (щука питается карасями, бычками, гольянами и пескарями)
Д - львами и антилопами (львы питаются антилопами)

Паразитизм (2) один из способов симбиоза. При этой форме отношений один организм (паразит) использует другой (хозяина) в качестве источника питания (и среды обитания), при этом частично/полностью возлагая на него регуляцию своих отношений с внешней средой. Паразит не старается убить хозяина (как убивает при хищник жертву при хищничестве), так как со смертью хозяина паразит погибнет. Типичные примеры:
Б - корова и бычий цепень - бычий цепень обитает в тонком кишечнике
В - слепни и лошади - слепни являются кровососущими паразитами (эктопаразитами) лошадей
Г - берёза и гриб-трутовик - гриб-трутовик растет на березе, питается питательными веществами древесины, растительными соками
Е - малярийный плазмодий и человек - малярийный плазмодий является возбудителем малярии, размножается в эритроцитах человека (эритроцитарная шизогония) и печени (тканевая шизогония)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2049.

2021. Установите соответствие между экологической проблемой и её масштабом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

А) парниковый эффект
Б) распашка целинного поля
В) снижение биологического разнообразия
Г) зарастание озера
Д) разрушение озонового слоя
Е) загрязнение города
МАСШТАБ

1) глобальный
2) локальный

Верный ответ: 121212

1) Экологические проблемы глобального масштаба: парниковый эффект (А - повышение температуры воздуха), снижение биологического разнообразия планеты (В - снижение устойчивости), разрушение озонового слоя (Д - УФ-излучение проходит сквозь разрушенный озоновый слой и оказывает губительный эффект на живые организмы) - влияют на все живые организмы на планете.

2) Экологические проблемы локального масштаба: распашка целинного поля (Б), зарастание озера (Г), загрязнение города (Е) - влияют на отдельные экосистемы, но не на всю биосферу.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2021.

1993. Установите соответствие между характеристиками и названиями функций живого вещества в биосфере (по В.И. Вернадскому): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА

А) накопление солей кремния в клетках хвощей
Б) образование известняка
В) образование воды и углекислого газа в процессе дыхания аэробов
Г) выделение метана в атмосферу в результате деятельности денитрифицирующих бактерий
Д) восстановление углекислого газа в процессе фотосинтеза
Е) поглощение кислорода в процессе дыхания
ФУНКЦИЯ

1) окислительно-восстановительная
2) газовая
3) концентрационная

Верный ответ: 331212

1) Окислительно-восстановительная функция живого вещества биосферы проявляется в реакциях окисления и восстановления, которые сопровождают процессы: образование воды и углекислого газа в процессе дыхания аэробов (В - акцент на "процессе дыхания" аэробов), восстановление углекислого газа в процессе фотосинтеза (Д - само слово "восстановление" подсказывает верный ответ ;)
2) Газовая функция заключается в поддержании постоянного газового состава атмосферы: выделение метана в атмосферу в результате деятельности денитрифицирующих бактерий (Г - акцент на "выделении газа"; размыто написано про "деятельность денитрифицирующих бактерий", чтобы не делать лишний акцент на восстановительных реакциях), поглощение кислорода в процессе дыхания (Е - акцент на "поглощение кислорода").
3) К концентрационной функции живого вещества биосферы относят способность избирательно накапливать определенные химические элементы и вещества: накопление солей кремния в клетках хвощей (А), образование известняка (Б - образован из раковин простейших, фораминифер).

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1993.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще