Вверх

Линия заданий 22, ЕГЭ по биологии

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20684.

Экспериментатор решил установить зависимость активности дыхания тараканов от температуры воздуха. Для этого он помещал в замкнутую ёмкость таракана и измерял электронным датчиком концентрацию углекислого газа в ёмкости через 10 минут. Ёмкости помещались в термостатируемую комнату с заданной температурой. Оказалось, что чем выше температура, тем активнее накапливался углекислый газ в ёмкости.

20684. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему комнаты в эксперименте должны быть термостатируемыми? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в комнаты был приток воздуха извне?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Нулевая гипотеза - скорость накопления углекислого газа не зависит от температуры в комнате
2) Термостатируемые комнаты позволяют обеспечивать постоянную температуру воздуха
3) При наличии притока воздуха извне температура в комнате может изменяться
4) Дыхание - многостадийный биологический процесс, активность которого зависит от множества факторов
5) При изменении температуры активность дыхания может меняться, что не позволяет в явном виде установить зависимость от температуры в комнате

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20684.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20682.

Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в растворы с разной концентрацией хлорида натрия. Перед началом эксперимента он выяснил, что концентрация хлорида натрия в плазме крови составляет 0,9 %. В рамках эксперимента он разделил кровь по двум сосудам, в каждый из которых добавил растворы NaCl с разной концентрацией в соотношении 1:1 (на 1 мл крови 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б.

Задание ЕГЭ по биологии
20682. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная - концентрация соли в растворе (солёность), зависимая (изменяющаяся в результате эксперимента) - изменение формы (объёма) эритроцитов / изменение осмотического давления в эритроците (должны быть указаны обе переменные)
2) Отрицательный контроль в данном эксперименте - это сосуд с концентрацией хлорида натрия 0,9 %
3) Остальные параметры (температура, кислотность и др) необходимо оставить без изменений
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли именно изменение концентрации соли вызывает изменение формы эритроцита в данном эксперименте

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20682.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20680.

Проведено изучение влияния введения препарата железа на показатели крови больных анемией кроликов. По результатам общего клинического обследования и анализа показателей крови клинически больных анемией кроликов разделили на две группы: первая группа - кролики, которым для лечения использовали препарат железа; вторая группа - кролики, которым не проводились лечебные мероприятия. Все исследуемые кролики предварительно были выдержаны на карантине 21 день и получали одинаковое питание согласно общепринятой рецептуре полноценных кормов. После этого непосредственно перед началом исследования (введение препарата) у всех кроликов было проведено повторное изучение показателей крови. На начало опытов гематологические и биохимические показатели крови всех подопытных групп были на одном уровне.

Показатели крови больных анемией кроликов при лечении препаратом железа

20680. Какая группа и почему в исследовании является контрольной? Для чего проведено повторное изучение показателей крови? Для чего был нужен подготовительный период перед исследованием?

1) Контрольной является первая группа
2) Так как изучено влияние препарата железа на показатели крови больных анемией кроликов, то группой сравнения (контрольной группой) будут больные кролики, не получающие железо
3) Повторный анализ показателей крови был нужен для определения начального уровня показателей крови, до того как одной группе начнут вводить препарат железа. Также это позволило убедиться, что все животные по-прежнему подходят для исследования
4) Подготовительный период, когда кролики содержались в карантине и получали одинаковое питание, был нужен, чтобы исключить влияние других факторов на ход исследования. Дополнительные заболевания и различия в питании могут повлиять на общее состояние больных кроликов и ход исследования

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20680.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20678.

Проведено изучение зависимости индекса массы тела и артериального давления у студентов мединститута возрастной группы 18-24 года. Определение в группах проводилось ежедневно в одно и то же время на протяжении 10 дней. Каждый участник был анкетирован на предмет наличия заболеваний, приёма лекарств, характера питания и др. Результаты представлены в таблице.

Индекс массы тела рассчитывается по формуле I = m / h2, где
m - масса тела в килограммах,
h - рост в метрах,
и измеряется в кг/м2

ИМТ и показатели  САД и ДАД

20678. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Есть ли в этом исследовании контрольная группа? Почему исследование проводилось в определённой возрастной группе? Обоснуйте проведение анкетирования перед исследованием. Какие еще условия исследования направлены на получение достоверных результатов?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Нулевая гипотеза - артериальное давление не зависит от индекса массы тела (ИМТ)
2) За контрольную группу можно принять группу участников исследования с нормой массы тела
3) Артериальное давление зависит от возраста, привычек питания и приёма лекарственных средств и др.; они учтены с целью минимизации их влияния на результаты исследования
4) Также исследование проведено не однократно, а на протяжении нескольких дней, исследование проведено в одно и то же время

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20678.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20676.

Проведён эксперимент по влиянию спирта на активность дрожжей при брожении. Изучено два вида дрожжей. Сбраживали виноградное сусло, содержавшее 252 г/л сахара, после того, как в него предварительно вводили различные дозы спирта. Результаты определения ферментативной активности дрожжей представлены в таблице.

Влияние спирта на ферментативную активность дрожжей

20676. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какие варианты опыта являлись контрольными и почему? В ходе эксперимента во всех вариантах поддерживалась одинаковая температура. Для чего это было сделано?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - количество газа, выделившееся в ходе брожения, или ферментативная активность дрожжей; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - количество спирта в сусле
2) Нулевая гипотеза - активность дрожжей не зависит от концентрации спирта
3) Контрольными вариантами являлись варианты без добавления спирта (спиртуозность спирта - 0% об.), так как именно они показывают активность дрожжей при сбраживании сусла без влияния спирта
4) Известно, что температура влияет на скорость ферментативных реакций, именно поэтому температура во всех вариантах опыта должна быть одинакова

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20676.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20674.

Одним из параметров, характеризующих чувствительность возбудителя к антибиотику, является величина минимальной подавляющей концентрации (МПК) препарата. МПК - это минимальная концентрация антибиотика, подавляющая видимый рост микроорганизма при его культивировании in vitro в стандартных условиях. Для определения МПК заданные концентрации антибиотика (на схеме антибиотик X) вносят в питательную среду, которую затем засевают культурой исследуемого микроорганизма (возбудителя) и после инкубации оценивают наличие или отсутствие видимого роста в присутствии различных концентраций антибиотика. Также ставят дополнительные варианты с чистой питательной средой и культурой без антибиотика.

Концентрация антибиотика, МПК, рост микроорганизмов в пробирках

20674. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Для чего ставятся дополнительные варианты?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - рост микроорганизмов (визуальное его проявление)
независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - концентрация конкретного антибиотика; в нашем случае антибиотик X
2) Нулевая гипотеза - рост микроорганизмов не зависит от концентрации антибиотика X
3) Контроль 1 - чистая питательная среда для её проверки. Будет ли на ней в отсутствие культуры микроорганизмов и антибиотиков что-то происходить
4) Контроль 2 - среда и культура микроорганизмов без антибиотика как эталон сравнения для вариантов с разными концентрация антибиотика

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20674.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20672.

Проведён эксперимент по изучению влияния pH на активность фермента слюны - амилазы. В пять пробирок прилили по 2 мл раствора крахмала с различным уровнем рН: 5,6; 6,2; 7,0; 7,4; 8,0. В каждую пробирку прилили по 0,5 мл разбавленной слюны. Через 20 минут провели окрашивание йодом. По две капли содержимого пробирок капали на стекло, к ним добавляли каплю раствора Люголя. Крахмал даёт с йодом характерное синее окрашивание. На основании полученной окраски судили об активности амилазы. Результаты капельной пробы представлены в таблице.

pH слюны и цвет после воздействия раствора Люголя

20672. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? В ходе эксперимента добавили ещё варианты определения: такие же пробирки с крахмалом с разным уровнем pH, но вместо слюны ввели туда воду, после чего произвели окрашивание. Для чего это было сделано?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - активность фермента амилазы ИЛИ содержание крахмала в пробирке
2) Независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - уровень pH в пробирке
3) Нулевая гипотеза - активность амилазы слюны не зависит от уровня pH
4) Добавленные варианты - это контроль
5) Контрольные варианты показывают, как ведёт себя крахмал при разном уровне pH, может ли изменение pH повлиять на окрашивание крахмала йодом
ИЛИ
5) Контрольные варианты показывают, действительно ли на окрашивание раствора крахмала с разным pH влияет слюна, а не изменением pH

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20672.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20670.

