Вверх

Линия заданий 22, ЕГЭ по биологии

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20764.

Учёные изучали влияние содержания углекислого газа в воздухе и других экологических факторов на процесс фотосинтеза сосны. В сосновом питомнике над 30 соснами создали герметичную теплицу, в теплицу закачивали углекислый газ, создавая поочередно разные концентрации его в воздухе. С помощью датчиков учёные фиксировали показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.

Задание ЕГЭ по биологии

20764. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - относительная скорость фотосинтеза; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - концентрация углекислого газа в теплице
2) В теплице с растениями необходимо создать условия, при которых концентрация углекислого газа искусственно поддерживается постоянной в течение всего эксперимента
3) Остальные параметры (освещение, влажность и др.) необходимо оставить без изменений
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли рост концентрации углекислого газа обеспечивает повышение скорости фотосинтеза в данном эксперименте
ИЛИ
4) Такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в скорости фотосинтеза обусловлены факторами, не связанными с повышением концентрации углекислого газа

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20764.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20762.

Для определения влияния температуры на окраску цветков у китайской примулы в вашем распоряжении имеются следующее оборудование и материалы: китайская примула; небольшая комнатная теплица (или дополнительный источник освещения); горшки с землёй; термометр. Растения выдерживают при одинаковой нормальной влажности, одно из них при температуре 18-20 °С, другое - при температуре 30-35 °С.

20762. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой экспериментатором)? Как изменяется окраска цветков у растений китайской примулы, содержавшихся при разной температуре? Чем обусловлена красная окраска у цветков китайской примулы? Как связано содержание красящего вещества антоциана с изменением условий существования растений?

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - окраска цветков китайской примулы; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - температура, освещённость
2) При температуре 18-20 °С цветки имеют красный цвет, а при температуре 30-35 °С - белый
3) Окраска цветков китайской примулы обусловлена наличием в клетках пигмента антоциана
4) При понижении температуры, а также степени освещённости количество антоциана в клеточном соке увеличивается и цветки приобретают красную окраску

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20762.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20760.

Определить влияние освещённости на окраску листьев колеуса можно, сравнивая размеры и окраску листовых пластинок, длины черенков и междоузлий, высоты растений. В распоряжении исследователя имеются следующее оборудование и материалы: комнатное растение колеус; горшки с землёй; световая камера; линейка.

20760. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? В каких структурах содержатся пигменты, обеспечивающие окраску листьев?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - размеры и окраска листовых пластинок, длина черенков и междоузлий, высота растений; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - освещённость
2) Нулевая гипотеза - размеры и окраска листовых пластинок, длина черенков и междоузлий, высота растений не зависят от интенсивности освещения
3) Пигменты, обеспечивающие окраску листьев, содержатся в хлоропластах (зелёные), хромопластах (красные, оранжевые, желтые)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20760.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20758.

Определить влияние условий кормления на рост и развитие молоди рыб можно, оценивая их размеры и активность. В распоряжении исследователя имеются следующее оборудование и материалы: два аквариума, одинаковых по объёму и другим условиям; молодь рыб одного помёта; живой и сухой корм.

20758. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему для эксперимента взяли молодь одного помёта?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - размеры рыб, их активность; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - качество корма (сухой и живой)
2) Нулевая гипотеза: размеры и активность рыб не зависят от качества корма (сухой / живой)
3) Таким образом можно исключить влияние других факторов на размеры и активность рыб

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20758.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20756.

Оценить рост проростков с различным количеством питательных веществ можно по высоте проростков, толщине их стебля и по размерам листьев. В распоряжении исследователя имеются следующее оборудование и материалы: проросшие семена фасоли или гороха с корнем длиной 1-2 см; банка для выращивания растений на воде или четыре (восемь) одинаковые(-ых) пробирки(-рок), установленные(-ых) в штативе или в банке; пластилин; лезвие безопасной бритвы; линейка.

20756. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой экспериментатором)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - длина корней, толщина стеблей и размеры листьев проростков; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - количество питательных веществ
2) В качестве отрицательного контроля необходимо измерить длину корней, толщину стеблей и размеры листьев проростков без добавления питательных веществ
3) Остальные параметры необходимо оставить без изменений
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли питательные вещества влияют на длину корней, толщину стеблей и размеры листьев проростков

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20756.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20754.

Определить влияние температуры на образование корней у черенков можно по длине и количеству образовавшихся корней. В распоряжении экспериментатора имеются следующее оборудование и материалы: 9-12 стеблевых черенков (8-10 см длиной) одного вида комнатных растений или томата; три одинаковых горшочка с песком или стеклянные банки - в зависимости от используемых объектов термометр; линейка.

20754. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой экспериментатором)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - количество и длина корней у черенков; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - температура
2) Растения необходимо выращивать при постоянной температуре
3) Остальные параметры (состав питательной среды, влажность и др.) необходимо оставить без изменений
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли рост корней зависит от температуры.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20754.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20752.

Экспериментатор решил изучить процессы обмена веществ на культуре клеток сердечной мышцы. Для этого он выделил клетки сердечной мышцы кролика и измерял потребление ими глюкозы при пониженной концентрации кислорода (в организме в норме насыщение кислородом составляет 90–95%). Результаты эксперимента представлены в таблице.

Насыщение кислородом и концентрация глюкозы в клетках

20752. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой экспериментатором)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Зависимая (изменяющаяся в эксперименте) переменная  - потребление клетками глюкозы; независимая (задаваемая экспериментатором) переменная  - насыщение кислородом среды (должны быть указаны обе переменные)
2)  Культуру клеток необходимо поместить в условия с концентрацией кислорода 90–95%
3)  Остальные параметры необходимо оставить без изменений
4)  Такой контроль позволяет установить, действительно ли насыщение кислородом среды влияет на потребление глюкозы клетками
ИЛИ
4)  Такой контроль позволяет проверить, насколько потребление глюкозы клетками обусловлено факторами, не связанными с насыщением среды кислородом

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20752.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20750.

Определить влияние температуры воды и условий кормления на способ размножения планарий можно по появлению на теле планарий перетяжек и делению червя на отдельные небольшие части. В распоряжении исследователя имеются следующее оборудование и материалы: живые планарии в чашках Петри или банках; водный термометр; кусочки нарезанных червей или дафнии с циклопами.

20750. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - температура воды; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - интенсивное питание
2) Планарий необходимо содержать при постоянной температуре
3) Остальные параметры (содержание кислорода, питание, влажность и др.) необходимо оставить без изменений
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли способ размножения планарий зависит от температуры

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20750.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20748.

Определить активность ферментов слюны на крахмал в зависимости от температуры можно, используя качественную реакцию йода на крахмал (определение степени окрашивания субстрата после действия на него ферментов слюны). В вашем распоряжении имеются следующее оборудование и материалы: штативы с пробирками; стаканы с кипячёной водой; воронки; вата; колбы для сбора слюны; водяная баня; термометр для измерения температуры воды нагревательный прибор; Емкость с йодной водой (разводят до цвета крепкого чая); крахмальный клейстер (по 4 мл на каждую пробу).

20748. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте используется водяная баня. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если выдерживать пробирку на водяной бане менее 10 минут?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Нулевая гипотеза - действие ферментов слюны не зависит от температуры
2) Водяная баня используется для увеличения скорости ферментативной реакции
3) Чем выше температура, тем быстрее протекает реакция
4) За короткое время не весь крахмал может успеть расщепиться, поэтому можно получить сине-фиолетовое окрашивание при добавлении раствора йода, что будет являться признаком наличия крахмала

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20748.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20746.

Определить реакцию сердечно-сосудистой системы тренированного и нетренированного человека на нагрузку можно с помощью функциональной пробы Мартина, измеряя пульс в состоянии покоя и после физической нагрузки. В вашем распоряжении имеются следующее оборудование и материалы: секундомер, калькулятор.

20746. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - пульс человека; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - интенсивность физической нагрузки
2) Необходимо исследовать реакцию сердечно-сосудистой системы тренированных и нетренированных людей без нагрузок (изменять пульс в состоянии покоя)
3) Такой контроль позволит установить, действительно ли наличие нагрузки влияет на частоту сердечных сокращений

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20746.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще