Рассмотрите рисунок и выполните задание 20067.
Верный ответ: 124243
Под цифрами:
1) Кисть - цветоножки поочередно крепятся к неразветвленной удлиненной главной оси (А - цветоножка это боковой побег (отходит от главной оси), несущий на своей вершине цветок)
2) Сложный колос - имеет пырей (Б - наличие сложного колоса характерно для пшеницы, ячменя, пырея, ржи), от главной оси отходят отдельные колоски с сидячими цветками (Г - "сидячие" - то есть без цветоножки, сравните цветки маленьких колосков, отходящих от главной оси, с цветками на рисунке 1)
3) Корзинка - мелкие цветки окружены общей обвёрткой, общей чашечкой (Е - главная ось соцветия утолщена и уплощена, представлена в виде чаши, на которой располагаются сидячие цветки)
4) Простой колос - имеет подорожник, ятрышник (В), на удлиненной главной оси находятся сидячие цветки (Д - хорошо видно, что цветки без цветоножек - просто "сидят" на главной оси :)
Под всеми цифрами:
1 - кисть
2 - сложный колос - на главной оси расположены простые колосья; понимаем, что это колосья по отсутствию цветоножки (сидячий цветки - признак колоса)
3 - корзинка
4 - простой колос
5 - початок
6 - зонтик
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20067.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20065.
Верный ответ: 433321
Под цифрами:
1) Яйцеклетка в архегонии - женская половая клетка, образовавшаяся путем митоза (Е - у растений гаметы образуются путем митоза; яйцеклетка развивается на гаплоидном (n) гаметофите - тут только митоз! куда еще уменьшать набор хромосом?))
2) Молодой спорофит - результат слияния яйцеклетки и сперматозоида (Д - в результате оплодотворения сперматозоидом яйцеклетки в архегонии образуется зигота (2n), которая развивается в спорофит - на рисунке он очень-очень молодой! :)
3) Спорофит (коробочка на ножке) - клетки, образовавшиеся в данной структуре, вступают в редукционное деление (Б - вступают в мейоз), содержит спорангии (В - спорангий это орган, в котором образуются споры), поколение, господствующее в жизненном цикле папоротника (Г - спорофит господствует у папоротников; а в жизненном цикле мхов спорофит редуцирован)
4) Споры (n) - путем митоза из этого одноклеточного образования развивается гаметофит (А - споры (n) делятся митозом и образуют гаметофиты (n), на которых располагаются антеридии или архегонии)
На схеме изображен жизненный цикл мха. Под цифрами:
1 - яйцеклетка в архегонии
2 - молодой (очень молодой!)) спорофит - зигота делится митозом (6 клеток)
3 - спорофит (коробочка на ножке)
4 - споры (n) - образуются путем мейоза (редукционное деление) материнской клетки-предшественницы (2n) в спорангии
5 - протонема
6 - мужской гаметофит (n)
7 - сперматозоиды в антеридии
8 - материнская клетка (2n) в спорангии, в дальнейшем делится мейозом (редукционное деление) на 4 споры (n)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20065.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20061.
Верный ответ: 324114
Под цифрами:
1) Женские молодые шишки с семязачатками (еще неопыленные) - молодые, содержат макроспорофиллы (Г - макроспорофилл (мегаспорофилл) - видоизменённый лист, на котором растёт мегаспорангий, в свою очередь образующий мегаспоры, образующие женский гаметофит), яйцеклетка и эндосперм (Д - находятся в семязачатке)
2) Женские шишки с развивающимися семенами (опыленные) - чешуи склеиваются (Б - растет пыльцевая трубка, происходит оплодотворение)
3) Мужские шишки - собраны в группы у основания побегов (А - истинная мужская солидарность)
4) Высевание семян женской шишкой - к осени на второй год после опыления (Е - рост пыльцевой трубки, созревание семян у голосеменных длится ооочень долго), после вскрытия начинают развиваться новые спорофиты (В - из семян развиваются новые спорофиты в результате митоза)
Под всеми цифрами:
1 - женские молодые шишки с семязачатками (еще неопыленные)
2 - женские шишки с развивающимися семенами (опыленные)
3 - мужские шишки (расположены группами у основания побегов - вот где истинная мужская солидарность и немного щегольства)
4 - высевание семян женской шишкой (к концу 3-го года от момента опыления)
5 - укороченный побег с ограниченным ростом
6 - хвоинка (видоизмененный лист)
7 - ветвь (часть побега)
8 - два зрелых семени
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20061.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20059.
Верный ответ: 331412
Под цифрами:
1) Семянка с летучкой - видоизменение чашечки для распространения ветром (В - летучка (паппус или парашютик или хохолок) - видоизменённая чашечка цветка), характерен для ястребинки волосистой, осота полевого, василька синего (Д - ястребинка волосистая очень похожа на одуванчик, их легко спутать)
2) Зерновка - плод, в семени которого содержится щиток (Е - щиток это видоизмененная семядоля, характерная для семян злаковых растений)
3) Боб - цветок растений с этим плодом имеет парус, лодочку и весла (А - особое строение цветка бобовых: парус, лодочка и весла - лепестки необычной формы), корни растений с этим плодом содержат клубеньки (Б - азотфиксирующие бактерии вступают в симбиоз с бобовыми растениями, образуют на корнях скопления - клубеньки, видимые невооруженным глазом)
4) Стручок - плод характерен для пастушьей сумки (Г - пастушья сумка относится к семейству Капустные (Крестоцветные) и имеет популярный для этого семейства плод - стручок)
Под всеми цифрами:
1 - семянка с летучкой (одуванчик), чаще всего летучка "пролетает" мимо вопросов школьного курса, очень редко встречается в тестах
2 - зерновка пшеницы, узнаем по хохолку (своеобразный ирокез :)
3 - боб гороха
4 - стручок капусты, узнаем по наличию срединной перегородки, на которой находятся семена
5 - ягода (крыжовник), хорошо заметны жилки
6 - яблоко (рябина), узнаем непарноперистый лист рябины
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20059.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20055.
Верный ответ: 432211
Под цифрами:
1) Ксилема (древесина) - одревесневшие стенки (Д - твердые клеточные стенки обеспечивают опорную функцию; с давних пор древесина ценилась за свои опорные качества → мачты кораблей :), отмершее содержимое (Е - в рамках школьного курса ксилему принято считать "мертвой" тканью, состоящей из мертвых клеток с одревесневшими клеточными стенками)
2) Флоэма - содержит клетки-спутницы (В - флоэма это живая ткань, содержит клетки-спутницы), наиболее высокая концентрация глюкозы (Г - по флоэме идет нисходящий ток - в листьях синтезируется глюкоза (спасибо фотосинтезу ;), которая перемещается по флоэме вниз, к корням, и к другим частям растения, где запасается)
3) Эпидерма (кожица) - функции - защита, транспирация и газообмен (Б - эпидерма это первичная покровная ткань, состоящая из одного слоя плотно прилежащих друг к другу клеток (защита), в эпидерме находятся устьица (газообмен и транспирация))
4) Камбий - образовательная ткань, обеспечивает рост в ширину, при отсутствии этой ткани сосудисто-волокнистый пучок называется закрытым (А - закрытые пучки имеют растения класса Однодольные, рост в ширину затруднен, в основном травянистые растения, древесные формы очень редки); при наличии камбия сосудисто-волокнистый пучок называется открытым (класс Двудольные, рост в ширину возможен, часто встречаются древесные формы)
Под всеми цифрами:
1 - сосуды ксилемы, проводящая ткань
2 - ситовидные трубки флоэмы, проводящая ткань (узнаем по клеткам-спутницам и ... вы же видите сито? вот вам и ситовидные трубки! :)
3 - эпидерма (кожица)
4 - камбий - образовательная ткань, обеспечивает рост в толщину
5 - флоэма в стебле
6 - молодое годичное кольцо (ближе к камбию, из клеток которого оно недавно образовалось)
7 - старое годичное кольцо (дальше от камбия - образовалось давно, ближе к сердцевине)
8 - сердцевина
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20055.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20047.
Верный ответ: 443214
Под цифрами:
1) Коробочка мха (спорофит) - спорофит растения, у которого слабо развиты механические и проводящие ткани (Д - у мхов слабо развиты механические и проводящие ткани: настоящие проводящие ткани (кислема и флоэма) у мхов отсутствуют)
2) Заросток папоротника - редуцирован в жизненном цикле папоротника (Г - заросток папоротника в высоту всего несколько мм, его очень тяжело найти в траве - его поиск это реальное задание на кафедре ботаники в универе :)
3) Спорангии (собраны в сорусы) - содержится на нижней стороне листьев с недетерминированным верхушечным ростом (В) - на нижней стороне листьев папоротника - вай
4) Спороносный побег хвоща - образование стробил (А - орган размножения - побег, несущий специализированные листья спорофиллы, на которых формируются спорангии), накопление кремнезема (Б - хвощи накапливают кремнезём, вследствие чего они твердые и не годятся в корм скоту), спорангиофоры (Е - органы спороношения (спорофиллы) у хвощей)
Под всеми цифрами:
1 - коробочка мха (спорофит)
2 - заросток папоротника - молодой гаметофит (в форме сердечка :)
3 - спорангии (собраны в сорусы) на нижней стороне листьев папоротника - вай
4 - спороносный побег хвоща
5 - тычинка
6 - пестик (рыльце + столбик + завязь)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20047.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20043.
Верный ответ: 112324
Под цифрами:
1) Рыльце пестика - в количестве 1 находится на цветке капусты (А - формула цветка крестоцветных записывается как Ч4Л4Т2+4П1, то есть в цветке только 1 пестик), отсутствуют на ♂ цветках (Б - на мужских (тычиночных) цветках присутствуют только тычинки, а на женских (пестичных) - только пестики)
2) Тычинка - содержат гнезда пыльников (В - в них образуется пыльца, состоящая из пыльцевых зерен - мужской гаметофит), гомологичен микроспорофиллу (Д - микроспорофилл это специализированный спороносный лист разноспоровых папоротниковидных, плауновидных и голосеменных растений, на котором (или в пазухе которого) образуются только микроспорангии (один или несколько) - у покрытосеменных микроспорофиллу гомологична тычинка)
3) Лепесток (часть венчика) - составляют венчик (Г) - совокупность лепестков цветка, у насекомоопыляемых растений венчик обычно яркий → привлекает девушек на 1 свидании насекомых-опылителей :) но лилии на 1 свидании лучше не дарить!))
4) Чашелистик (часть чашечки) - дополнительные органы фотосинтеза (Е): у большинства растений чашелистики зеленые, принимают участие в фотосинтезе
Под всеми цифрами:
1 - рыльце пестика
2 - тычинка
3 - лепесток (часть венчика)
4 - чашелистик (часть чашечки)
5 - зародышевый мешок
6 - семязачаток - многоклеточное образование семенных растений, из которого развивается семя
7 - завязь пестика
8 - околоцветник = венчик (3) + чашечка (4)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20043.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20039.
Верный ответ: 442134
Под цифрами:
1) Хламидомонада - чашевидный хроматофор (Г), форма такая - можно хоть чай заваривать!)) характерный признак хламидомонады
2) Эвглена зеленая - автогетеротроф (В): питается и автотрофно (фотосинтез - на свету), и гетеротрофно (фагоцитоз)
3) Спирогира - спиралевидный хроматофор (Д): если видите водоросль, внутри которой как будто "ДНК" - то это спирогира, у нее хроматофор в виде спирали =)
4) Ламинария (морская капуста) или иная многоклеточная водоросль - к этому отделу относится морская капуста (А - морская капуста относится к водорослям), пигмент фукоксантин (Б - пигмент бурого цвета, характерный для бурых водорослей), к этому отделу относится саргассум (Е - саргассум относится к водорослям)
Под всеми цифрами:
1 - хламидомонада: узнаем по чашевидному хроматофору, двум жгутикам
2 - эвглена зеленая: узнаем по веретновидной форме тела, наличию одного жгутика
3 - спирогира: спиралевидный хроматофор, многоклеточная водоросль
4 - ламинария (морская капуста) или иная многоклеточная водоросль
5 - улотрикс или иная нитчатая водоросль
6 - вольвокс - подвижный колониальный организм, имеет важное эволюционное значение как промежуточная стадия между одноклеточными и многоклеточными
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20039.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20035.
Верный ответ: 421223
Под цифрами:
1) Флоэма - лубяные волокна находятся вблизи этих структур (В) - лубяные волокна находятся в составе флоэмы и обеспечивают механическую (опорную) функцию, состоит флоэма из клеток-спутниц и ситовидных трубок (характерное "сито" хорошо заметно на рисунке)
2) Ксилема - ток по направлению к листьям (Б - ксилема обеспечивает восходящий ток), клетки преимущественно мертвые (Г - в рамках ЕГЭ и школьного курса считаем, что ксилема образована мертвыми клетками, а флоэма - живыми... но не все так однозначно на самом деле! академически: и там, и там есть и живые, и мертвые клетки), сосуды и трахеиды (Д - проводящие элементы ксилемы)
3) Эпиблема (ризодерма) - первичная покровная ткань корня (Е), узнаем по корневому волоску, выросту клетки, который осуществляет всасывание воды и минеральных солей из почвы в проводящие ткани растения
4) Столбчатая ткань листа - ассимиляционная ткань (А), ее также называют хлоренхима (хлорофиллоносная): благодаря хлорофиллу в хлоропластах здесь активно идут процессы ассимиляции (пластический обмен) - фотосинтез, в ходе которого синтезируются органические вещества (глюкоза)
Под всеми цифрами:
1 - флоэма (ситовидные трубки, клетки-спутницы)
2 - ксилема (сосуды, трахеиды)
3 - эпиблема (ризодерма - первичная покровная ткань корня)
4 - столбчатая ткань листа (хлоропласты расположены рядом с клеточной стенкой, по периферии клетки)
5 - перидерма - пробка
6 - эпидерма с устьицами (видим устьичную щель и замыкающие клетки)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20035.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20031.
Верный ответ: 222231
Под цифрами:
1) Главный корень - развивается из зародышевого корешка, наиболее развит в стержневой корневой системе (Е)
2) Придаточный корень - придаточные корни (А - растут от побегов: надземных (В) и подземных - например от корневищ), формирует мочковатую корневую систему (Б - мочковатая корневая система представлена совокупностью придаточных корней, главный корень слабо развит или рано отмирает), наличие этой структуры определяет корневую систему подорожника, лютика едкого (Г - эти растения хоть и относятся к Двудольным, однако имеют мочковатую корневую систему (растения-исключения!), а мочковатая корневая система образована придаточными корнями)
3) Боковые корни - образуется из эпидермиса того корня, который развивается из зародышевого корешка (Д): начинаем с конца... :) из зародышевого корешка развивается главный корень, а от главного корня растут боковые корни
Под всеми цифрами:
1 - главный корень, развивается из зародышевого корешка
2 - придаточный корень, растет от побега
3 - боковые корни, растут от главного и придаточных корней
4 - корнеплод - видоизмененный главный корень
5 - корнеклубень - видоизменение боковых или придаточных корней
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20031.