Учёные провели эксперимент по изучению влияния температуры на интенсивность дыхания, измеряя количество углекислого газа, выделяемого растением за определённый период времени. Они использовали аквариум с водным растением элодеей канадской. В ходе эксперимента поочерёдно создавали разные температурные условия. Концентрацию углекислого газа в воде измеряли при помощи газоанализатора. Результаты эксперимента представлены на графике ниже.

Зависимость интенсивности дыхания от температуры

20670. Какую нулевую гипотезу* сформулировали исследователи перед постановкой эксперимента? В результате эксперимента нулевая гипотеза была подтверждена или опровергнута? Какие действия следует осуществить для повышения достоверности полученных результатов (для исключения влияния случайных ошибок на результат эксперимента)?
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1) Нулевая гипотеза - количество углекислого газа, выделяемого растением за определённый период времени, не зависит от температуры воды
2) Опровергнута (в чем мы убедились на 200%)))
3) Сделать по несколько повторов и посчитать среднее значение по повторам определения количества углекислого газа, выделяемого водным растением за определённый период времени
4) Строго поддерживать заданную температуру воды

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20670.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20668.

Учёные провели эксперимент по изучению влияния температуры на скорость дыхания, измеряя количество углекислого газа, выделяемого растением за определённый период времени. Они использовали аквариум с водным растением элодеей канадской. В ходе эксперимента поочерёдно создавали разные температурные условия. Концентрацию углекислого газа в воде измеряли при помощи газоанализатора. Результаты эксперимента представлены на графике ниже.

Зависимость интенсивности дыхания от температуры

20668. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

1) Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная - температура воды; зависимая (изменяющаяся в результате эксперимента) - количество выделяемого растением углекислого газа
2) В аквариуме необходимо создать условия, при которых заданная температура воды поддерживается постоянной
3) В ходе эксперимента поочерёдно задаются разные значения температуры воды, при этом остальные параметры (освещение и др.) не изменяются
4) Такой контроль позволяет установить, действительно ли температура воды влияет на количество выделяемого растением углекислого газа в данном эксперименте
ИЛИ
4) Такой контроль позволяет проверить, насколько изменения количества выделяемого растением углекислого газа обусловлены факторами, не связанными с повышением температуры воды

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20668.

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание 20666.

Экспериментатор, используя методы генной инженерии, сконструировал несколько вариантов лизоцима, заменив некоторые аминокислоты в этом белке на серосодержащие. В результате количество дисульфидных (S-S) связей в белке увеличилось. Затем он исследовал некоторые характеристики полученных вариантов лизоцима (A–F). Результаты эксперимента представлены в таблице.

Варианты лизоцима, количество S-S связей и температура денатурации лизоцима

20666. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему необходимо, чтобы варианты лизоцима не имели других различий в составе аминокислот, кроме количества дополнительных S-S связей? Объясните, почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что для измерения температуры денатурации для вариантов лизоцима А–С использовали один прибор, а для вариантов D–F – другой.
(*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

1)  Нулевая гипотеза: температура денатурации лизоцима не зависит от количества дисульфидных (S–S) связей (аминокислотного состава белка)
2)  Белки с различным составом аминокислот имеют различную температуру денатурации (разная первичная структура → разная конформация)
3) Различные методы оценки температуры денатурации лизоцима дают разные результаты
ИЛИ
3)  Точность измерения различных приборов отличается (погрешность измерения - отклонение измеренного значения величины от её истинного (действительного) значения)
4)  Зависимость между количеством S–S связей и температурой денатурации в явном виде установить не удастся

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 20666.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще