Вверх

Линия заданий 22, ЕГЭ по биологии

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20744.

Определить продуктивность фотосинтеза от интенсивности освещённости можно по степени окрашивания листьев йодом. В распоряжении исследователя имеются следующее оборудование и материалы: источник света, 3-4 одинаковых по размеру листьев фасоли или пеларгонии, укреплённые в рамках или подставках, банки с блюдцами, кристаллизатор, картон (8 × 8 см), карандаш по стеклу, аппарат Киппа, тонкий наконечник для газоотводной трубки аппарата.

20744. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - количество образовавшегося крахмала (степень окрашивания листьев йодом); независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - интенсивность освещения
2) Растения необходимо содержать в условиях с неизменяющейся освещённостью
3) Остальные параметры (концентрация углекислого газа, влажность и др.) необходимо оставить без изменений
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли интенсивность освещённости обеспечивает повышение скорости образования крахмала
ИЛИ
4) Такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в скорости образования крахмала обусловлены факторами, не связанными с изменением интенсивности освещённости

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20744.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20742.

Определять влияние температуры на рост корней можно по длине корней проростков. В распоряжении экспериментатора имеются следующее оборудование и материалы: проросшие семена гороха или фасоли с корнем в 0,5-2 см, 2-3 влажные камеры или 6-9 химических пробирок с пробками из ваты; промокательная бумага; ножницы, пинцет; банки или штативы для пробирок; линейка; термометр булавки канцелярские - для постановки опыта во влажных камерах, приготовленных из банок.

20742. Какая переменная в этом опыте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Зависимая переменная - длина корней проростков гороха или фасоли; независимая переменная - температура
2) Проростки гороха или фасоли необходимо выращивать при постоянной температуре
3) Остальные параметры (состав питательной среды, влажность и др.) необходимо оставить без изменений
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли рост корней зависит от температуры

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20742.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20740.

Для изучения влияния некоторых фармакологических веществ и гормонов на деятельность сердца пользуются препаратом изолированного сердца, помещённого на часовое стекло, или отпрепарированным сердцем лягушки. В распоряжении экспериментатора имеются следующее оборудование и материалы: лягушка, препаровальный набор, нитки, булавки, 5 пипеток с оттянутым кончиком, физиологический раствор, ацетилхолин, адреналин, 1%-ный раствор хлорида калия (KCl), 1%-ный раствор хлорида кальция (CaCl2), экспериментальная установка для исследования сердечной деятельности, секундомер.

20740. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какое влияние на сердечные сокращения окажут перечисленные фармакологические вещества?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Зависимая переменная - частота сердечных сокращений; независимая переменная - фармакологические вещества и гормоны
2) Нулевая гипотеза - перечисленные фармакологические вещества и гормоны (ацетилхолин, адреналин, 1%-ный раствор хлорида калия (KCl), 1%-ный раствор хлорида кальция (CaCl2)) не влияют на частоту и силу сердечных сокращений
3) Перечисленные фармакологические вещества и гормоны могут усиливать или уменьшать частоту и силу сердечных сокращений

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20740.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20738.

С целью определения влияния различной освещённости на рост и развитие растения учащиеся осенью выкопали крупный одуванчик, отрезали корень и разрезали его вдоль на две половинки. Каждую из них посадили в горшок с землёй. Один горшок держали на свету, другой - в затемнённом месте. Условия полива были одинаковыми. Опыт продолжался 1-1,5 месяца.

20738. Какая переменная в этом опыте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в результате эксперимента) - интенсивность роста / развития растения; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - интенсивность света / освещённость
2) Отрицательный контроль - один образец необходимо оставить при постоянном естественном уровне освещения (нет влияния экспериментатора на освещённость)
3) Остальные параметры (влажность, температура и др.) необходимо оставить без изменений
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли изменение освещённости обеспечивает изменение формы и размеров листовых пластинок

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20738.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20736.

Пероксид водорода (H2O2) - ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности ферментов). Накоплению H2O2, препятствует фермент каталаза, распространённый в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя H2O2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке (2H2O2 = 2H2O + O2). Для изучения действия фермента каталазы на пероксид водорода (H2O2) и условий, в которых он функционирует, используют 3%-ный раствор пероксида водорода, кусочки сырого и варёного картофеля (мяса, печени, сок сырого картофеля и воду после варки картофеля), чашки Петри, пробирки, нож.

20736. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? С какой целью пероксид водорода используется в медицине? Может ли фермент каталаза действовать вне клетки? Ответ поясните.

1) Зависимая переменная - активность фермента каталазы, независимая переменная - концентрация раствора пероксида водорода
2) Пероксид водорода в медицине используется для дезинфекции раневых поверхностей, ссадин, полости рта
3) Под действием фермента каталазы пероксид водорода распадается на воду и кислород; кислород (сильный окислитель) уничтожает бактерии и способствует остановке капиллярных кровотечений
4) В клетках ферментативные реакции происходят строго упорядоченно, но при ушибах и других травмах, когда клетки разрушены и их ферменты оказываются в межклеточной среде, они (ферменты) предотвращают разрушение здоровых клеток, следовательно, ферменты работают и вне клетки

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20736.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20734.

В зимний период в помещениях на комнатных растениях часто появляются паутинные клещи - небольшие животные размером не более 0,3-0,4 мм, с овальным беловато-жёлтым телом. Поселяются они на нижней стороне листьев и стеблях, откладывают полупрозрачные яйца. Это приводит к пожелтению повреждённых листьев и их опадению. В эксперименте учащимся предлагается изучить условия развития паутинного клеша. Объекты и оборудование: комнатные растения, поражённые паутинным клещом; тепличка; опрыскиватель; настои чешуи лука, чеснока; порошок пиретрума. Для этого одно поражённое растение оставляют как контрольное а другое помещают в тепличку (можно надеть на растение полиэтиленовый новый пакет). Два раза в день растение в опыте опрыскивают водой и различными настоями.

20734. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Зависимая переменная - влажность воздуха; независимая переменная - размножение и развитие паутинного клеща
2) Опытное растение помешают в тепличку (надевают полиэтиленовый пакет) и 2 раза в день опрыскивают различными настоями (лука, чеснока, пиретрума)
3) Такой контроль позволяет проверить, действительно ли вредители плохо переносят высокую влажность (выше 90%)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20734.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20732.

Определить интенсивность дыхания прорастающих семян при разной температуре можно, фиксируя степень помутнения известковой воды. Отбирают четыре одинаковых по массе и длине корешка семени помешают их по одному в пробирки с кипяченой водой. Сполоснув семена и пробирки, всю воду сливают, пробирки плотно закрывают пробками и помещают на один день в места с различной температурой у батареи, на столе, на окне или между рамами, в холодильник. Через сутки осторожно открывают одну пробирку и вливают в нее немного известковой воды (1-2 см по высоте пробирки), пробирку плотно закрывают и ставят в штатив. То же самое проделывают с остальными пробирками. Когда во все пробирки будет налит реактив, их встряхивают одновременно (и одинаково) несколько раз.

20732. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Зависимая переменная - температура; независимая - выделение углекислого газа при дыхании
2) При проведении эксперимента необходимо поддерживать температуру; пробирки следует открывать осторожно, стараясь не нагревать их руками, не выпускать из них воздух
3) Такой контроль позволяет установить, действительно ли влияет температура на интенсивность прорастающих семян

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20732.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20730.

Экспериментатор решил изучить процессы основного обмена (обмена веществ) у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам физиологический раствор с гормоном щитовидной железы в разных дозировках и кормил их фиксированным количеством корма. (В норме у мыши синтезируется в сутки 15 мкг гормона.) Результаты эксперимента представлены на графике.

Интенсивность основного обмена веществ у мыши при добавлении тироксина

20730. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему для каждой дозировки гормона необходимо использовать группу мышей, а не одну особь? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если ставить эксперимент на мышах разного вида?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Нулевая гипотеза - интенсивность основного обмена (интенсивность обмена веществ) не зависит от количества гормона (концентрации гормона)
2) Использование группы мышей повышает достоверность результатов (уменьшает погрешность измерения)
ИЛИ
2) Использование группы мышей исключает влияние индивидуальной изменчивости на результат
3) Реакция разных видов мышей на гормон может различаться
ИЛИ
3) Разные виды мышей могут иметь разную скорость основного обмена
4) Зависимость между интенсивностью основного обмена (интенсивностью обмена веществ) и количеством гормона (концентрацией гормона) не удастся установить в явном виде

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20730.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20728.

Экспериментатор решил изучить интенсивность основного обмена веществ у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам разные дозы гормона щитовидной железы в физиологическом растворе. Результаты эксперимента представлены на графике.

Интенсивность основного обмена веществ у мыши при добавлении тироксина

20728. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой экспериментатором)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля* в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - количество (концентрация) введённого гормона; зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - интенсивность основного обмена веществ (уровень основного обмена) (должны быть указаны обе переменные)
2) Группе мышей необходимо вводить физиологический раствор без гормона
3) Остальные параметры необходимо оставить без изменений
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли интенсивность обмена веществ зависит от количества (концентрации) гормона
ИЛИ
4) Такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в интенсивности обмена веществ обусловлены факторами, не связанными с добавлением гормона

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20728.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20726.

Экспериментатор изучал особенности физиологии птиц тауи из семейства Овсянковых, измеряя температуру тела в течение суток. Для этого он помещал птиц в камеру, где поддерживалась постоянная температура 23 °С. В 6:00 он включал свет, а в 18:00 выключал. Результаты эксперимента представлены на графике.

Задание ЕГЭ по биологии

20726. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте была использована группа птиц, а не одно животное? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если в нём использовали птицы разных полов?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Нулевая гипотеза - температура тела птицы тауи не зависит от освещённости (времени суток)
2) Использование группы птиц позволяет увеличить достоверность результата (уменьшить погрешность измерения)
ИЛИ
2) Использование группы птиц исключает влияние индивидуальной изменчивости (индивидуальных особенностей) на результат
3) Птицы разных полов могут иметь различную температуру тела
ИЛИ
3) Температура тела птиц разных полов может изменяться в разных пределах
4) Зависимость между температурой тела птицы тауи и освещённостью (временем суток) не удастся установить в явном виде

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20726.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще